Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Черкасовой Е.В, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к министерству труда и социального развития Краснодарского края, Государственному казенному учреждению Краснодарского края "Центр занятости населения города Краснодара" о восстановлении права, о перерасчете и взыскании пособия по безработице, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения города Краснодара" на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 4 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Черкасовой Е.В, выслушав представителя Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения города Краснодара" по доверенности ФИО1, поддержавшую доводы кассационной жалобы, ФИО2, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к министерству труда и социального развития Краснодарского края, центру занятости населения Центрального округа г. Краснодара о возложении обязанности принять справки и документы от Краснодарского Высшего Военного Училища им. Штеменко Краснодара МО РФ и на их основании произвести перерасчет пособий по безработице; взыскании пособия, и денежной компенсации морального вреда в сумме 50000 руб. Требования мотивированы тем, что она осуществляла трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Краснодарском Высшем Военном Училище им. Штеменко г. Краснодар МО РФ. ДД.ММ.ГГГГ, после увольнения, обратилась в центр занятости населения с целью зарегистрироваться в качестве безработного с выплатой пособия по безработице. После регистрации и получения статуса безработного гражданина, ей назначено пособие по безработице в минимальном размере 1500 руб. на минимальный срок 3 месяца, поскольку ответчик отказался принять документы от прежнего работодателя. ДД.ММ.ГГГГ, после очередной перерегистрации в качестве безработного, в перерасчете пособия по безработице отказано. Полагает, что действиями ответчика нарушены ее права, в связи с чем обратилась в суд
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 4 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2024 года, исковые требования удовлетворены частично, на ГКУ "Центр занятости населения города Краснодара" возложена обязанность произвести перерасчет и выплатить ФИО2 за период с даты возникновения права на пособие по период окончания такого права, недополученную часть пособия по безработице, исходя из представленных сведений о среднем заработке отраженных в справке от ДД.ММ.ГГГГ.
С ГКУ КК "Центр занятости населения города Краснодара" в пользу ФИО2 взыскана денежная компенсация морального вреда в сумме 5000 руб.
В удовлетворении остальных требований отказано.
В кассационной жалобе ГКУ КК "Центр занятости населения города Краснодара" оспаривают законность приятых по делу судебных актов по основаниям несоответствия выводов суда, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 6 мая 2024 года, кассационная жалоба принята к производству и назначена к слушанию.
В судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции представитель Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения города Краснодара" по доверенности ФИО1 поддержала доводы кассационной жалобы, просила отменить состоявшиеся по делу судебные акты первой и апелляционной инстанции, приняв по делу новое судебное решение, а ФИО2 возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили. Судебные извещения вручены.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив законность оспариваемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 работала в Краснодарском высшем военном училище МО РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволена по собственному желанию (п. 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации), что подтверждается трудовой книжкой.
Согласно приказа ЦЗН NП204/222108 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ, пособие по безработице назначено на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере установленной минимальной величины в размере 1500 руб. в месяц, поскольку отсутствовали сведения о среднем заработке.
Из письма Краснодарского ФИО3 им. Штеменко г. Краснодар МО РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного руководителю ГКУ КК "ЦЗН г. Краснодара", следует, что в целях установления ФИО2 пособия по безработице, направлены сведения о её доходе (среднем заработке), на которые начислены страховые взносы в пенсионный фонд.
Согласно справке средний заработок ФИО2 за последние три месяца составил 15279 руб.
Между тем, после регистрации и получения статуса безработного гражданина, ФИО2 назначено пособие по безработице в минимальном размере 1500 руб. на минимальный срок 3 месяца, со ссылкой на отсутствие справки о средней заработной плате, что послужило основанием для обращения в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Закон РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2021 года N 1909, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет и выплатить ФИО2, за период с даты возникновения права на пособие по период окончания такого права, недополученную часть пособия по безработице исходя из представленных сведений о среднем заработке отраженных в справке от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из того, что ГКУ КК ЦЗН неправомерно не принял для расчета пособия справку о среднем заработке ФИО2, представленную как самим заявителем при первоначальном обращении, так и направленную в адрес ответчика КВВУ МО РФ.
Судебная коллегия кассационной инстанции с выводами суда первой и апелляционной инстанции соглашается, поскольку они отвечают установленным по делу юридически значимым обстоятельствам, подтверждаются собранными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам статей 55, 56, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нормам материального права, регулирующим спорные правовые отношения. Выводы судов обстоятельно мотивированы со ссылками на нормы материального права и исследованные доказательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закон РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", которой определено, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
В соответствии с п. 6 Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2021 года N 1909, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании: заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным; документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 года N 1552 "Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)", о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о трудовом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации.
Указанные документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы в соответствии с пунктом 19 Правил регистрации граждан или представляются зарегистрированным гражданином в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил регистрации граждан.
При этом в силу пункта 20 Правил регистрации граждан зарегистрированный гражданин лично представляет документы, предусмотренные частью 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В случаях, предусмотренных пунктом 3 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением "Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 года N 1552 "Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)", зарегистрированный гражданин представляет справку о среднем заработке по последнему месту работы (службы).
Исходя из содержания ст. 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (редакции Федерального закона от 28 июня 2021 года N 219-ФЗ) пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель (пункт 1).
В ст. 33 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (в редакции Федерального закона от 28 июня 2021 года N 219-ФЗ) определено, что пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Исходя из изложенного, в соответствии со ст.ст. 30, 31, 33 и 34 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N1032-1 постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2021 года N 1552, действующим на момент возникновения спорных правоотношений, утверждены Правила исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), которыми определен порядок исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы) (далее по тексту Правила N 1552).
Таким образом, отказывая в принятии соответствующих справок работодателя, содержащих сведения о средней заработной плате истца, произведенных в установленном законом порядке, ответчиком допущено нарушение вышеуказанных Правил, а соответственно, полученный истцом заработок при предоставлении соответствующей справки о таковом в Центр занятости населения позволял начислить истцу пособие по безработице в ином размере.
В связи, с чем выводы суда первой и апелляционной инстанции о наличии правовых оснований для взыскания в пользу истца с ответчика недополученной части пособия, по вине последнего, являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом не принято во внимание, что в соответствии с п. 3 Правил исчисления среднего заработка к исключительным случаям, случай истца не относится, в связи с чем ГКУ КК ЦЗН города Краснодара не имело законных оснований для принятия справки о среднем заработке из ФГКВОУ ВО "КВВУ им. Генерала армии С.М. Штеменко" МО РФ от 31 января 2023 года и перерасчета пособия по безработице, с момента ее поступления ДД.ММ.ГГГГ, является несостоятельным, противоречат нормам права, регулирующим спорные правоотношения, основаны на неверном их толковании.
Доводы ответчика по существу повторяют позицию ответчика в суде первой и апелляционной инстанции, которая была исследована судами нижестоящих инстанций, ей дана надлежащая правовая оценка в принятых по делу судебных актах.
Суд кассационной инстанции с выводами судов соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам настоящего гражданского дела.
Доводы кассационной жалобы связаны с несогласием и переоценкой установленных по делу обстоятельств, правом на которую суд кассационной инстанции не обладает.
Суд кассационный инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (ч. 3 ст. 390 ГПК РФ).
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции мотивированы, а доводы кассационной жалобы не содержат указания на какие-либо новые обстоятельства, не учтенные и не проверенные судом апелляционной инстанции, и не свидетельствуют о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, судами не допущено.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодара от 4 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения города Краснодара" - без удовлетворения.
Председательствующий: С.А. Губарева
Судьи: Е.В. Черкасова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.