Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.
судей: Шамрай М.С, Курлаевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларионовой Татьяны Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области о признании решения незаконным, включении периодов в страховой стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 12 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 18 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ларионова Т.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области о признании решения незаконным, включении периодов в страховой стаж, назначении пенсии, указав в обоснование заявленных требований, что при определении права на страховую пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ответчиком необоснованно не зачтены в страховой стаж периоды отпуска по уходу за детьми ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения - с 2 октября 1985 г. по 27 июля 1986 г, с 15 октября 1987 г. по 20 января 1989 г, а также период обучения с 1 сентября 1981 г. по 27 февраля 1985 г, за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе - периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности. Период работы с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. не включен ответчиком в страховой стаж, в оспариваемом решении суждения относительно данного периоды отсутствуют.
С учетом уточненных требований, истец просила суд признать решение пенсионного органа от 6 февраля 2023 г. N об отказе в назначении пенсии незаконным, включить в страховой стаж периоды: с 2 октября 1985 г. по 27 июля 1986 г, с 15 октября 1987 г. по 20 января 1989 г, с 1 сентября 1981 г. по 27 февраля 1985 г. и с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г.
Решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 12 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 18 декабря 2023 г, в удовлетворении исковых требований Ларионовой Т.С. о включении в страховой стаж в целях назначения страховой пенсии на основании части 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов с 2 октября 1985 г. по 27 июля 1986 г, с 15 октября 1987 г. по 20 января 1989 г, с 1 сентября 1981 г. по 27 февраля 1985 г, признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии N от 6 февраля 2023 г, назначении страховой пенсии с 31 января 2023 г. отказано. Суд включил в страховой стаж Ларионовой Т.В. период работы в АО "Хлебозавод N 1" с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022г.
В кассационной жалобе ОСФР по Ярославской области просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ за отчетный период 2022 года должны быть предоставлены страхователем в срок, не позднее 1 марта 2023 г. Истец обратилась с заявлением о назначении пенсии 31 января 2023 г, решение вынесено ответчиком 6 февраля 2023 г, страхователем АО "Хлебозавод N 1" в отношении истца сведения о страховом стаже за 2022 год представлены 10 февраля 2023 г. Таким образом, на момент вынесения решения об отказе в назначении страховой пенсии не учтены периоды работы за 2022 год, так как страхователем не представлена отчетность по форме СЗВ-СТАЖ, вопрос о включении спорных периодов за 2022 год не мог быть разрешен пенсионным органом. Истцу не отказывалось во включении в страховой стаж периода работы за 2022 год.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке (N). В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны.
С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Ларионова Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась 31 января 2023 г. в ОФПСС с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ как лицо, имеющее более 37 лет страхового стажа.
Решением пенсионного органа истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием страхового стажа требуемой продолжительности, стаж истца, учтенный для целей назначения пенсии по указанному основанию составил 34 года 10 месяцев 14 дней, при требуемом 37 лет.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 28 января 1984 г. по 13 июля 1984 г. истец проходила производственную практику на комбинате "Красный Перекоп", с 17 марта 1985 г. по 20 января 1989 г. работала на комбинате "Красный Перекоп" в должности инструктора производственного обучения. В соответствии со свидетельствами о рождении, ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын ФИО2. В соответствии с дипломом, истец проходила обучение в Ярославском техникуме легкой промышленности в период с 1981 по 1985 годы.
Полагая свои права нарушенными, и обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что ответчиком неправомерно не приняты к зачету для назначения пенсии на основании части 1.2 статьи 8 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период обучения истца в Ярославском техникуме легкой промышленности, а также периоды нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. При суммировании указанных периодов с учтенными пенсионным органом, страховой стаж истца составит более 37 лет, что позволит истцу выйти на пенсию с даты обращения - с 31 января 2023 г. в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения в пенсионный орган истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не достигла возраста 58 лет, включение в страховой стаж при определении права на страховую пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, периодов отпусков по уходу за ребенком и обучения законом не предусмотрено, в связи с чем, суд пришел к выводу о правомерности отказа ответчика в назначении страховой пенсии по старости по достижении истцом 56-летнего возраста при страховом стаже менее 37 лет.
Разрешая спор в части требования истца о включении в стаж периода работы с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. и постановляя решение об удовлетворении иска в данной части, суд первой инстанции исходил из того, что указанный период является периодом осуществления Ларионовой Т.В. трудовой деятельности, за который начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, данный период подлежит включению в страховой стаж истца, исчисляемый в целях назначения страховой пенсии на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С учетом включения указанного периода право на назначение досрочной страховой пенсии у истца на момент обращения с заявлением о ее назначении не возникло, поскольку стаж составил 35 лет 10 месяцев 14 дней.
С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области об отсутствии оснований для включения в страховой стаж истца периода работы с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в АО "Хлебозавод N 1" ввиду того, что Ларионова Т.В. обратилась с заявлением о назначении пенсии 31 января 2023 г, оспариваемое решение принято ответчиком 6 февраля 2023г, в то время как сведения о страховом стаже (форма СЗВ-СТАЖ) за 2022 год представлены страхователем АО "Хлебозавод N 1" 10 февраля 2023г. Отклоняя указанные доводы ответчика, суд апелляционной инстанции указал, что при вынесении решения об отказе в назначении пенсии от 6 февраля 2023 г. ответчиком не полностью учтен страховой стаж Ларионовой Т.В. на дату ее обращения с заявлением о назначении страховой пенсии, что повлекло указание недостоверной информации об общей продолжительности страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях". Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, который включил указанный период в страховой стаж, отметив, что право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в общем порядке возникнет у Ларионовой Т.В. по достижении ею возраста 58 лет (20 мая 2021 г. + 36 месяцев).
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
Статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Согласно приложению N 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ при достижении женщиной возраста 55 лет в 2021 году пенсия назначается не ранее, чем через 36 месяцев.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Частью 8 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Вместе с тем, в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" в той же редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением страховой пенсии, при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Часть 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции Федерального закона от 04.11.2022 N 419-ФЗ предусматривает, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Приведенные положения закона судом применены правильно.
Доводы кассационной жалобы ответчика об отсутствии оснований для включения в стаж истца периода работы с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. по причине того, что страхователем АО "Хлебозавод N 1" в отношении истца сведения о страховом стаже за 2022 год представлены 10 февраля 2023 г, в связи с чем, вопрос о включении спорных периодов за 2022 год не мог быть разрешен пенсионным органом на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, являются несостоятельными, поскольку на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии и на дату вынесения решения об отказе в назначении пенсии от 6 февраля 2023 г. имелись сведения о работе истца АО "Хлебозавод N 1", в том числе подтвержденные записями в трудовой книжке. Поскольку ответчиком не полностью учтен страховой стаж Ларионовой Т.В. на дату ее обращения с заявлением о назначении страховой пенсии, указанное повлекло недостоверную информацию об общей продолжительности страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Приведенные кассатором в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 12 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 18 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.