Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С, Курлаевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ГБУ "УПФ ДНР в Советском районе г. Макеевки", ОСФР по ДНР о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов в специальный стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе ОСФР по ДНР на решение Горняцкого районного суда г. Макеевки ДНР от 7 февраля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ДНР от 3 апреля 2024 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ГБУ "УПФ ДНР в Советском районе г. Макеевки", ОСФР по ДНР о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов в специальный стаж, назначении досрочной пенсии, указав в обоснование заявленных требований, что 11 июля 2022 г. истец обратилась в ГБУ "УПФ ДНР в Советском районе г. Макеевки" с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет согласно пункту "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении".
Решением ГБУ "УПФ ДНР в Советском районе г. Макеевки" N 636 от 29 сентября 2022 г. истцу отказано в удовлетворении заявления, в связи с отсутствием страхового и специального стажа требуемой продолжительности. Пенсионным органом не учтены в страховой стаж период учебы истца в Мариупольском медицинском училище г. Мариуполя и период работы истца в КНП "Медицинское территориальное медицинское объединение здоровья ребенка и женщины".
15 февраля 2023 г. истец повторно обратилась к ГБУ "УПФ ДНР в Советском районе г. Макеевки" с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет согласно пункту "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", однако решением пенсионного органа от 2 июня 2023 г. ФИО3 вновь отказано в назначении пенсии по аналогичным мотивам.
С учетом приведенных обстоятельств, истец просила суд признать противоправными действия ГБУ "УПФ ДНР в Советском районе г. Макеевки", отменить решения N 636 от 29 сентября 2022 г. и N 452 от 2 июня 2023 г, возложить на ОСФР по ДНР обязанность засчитать в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с пунктом "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" периоды учебы истца в Мариупольском медицинском училище г. Мариуполя и работы в КНП "Медицинское территориальное медицинское объединение здоровья ребенка и женщины", назначить пенсию по основаниям пункта "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" с учетом указанных в иске периодов ее учебы и работы, учесть при назначении пенсии справку ОК-5 от 25 октября 2022 г. и справки о стаже, а также возложить на ответчиков судебные издержки по делу.
Решением Горняцкого районного суда г. Макеевки ДНР от 7 февраля 2024 г. исковые требования ФИО3 удовлетворены частично. Суд признал незаконными и отменил решения ГБУ "УПФ ДНР в Советском районе г. Макеевки" N 636 от 29 сентября 2022 г. и N 452 от 2 июня 2023 г, возложив на ОСФР по ДНР обязанность назначить и выплатить ФИО3 пенсию по выслуге лет, предусмотренную пунктом "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" с 11 июля 2022 г, засчитав истцу в страховой стаж периоды ее обучения в Мариупольском медицинском училище г. Мариуполя с 1 сентября 1991 г. по 4 июля 1994 г, период ее работы в КНП "Медицинское территориальное медицинское объединение здоровья ребенка и женщины" с 1 августа 1994 г. по 28 февраля 2023 г. в должности медицинской сестры. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3 отказано. С ответчика в пользу истца взыскана государственная пошлина в размере 150 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ДНР от 3 апреля 2024 г. решение Горняцкого районного суда г. Макеевки ДНР от 7 февраля 2024 г. отменено в части взыскания с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ДНР в пользу ФИО3 государственной пошлины в размере 150 руб. Принято в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ДНР о возмещении расходов по оплате государственной пошлины отказано. В остальной части решение Горняцкого районного суда г. Макеевки ДНР от 7 февраля 2024 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОСФР по ДНР просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на отсутствие у ответчика обязанности и возможности осуществить выплату истцу пенсии за период до ноября 2023 года. Судом не учетно, что истец в Отделение по вопросу назначения пенсии не обращалась, какое-либо решение в отношении истца ответчиком не принималось, обязательств у ответчика перед истцом не имеется. Суд не установилправо истца на пенсию по законодательству Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны.
С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 11 июля 2022 г. ФИО3 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, предоставив: паспорт, ИНН, трудовую книжку БТ-И N от 5 августа 1994 г, диплом и вкладыш III N, свидетельство о браке N-НО N, справку ОК-5.
Решением ГБУ "УПФ ДНР в Советском районе г. Макеевки" N 636 от 29 сентября 2022 г. истцу отказано в назначении пенсии по выслуге лет по пункту "е" статьи 55 Закона Украины N 1788, в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности 25 лет.
15 февраля 2023 г. ФИО3 повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, предоставив: трудовую книжку БТ-Н N от 5 августа 1994 г, диплом и вкладыш III N, свидетельство о браке N-НО N, справку ОК-5, справку об учебе Nд от 24 февраля 2023 г, справки о стаже N от 28 февраля 2023 г. и N от 25 февраля 2022 г, выданные КПП "Медицинское территориальное медицинское объединение здоровья ребенка и женщины.
Решением ГБУ "УПФ ДНР в Советском районе г. Макеевки" N 452 от 2 июня 2023 г. истцу отказано в назначении пенсии по выслуге лет по пункту "е" статьи 55 Закона Украины N 1788, в связи с отсутствием 25 лет специального стажа, поскольку на момент обращения, как страховой стаж истца, так и специальный, составил 0 лет 0 месяцев и 0 дней.
Судом также установлено, что период обучения истца с 1 сентября 1991 г. по 4 июля 1994 г. в Мариупольском медицинском училище г. Мариуполя по специальности "сестринское дело" подтверждается записями в трудовой книжке, справкой об учебе от 24 февраля 2023 г. и дипломом от 5 июля 1994 г, выданным Мариупольским медицинским училищем.
Трудовой книжкой истца и справками о стаже N 01-17/21 от 28 февраля 2023 г, N 01-17/63 от 25 февраля 2022 г, выданными КПП "Медицинское территориальное медицинское объединение здоровья ребенка и женщины", подтверждается, что с 1 августа 1994 г. по 28 февраля 2023 г. ФИО3 работала в КПП "Медицинское территориальное медицинское объединение здоровья ребенка и женщины" (ранее городская больница г. Мариуполя, Горбольница N 3) в должности медицинской сестры.
Страховой стаж истца подтверждается справкой из базы данных реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (ОК-5) от 25 октября 2022 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции установилзначимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов и возражений сторон, их объяснений, исследовал представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, и пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов, исходя их того, что трудовая книжка истца серии БТ-И N оформлена надлежащим образом, содержит в себе период ее обучения в училище, периоды и характер работы, основания внесения записей в нее, в связи с чем, пришел к выводу, что решения ГБУ "УПФ ДНР в Советском районе г. Макеевки" от N 636 от 29 сентября 2022 г. и N 452 от 2 июня 2023 г. об отказе истцу в назначении пенсии по выслуге лет согласно пункту "е" статьи 55 Закона N являются неправомерными и подлежат отмене.
Возлагая на ответчика ОСФР по ДНР обязанность засчитать ФИО3 в страховой стаж период ее обучения в Мариупольском медицинском училище г. Мариуполя с 1 сентября 1991 г. по 4 июля 1994 г, период работы в КПП "Медицинское территориальное медицинское объединение здоровья ребенка и женщины" с 1 августа 1994 г. по 28 февраля 2023 г. в должности медицинской сестры, и назначить истцу пенсию по выслуге лет согласно пункту "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" с 11 июля 2022 г, суд первой инстанции исходил из того, что в силу Указа Главы ДНР от 26 октября 2023 г. N 506 обязанность по зачету и назначению пенсии возложена на ОСФР по ДНР.
С приведенными выводами суда первой инстанции и их нормативно-правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
В кассационной жалобе ответчик ссылается на отсутствие у него полномочий по установлению и осуществлению выплаты пенсии истцу.
Данный довод являлся предметом тщательного исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, которые пришли к выводу о его несостоятельности. С выводами судов в данной части судебная коллегия соглашается.
Так, Декларацией о суверенитете Донецкой Народной Республики от 7 апреля 2014 г. Донецкая Народная Республика провозглашена суверенным государством; Республика самостоятельно определяет свой экономический статус, проводит финансовую, кредитную и инвестиционную политику, формирует свой государственный бюджет, устанавливает порядок образования и использования валютного и других фондов.
Пунктом 2 статьи 86 Конституции ДНР от 14 мая 2014 г. и постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02 июня 2014 г. N 9-1 "О применении Законов на территории ДНР в переходный период" на территории Донецкой Народной Республики продолжают действовать законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики, в редакции по состоянию на день вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики (14 мая 2014 г.) в части, не противоречащей ей.
Указом Главы ДНР N 119 от 25 марта 2015 г. обязанность по выплате пенсий гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение и состоящим на учете в Пенсионном Фонде Донецкой Народной Республики, возложена на Пенсионный Фонд Донецкой Народной Республики, начиная с апреля 2015 года.
Во исполнение данного Указа 25 марта 2015 г. был утвержден Порядок выплаты и доставки пенсий; Указом Главы ДНР N 158 от 24 апреля 2015 г. утвержден новый Порядок выплаты и доставки пенсий, согласно пункту 1 которого средства на выплату пенсий перечисляются Минфином ДНР на счет Пенсионного фонда ДНР. Финансирование и организация выплаты пенсий со счета Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики осуществляются в российских рублях через его территориальные органы согласно месячной потребности и графику выплаты пенсий.
Согласно Федеральному конституционному закону от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", Договору между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, Донецкая Народная Республика считается принятой в Российскую Федерацию 30 сентября 2022 г.
В соответствии со статьей 4 вышеназванного Федерального конституционного закона Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Донецкой Народной Республики со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Донецкой Народной Республики.
Согласно статье 14 указанного Федерального конституционного закона граждане Донецкой Народной Республики, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Федерального конституционного закона или в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме и на охрану здоровья. До 1 марта 2023 г. на территории Донецкой Народной Республики создаются территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования
В силу статьи 31 вышеуказанного закона, регламентирующей особенности регулирования отдельных отношений на территории Донецкой Народной Республики, в течение переходного периода особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме гражданам и лицам, указанным в части 1 статьи 14 настоящего Федерального конституционного закона, а также особенности правового регулирования отношений в сферах образования и науки на территории Донецкой Народной Республики устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 36 данного Закона установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта и до 1 января 2026 г. действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 17 февраля 2023 г. N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (вступил в силу с 1 марта 2023 г.) установление и выплата пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случае, если полномочия соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по установлению и выплате пенсий, ежемесячных пенсионных выплат переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании соглашений, заключаемых между высшим исполнительным органом указанных субъектов Российской Федерации и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона от 17 февраля 2023 г. N 17-ФЗ между Правительством Донецкой Народной Республики и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации заключено соглашение о предоставлении субвенции из бюджета Донецкой Народной Республики бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и издан Указ Главы Донецкой Народной Республики от 26 октября 2023 г. N 506 "О передаче полномочий Донецкой Народной Республики по установлению и осуществлению выплаты пенсий Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
Согласно пункту 1.1 данного Указа полномочия по установлению и осуществлению выплаты пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации с 1 ноября 2023 г.
Частями 5 и 22 статьи 2 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" установлено, что Фонд является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки), осуществляя свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.
Согласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица - это возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренном в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Пункт 3 статьи 49 ГК РФ гласит, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Из положений статей 57 и 58 ГК РФ следует, что при реорганизации юридического лица его права и обязанности переходят к другому юридическому лицу в зависимости от формы реорганизации.
Поскольку в связи с принятием Указа Главы ДНР N 506 от 26 октября 2023 г. полномочия по установлению и осуществлению выплаты пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, переданы от Правительства Донецкой Народной Республики Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, с 1 ноября 2023 г. у Пенсионного Фонда Донецкой Народной Республики, структурным подразделением которого является ГБУ "УПФ ДНР в Советском районе г. Макеевки", отсутствуют соответствующие полномочия.
В соответствии с нормами Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" - Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения (часть 22 статьи 2).
Согласно части 1 и 4 статьи10 данного Федерального закона средства бюджета Фонда являются собственностью Российской Федерации. В случае недостаточности в бюджете Фонда средств на исполнение обязательств по конкретному виду обязательного социального страхования и на финансирование других установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации расходов Фонда Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Фонда в размерах, позволяющих обеспечить исполнение указанных обязательств и финансирование таких расходов.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ деятельность Фонда осуществляется на основе принципа соблюдения государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования, социального обеспечения.
Приняв во внимание приведенные нормы права и обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу, что на дату вынесения обжалуемого решения иной орган, уполномоченный исполнять обязанность по назначению пенсии гражданину, кроме как Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в Российской Федерации отсутствует, в связи с чем, правомерно отклонен довод ответчика об отсутствии у него полномочий по установлению и осуществлению выплаты пенсий.
Также обоснованно отклонен довод ответчика об отсутствии у ОСФР по ДНР финансовых возможностей по осуществлению выплаты пенсии истца за период с 11 июля 2022 г. по 1 ноября 2023 г, поскольку недостаточность размера ассигнований в рамках соглашения о предоставлении субвенций из бюджета ДНР Социальному фонду России не может являться основанием к ущемлению пенсионных прав граждан, реализация которых возложена на территориальные органы Фонда, в том числе - ОСФР по ДНР.
Приведенные кассатором в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Иных доводов, которые могли бы привести к отмене либо изменению обжалуемых судебных постановлений, кассационная жалоба ответчика не содержит, истцом судебные постановления не обжалуются.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, по доводам кассационной жалобы допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горняцкого районного суда г. Макеевки ДНР от 7 февраля 2024 г, в той части, в которой оно оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ДНР от 3 апреля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ДНР от 3 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ОСФР по ДНР - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.