Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Волгодонска в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ребенка-инвалида Кривко А.К. в лице законного представителя Кривко Н.А. к Министерству общего и профессионального образования Ростовской области, Управлению образования города Волгодонска и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя школа N 9 им. И.Ф. Учаева города Волгодонска о возложении обязанности выделить, направить и перечислить денежную компенсацию за горячее питание в образовательном учреждении, по кассационной жалобе Управления образования города Волгодонска на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения прокурора Пономаревой П.Г, просившей жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Волгодонска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ребенка-инвалида Кривко А. К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного представителя Кривко Н. А. к Министерству общего и профессионального образования Ростовской области, Управлению образования города Волгодонска и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя школа N 9 им. И.Ф. Учаева города Волгодонска (далее также-МБОУ СШ N 9 им И.Ф. Учаева г. Волгодонска) о возложении обязанности выделить, направить и перечислить денежную компенсацию за горячее питание в образовательном учреждении.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Волгодонска во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов", в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", проведена проверка исполнения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, соблюдения прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся учащимися образовательных учреждений, на получение бесплатного питания.
В ходе проведенной проверки установлено, что несовершеннолетний Кривко A.K, имеющий статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, получающий образование на дому, обучается в учреждении с 01.09.2017. При этом, компенсация за горячее питание выплачивается законному представителю ребенка-инвалида лишь с 01.01.2020.
Руководителю учреждения прокуратурой города Волгодонска 20.02.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, которое признано обоснованным, однако ввиду отсутствия финансирования нарушения не устранены.
Согласно ответу, поступившему в прокуратуру города Волгодонска, руководителем учреждения для рассмотрения вопроса о выплате компенсации направлено письмо в Управление образования г. Волгодонска.
16.05.2023 законный представитель несовершеннолетнего Кривко Н.А. обратилась с заявлением к руководителю образовательного учреждения о выплате денежной компенсации за питание за период времени с 01.09.2017 по 31.12.2019.
По результатам рассмотрения 18.05.2023 руководителем образовательного учреждения заявителю дан ответ о выплате компенсации при поступлении денежных средств. До настоящего времени компенсация двухразового питания несовершеннолетнему Кривко А.К. за период с сентября 2017 года по декабрь 2019 года не выплачена.
Выплата компенсации за необеспечение двухразовым горячим питанием ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья Кривко А.К. относится к компетенции соответчиков. Несоблюдение соответчиками требований федерального законодательства привело к нарушению прав и законных интересов ребенка-инвалида Кривко А.К.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 31 августа 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд возложил на Минобразования Ростовской области обязанность принять меры к организации и финансированию МБОУ СШ N 9 им И.Ф. Учаева г. Волгодонска в сумме 54 944 руб. для оплаты денежной компенсации горячего двухразового питания ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому в МБОУ СШ N 9 им И.Ф. Учаева г. Волгодонска Кривко А.К, N; возложил на Управление образования г. Волгодонска обязанность направить денежные средства на обеспечение оплаты денежной компенсации горячего двухразового питания ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому в МБОУ СШ N 9 им И.Ф. Учаева г. Волгодонска, Кривко А.К, N
Также судом возложена обязанность на МБОУ СШ N 9 им И.Ф. Учаева г. Волгодонска при поступлении указанных денежных средств в трехдневный срок с момента их зачисления на счет учреждения, произвести их перечисление законному представителю ребенка-инвалида Кривко Н.А. на указанный ею банковский счет и установлен срок исполнения решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 декабря 2023 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение. Судом постановлено:
обязать Управление образования города Волгодонска в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к организации, финансированию и направлению муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя школа N 9 им. И.Ф. Учаева города Волгодонска денежных средств в размере 54 944 руб. для оплаты денежной компенсации горячего двухразового питания ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому Кривко А.К, N
обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа N 9 им. И.Ф. Учаева города Волгодонска при поступлении указанных денежных средств в трехдневный срок с момента их зачисления на счет учреждения, произвести их перечисление законному представителю ребенка-инвалида Кривко Н. А. на указанный ею банковский счет.
Исковые требования прокурора к Министерству общего и профессионального образования Ростовской области о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к организации и финансированию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя школа N 9 им. им И.Ф. Учаева города Волгодонска, судом оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Управления образования города Волгодонска просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 декабря 2023 года, оставить в силе решение суда первой инстанции. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, лица, участвующие в деле, кроме прокурора, не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом не допущено.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (часть 1 статьи 1; статьи 7 и 18; части 1 и 2 статьи 19; часть 1 статьи 21).
Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 г. N 5-П).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1 статьи 15).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее также- Закон об образовании).
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 34, статьей 37, пунктом 2 части 1 статьи 41 Закона об образовании организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.
Согласно статье 17 вышеназванного закона образование в Российской Федерации может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (пункт 1 части 3 статьи 44 Закона об образовании).
Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Закона об образовании).
Статья 79 Закона об образовании устанавливает особенности обучения лиц ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2016 года N 07-81 "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Анализ приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что предоставление бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения на дому, предусмотренным федеральным законодательством.
Вопрос организации питания обучающихся образовательных учреждений города Волгодонска регулировался действовавшим до 01.01.2022 на территории МО "Город Волгодонск" постановлением администрации города Волгодонска 28.01.2016 N 125 "Об организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Волгодонска" с изменениями, внесенными постановлением N 2127 от 15.10.2020, которыми было предусмотрено обеспечение за счет средств областного бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, учащихся 1-4 классов бесплатным горячим завтраком обучающихся в 1-ю смену, и бесплатным горячим обедом обучающихся во 2-ю смену.
Кроме того, за счет средств местного бюджета предусмотрено обеспечение бесплатным горячим питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из малообеспеченных семей и других.
Порядок бесплатного двухразового питания детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, определен в соответствии с постановлением (действовавшим до 01.09.2020) администрации города Волгодонска от 19.12.2019 N 3111 "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежной компенсации на питание (набор продуктов) детям-инвалидам, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Волгодонска, получающих образование на дому", которым предусмотрена с 01.01.2020 выплата денежной компенсации в размере 63 рубля 53 копейки.
Указанное постановление отменено, в связи с изданием постановления администрации города Волгодонска от 31.08.2020 N 1740 "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежной компенсации на питание (набор продуктов) детям-инвалидам, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Волгодонска, получающих образование на дому", которым предусмотрена выплата денежной компенсации на питание (набор продуктов) детям-инвалидам, обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Волгодонска, получающим образование на дому, которая составляет 63 рубля 53 копейки.
Согласно пункту 1.6 Устава МБОУ СОШ N 9 им ИФ. Учаева г. Волгодонска от 08.05.2015 учредителем школы и собственником имущества школы является муниципальное образование "Город Волгодонск". Функции и полномочия учредителя школы осуществляет Управление образования города Волгодонска.
Также согласно пунктам 6.14 - 6.15 Устава финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется в соответствии с законодательством на основе финансирования муниципального задания. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются администрацией города Волгодонска.
Согласно Положению об Управлении образования г. Волгодонска от 05.03.2008 Управление образования города Волгодонска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Волгодонска, обеспечивающим осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в области образования в соответствии с Уставом муниципального образования "Город Волгодонск".
На основании пункта 16 Устава МБОУ СОШ N 9 им И.Ф. Учаева г. Волгодонска от 08.05.2015 учредителем школы и собственником имущества школы является муниципальное образование "Город Волгодонск". Функции и полномочия учредителя школы осуществляет Управление образования города Волгодонска.
Также согласно пунктам 6.14 - 6.15 Устава финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется в соответствии с законодательством на основе финансирования муниципального задания. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения задания определяются администрацией города Волгодонска.
Кроме того, согласно Положению об Управлении образования г. Волгодонска от 05.03.2008 Управление образования города Волгодонска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Волгодонска, обеспечивающим осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в области образования в соответствии с Уставом муниципального образования "Город Волгодонск".
Несовершеннолетний Кривко А.К. зачислен в МБОУ СШ N 9 им И.Ф. Учаева г. Волгодонска с сентября 2017 года по адаптированной программе дошкольного образования для детей с умственной отсталостью в условиях группы кратковременного пребывания с составлением индивидуальной программы развития и обучается на дому по настоящее время.
Ребенок-инвалид Кривко А.К, имеющий статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в период времени с января 2020 учебного года, обеспечивался бесплатным двухразовым питанием, в том числе в виде сухого пайка или компенсацией двухразового школьного питания в денежном эквиваленте.
Проведенной прокуратурой г. Волгодонска проверкой законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, соблюдения прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся учащимися образовательных учреждений, на получение бесплатного питания, установлено, что несовершеннолетний Кривко А.К, имеющий статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, получающий образование на дому, обучающийся в МБОУ СШ N 9 им И.Ф. Учаева г. Волгодонска с 01.09.2017, получает компенсацию за горячее питание только с 01.01.2020.
Руководителю образовательного учреждения прокуратурой города Волгодонска 20.02.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, которое признано обоснованным, однако ввиду отсутствия финансирования нарушения не устранены.
Согласно ответу, поступившему в прокуратуру города Волгодонска, руководителем учреждения для рассмотрения вопроса о выплате компенсации направлено письмо в Управление образования. г Волгодонска.
16.05.2023 законный представитель несовершеннолетнего Кривко Н.А. обратилась с заявлением к руководителю образовательного учреждения о выплате денежной компенсации за питание за период времени с 01.09.2017 по 31.12.2019.
По результатам рассмотрения 18.05.2023 руководителем образовательного учреждения заявителю дан ответ о выплате компенсации при поступлении денежных средств.
До настоящего времени компенсация двухразового питания несовершеннолетнему Кривко А.К. за период с 01.09.2017 по 31.12.2019 учебные годы в денежном эквиваленте не выплачена, чем нарушены требования статьи 18, частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, пункта 2 части 2 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 41, части 7 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно календарным учебным графикам за 2017-2019 годы Кривко А.К. проходил обучение на дому в период с сентября 2017 года по декабрь 2019 года. Общая сумма компенсации составляет 54 944 рубля.
Суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования прокурора пришел к выводу о том, что выплата денежной компенсации за необеспечение двухразовым горячим питанием ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья Кривко А.К. в спорный период времени относится к компетенции всех соответчиков.
При этом суд первой инстанции отклонил доводы представителей соответчиков об отсутствии нормативного акта, регламентирующего порядок обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных образовательных учреждениях Ростовской области, поскольку Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Областным законом Ростовской области от 14.11.2013 N26-ЗС "Об образовании в Ростовской области", письмом Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" установлена обязанность по обеспечению детей, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, обеспечивать сухим пайком или получать денежную компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на Минобразования Ростовской области обязанности финансирования МБОУ СОШ N 9 им. И.Ф. Учаева города Волгодонска, указав, что они не основаны на подлежащих применению нормах материального права.
Судебная коллегия указала, что у Минобразования Ростовской области отсутствуют полномочия для принятия каких бы-то ни было действий и мер, влекущих за собой правовые последствия по вопросам указанным в решении суда, тем более возможность принять меры к организации и финансированию МБОУ СОШ N 9 им. И.Ф. Учаева города Волгодонска, в связи с чем, Минобразования Ростовской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Установив, что надлежащими ответчиками по делу являются Управление образования города Волгодонска и МБОУ СОШ N 9 им. И.Ф. Учаева города Волгодонска, суд апелляционной инстанции отменил решение районного суда и принял новое решение о возложении на указанных ответчиков обязанности по финансированию и выплате причитающейся компенсации.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Управление образования г. Волгодонска не является надлежащим ответчиком, об отсутствии оснований для взыскания компенсации горячего питания поскольку выплата носит заявительный характер, однако с таким заявлением Кривко Н.А. не обращалась, об истечении срока исковой давности по требованиям о взыскании заявленной суммы, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в апелляционном определении.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления образования города Волгодонска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.