Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В., судей фио, фио, при помощнике судьи Азарцевой Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации фио по доверенности на решение Пресненского районного суда адрес от 19 июля 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с требованиями действующего законодательства произвести комплекс землеустроительных мероприятий по установлению на местности границ земельного участка военного городка N 047 площадью 173 600 кв.м. в адресным ориентиром: адрес поставить земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости, оформить и зарегистрировать на него право собственности Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 42 военной прокуратуры гарнизона, действующий в защиту интересов РФ, обратился в суд с иском к ответчику Министерству обороны РФ об обязании произвести комплекс землеустроительных мероприятий по установлению на местности границ земельного участка военного городка N 047 площадью 173 600 м2 с адресным ориентиром адрес, после чего поставить земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости и оформить на него право собственности Российской Федерации.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал на то, что 42 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения в войсковой части 51858 требований законодательства о сохранности государственной собственности, в части надлежащего оформления земель обороны.
В ходе проверки установлено, что на балансовом учете ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России на основании приказа Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 года N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" и передаточного акта от ФГКЭУ "192 КЭЧ адрес от 26 августа 2011 года находится объект недвижимости имущества - земельный участок площадью 173 600 м2 с адресным ориентиром: адрес. На данном земельном участке дислоцировано подразделение войсковой части 51858. Согласно передаточному акту, основанием предоставления земельного участка является Распоряжение Совета Министров СССР от 16 июля 1952 г. N 15050-РС. Также в рамках проверки установлено, что границы земельного участка военного городка N 047, расположенного вблизи адрес, находящегося на балансе ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, в соответствии с действующим законодательством не установлены, межевой план на него не составлен, на государственный кадастровый учет указанный объект недвижимости не поставлен, государственная регистрация права собственности на него не произведена. В связи с чем, начальнику ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России внесено представление об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено, однако нарушения законодательства не устранены. В связи с изложенным истец обратился в суд с настоящим иском.
Прокурор в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности фио в судебном заседании коллегии доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Министерства обороны РФ по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с п. "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находился федеральная государственная собственность и управление ею.
Согласно положениям п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61- ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны РФ от 03.09.2020 N 444 "Об утверждении Положения о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации" выполнение указанных выше функций возложено на Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации и его структурные подразделения.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными законами.
В силу положений ст. 210 ГК РФ бремя содержания недвижимого имущества несет его собственник - Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
В силу ч. 3 ст. 39 Закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 Закона).
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 42 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения в войсковой части 51858 требований законодательства о сохранности государственной собственности, в части надлежащего оформления земель обороны.
В ходе проверки установлено, что на балансовом учете ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России на основании приказа Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 года N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" и передаточного акта от ФГКЭУ "192 КЭЧ адрес от 26 августа 2011 года находится объект недвижимости имущества - земельный участок площадью 173 600 м2 с адресным ориентиром: адрес. На данном земельном участке дислоцировано подразделение войсковой части 51858.
Согласно передаточному акту основанием предоставления земельного участка является Распоряжение Совета Министров СССР от 16 июля 1952 г. N 15050-РС.
Также в рамках проверки установлено, что границы земельного участка военного городка N 047, расположенного вблизи адрес, находящегося на балансе ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, в соответствии с действующим законодательством не установлены, межевой план на него не составлен, на государственный кадастровый учет указанный объект недвижимости не поставлен, государственная регистрация права собственности на него не произведена.
По данному факту начальнику ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России внесено представление N 11 от 17 марта 2022 года об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено, однако нарушения законодательства не устранены.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обоснование своих возражений на иск, представитель Министерства обороны РФ указал следующее.
В соответствии с приказом Минобороны России от 17.12.2010 года N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России приняло на баланс от ФГКЭУ "194 квартирно-эксплуатационная часть адрес земельные участки военного городка N 041.
Пунктом 25 Устава Учреждения, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03 марта 2017 г. N 607 (далее - Устав) определено, что имущество учреждения формируется за счет имущества, закрепленного Минобороны России за Учреждением на праве оперативного управления или предоставленного Учреждению в безвозмездное пользование, земельных участков, предоставленных Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 19 Учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из письма ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России от 19 апреля 2022 года N 141/1/3967дсп следует, что учреждением до военного прокурора доведена информация о проводимых мероприятиях по постановке на кадастровый учет земельного участка.
Организация указанных мероприятий осуществляется в пределах средств, доводимых на соответствующие цели с учетом приоритетов, определяемых командованиями военных округов, видов (родов) войск и заинтересованными органами военного управления.
Разрешая спор, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, принимая во внимание, что в результате отсутствия должного контроля за указанным объектом недвижимости и бездействия в защите государственных интересов со стороны должностных лиц Центрального ТУИО, создаются предпосылки к незаконному вовлечению земель обороны в хозяйственный оборот, ввиду того, что до настоящего времени кадастровые работы по установлению границ земельного участка не проведены, права на земельные участки, граничащие с объектами Минобороны России, без каких-либо ограничений приобретаются третьими лицами для целей размещения садовых участков и производственных площадей, отсутствие правоустанавливающих документов препятствует установлению запретных зон военных объектов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 года N 405, пришел к правильному выводу о том, что выполнение работ по проведению землеустроительных работ напрямую зависит от Министерства обороны РФ, в связи с чем удовлетворил исковые требований в полном объеме, обязав Министерство обороны Российской Федерации произвести комплекс землеустроительных мероприятий по установлению на местности границ земельного участка военного городка N 047 площадью 173 600 кв.м. в адресным ориентиром: адрес поставить земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости, оформить и зарегистрировать на него право собственности Российской Федерации.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор не наделен полномочиями на предъявление настоящего иска к Министерству обороны РФ, является несостоятельным, поскольку такое право предоставлено прокурору, защищающему интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, на основании ст. 45 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что прокурор избрал ненадлежащий способ защиты интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, не свидетельствует о допущенных судом нарушениях норм права, поскольку Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне".
В связи с тем, что в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам России, регистрация права федеральной собственности на земельные участки и внесение изменений о таких земельных участках в сведения государственного кадастра недвижимости осуществляется на основании решения Минобороны РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, они были предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона, являющихся основанием для отмены решения суда, коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пресненского районного суда адрес от 19 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.