Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-0640/2024 по административному исковому заявлению ООО "СЗ "ПРАКТИКА" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, установлении кадастровой стоимости зданий и помещений, равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СЗ "ПРАКТИКА" обратилось в суд с административным исковым заявлением о пересмотре утвержденной распоряжением Департамента городского имущества адрес от 15 ноября 2021 года N51520 кадастровой стоимости:
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002013:1015, - нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002013:2683, - помещения с кадастровым номером 77:01:0002019:3668, - помещения с кадастровым номером 77:01:0002019:3746.
Административный истец с учетом уточнения требований в порядке ст.46 КАС РФ просит установить кадастровую стоимость данных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размерах, соответственно, сумма, сумма, сумма и сумма
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что является собственником спорных зданий и помещений; внесённая в Единый государственный реестр недвижимости их кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, что затрагивает права ООО "СЗ "ПРАКТИКА", так как влияет на размер налоговых обязанностей; административный истец считает возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждение которой ссылается на заключение судебной экспертизы от 6 февраля 2024 года.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Департамент городского имущества адрес представил письменные пояснения, в которых выразил сомнения в обоснованности определенной в представленном административным истцом в соответствии с требованиями статьи 246 КАС РФ отчете об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, ее достоверности ввиду несоответствия отчета законодательству об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Административный ответчик замечаний к экспертизе не имеет, ходатайствует о возмещении расходов на оплату экспертизы в сумме сумма
Иные лица, участвующие в деле, возражений на административный иск и замечания к заключению эксперта не представили.
Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в адрес и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в адрес осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке", Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде, если они затрагивают их права или обязанности; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении административного дела установлено, что вышеозначенные здания и помещения принадлежат административному истцу; права собственности ООО "СЗ "ПРАКТИКА" зарегистрированы в 2022 году.
Результаты определения кадастровой стоимости, оспариваемые в настоящем деле, утверждены распоряжением Департамента городского имущества адрес от 15 ноября 2021 года N 51520; согласно указанному акту кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2021 года в следующих размерах:
- для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002013:1015 - сумма
- для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002013:2683 - сумма
- для помещения с кадастровым номером 77:01:0002019:3668 - сумма, - для помещения с кадастровым номером 77:01:0002019:3746 - сумма
В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости спорных зданий и помещений, которая подлежала применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.
Административный истец уплачивает в отношении спорных объектов недвижимости налог на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости, что никем не оспаривается (статья 65 КАС РФ); это свидетельствует о праве ООО "СЗ "ПРАКТИКА" требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении этих объектов кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Оспаривая кадастровую стоимость, ООО "СЗ "ПРАКТИКА" с административным иском представило Отчёт об оценке N2023-01/104 от 7 апреля 2023 года, подготовленный ООО "Бюро оценки бизнеса" (далее - Отчет об оценке), в котором рыночная стоимость спорных объектов недвижимости определена по состоянию на 1 января 2021 года в следующих размерах:
- для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002013:1015 - сумма
- для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002013:2683 - сумма
- для помещения с кадастровым номером 77:01:0002019:3668 - сумма, - для помещения с кадастровым номером 77:01:0002019:3746 - сумма
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений; обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца; административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Департамент городского имущества адрес при рассмотрении административного дела указывал на несоответствие представленного с административным иском Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и необоснованность определенных в нем величин рыночной стоимости.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В связи с возникшим спором определением суда от 28 августа 2023 года по административному делу назначена экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о соответствии Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года; производство экспертизы поручено ФГБУ Московская областная ЛСЭ Минюста России.
Согласно заключению эксперта ФГБУ Московская областная ЛСЭ Минюста России фио от 6 февраля 2024 года Отчёт об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённые в Отчёте об оценке рыночные стоимости не подтверждаются. По состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость определена в следующих размерах: для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002013:1015 - сумма, для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002013:2683 - сумма, для помещения с кадастровым номером 77:01:0002019:3668 - сумма, для помещения с кадастровым номером 77:01:0002019:3746 - сумма
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется.
Экспертиза назначалась непосредственно судом, ее производство поручалось государственному судебно-экспертному учреждению. Заключение эксперта соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 КАС РФ. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности.
Изложенные в заключении суждения не допускают их неоднозначного толкования, а выводы - последовательны и не противоречивы; исследования проведены в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, на строго научной и практической основе, не вводят в заблуждение.
В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, описаны существующие подходы, методы определения рыночной стоимости; подробно описаны объекты экспертизы, их местоположение, качественные и количественные характеристики, всесторонне проанализирован рынок недвижимости в адрес, в том числе сегмент рынка, к которому относятся спорные здания и помещения; указаны ценообразующие факторы, влияющие на их рыночную стоимость, обоснованы выбор подходов и методов оценки, объектов-аналогов; объекты исследования и все аналоги имеют сопоставимые характеристики, которые в процессе экспертизы также скорректированы по ценообразующим факторам; расчёты отражают порядок их проведения и позволяют проверить полученные экспертами результаты, не содержат арифметических ошибок.
Итоговые суждения о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделаны экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями действующего законодательства и федеральных стандартов оценки.
Противоречий между исследовательской частью и выводами эксперта не установлено; предусмотренные статьей 83 КАС РФ основания для назначения по административному делу повторной, дополнительной экспертизы отсутствуют; ходатайств об этом участниками процесса также не заявлено.
Лица, участвующие в деле, с заключением судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно, возражений и замечаний по существу исследования не представили; административным истцом изменены заявленные требования с учетом заключения эксперта.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что правильность заключения судебной экспертизы не опровергнута; ставить его под сомнение, как и применительно к нормам статей 59, 61, 82 КАС РФ считать его недопустимым, ненадлежащим доказательством, у суда оснований не имеется.
Учитывая изложенное, суд считает, что в основу решения, как об этом и просит административный истец, должно быть положено заключение судебной экспертизы, определившее по состоянию на 1 января 2021 года рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, равной которой и надлежит установить их кадастровую стоимость.
Доказательств иной рыночной стоимости в ходе судебного разбирательства не установлено; Отчет об оценке с учетом экспертного заключения (которому суд в полной мере доверяет), оценивается судом критически и, как следствие, рыночную стоимость спорных зданий и помещений не подтверждает.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях представителя Департамента городского имущества адрес, о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества адрес на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению по 31 декабря 2023 года.
В Единый государственный реестр недвижимости также подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, которыми в настоящем случае необходимо считать дату обращения административного истца в суд.
Разрешая ходатайство Департамента городского имущества адрес о возмещении судебных расходов на оплату экспертизы, суд руководствуется статьями 62, 106, 108, 111 КАС РФ, а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, и разъяснениями, приведенными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", учитывает, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью существенной не является (от 27% до 33%), а потому находит, что судебные расходы на оплату экспертизы в настоящем случае подлежат отнесению на административного истца.
При этом, суд исходит из того, что проверка Отчёта об оценке на его соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе в рамках судебной экспертизы, сводится к исполнению обязанности административного истца по представлению доказательств по вопросу установления кадастровой стоимости, равной рыночной; иным образом в рамках настоящего административного спора проверить отчёт невозможно; по итогам экспертизы определённые в отчёте рыночные стоимости спорных объектов недвижимости не подтверждены, в связи с чем изначально представленные административным истцом доказательства (Отчёт об оценке) не положены в основу решения, а административным истцом изменены заявленные требования; в то же время, настоящим решением суда установлена кадастровая стоимость, равной рыночной стоимости, в размере, определённом в экспертном заключении.
Таким образом, право на пересмотр кадастровой стоимости и установление рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости административным истцом реализовано; кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости пересмотрена. При этом, решение по настоящему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика; его противоположных юридических интересов, в том числе с учетом отсутствия замечаний к заключению эксперта, не установлено.
Кроме того, допущенное в настоящем случае расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью, которое не является кратным, укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки допустимый диапазон отклонений (до 50%), не свидетельствует об ошибке, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод заявителя; при рассмотрении дела не установлено, что по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости была определена, очевидно, ошибочно, с нарушением методологии и принципов государственной кадастровой оценки. Финансовая выгода в связи с изменением кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости для собственника присутствует; доказательств обратного суду не представлено.
При таких данных, суд находит, что с административного истца в пользу Департамента городского имущества адрес надлежит взыскать в счет возмещения судебных расходов на оплату экспертизы сумма; их предварительная оплата административным ответчиком подтверждается платежным поручением N 13289 от 5 октября 2023 года, оснований не доверять которому суд не имеет.
Предусмотренных законом оснований для снижения размера указанных судебных расходов либо для освобождения административного истца от их уплаты суд не усматривает; их чрезмерность или необоснованное завышение не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить на период по 31 декабря 2023 года кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:01:0002013:1015, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере сумма
Установить на период по 31 декабря 2023 года кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002013:2683, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере сумма
Установить на период по 31 декабря 2023 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0002019:3668, расположенного по адресу: адрес, помещение 1\1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере сумма
Установить на период по 31 декабря 2023 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0002019:3746, расположенного по адресу адрес, помещение 1/3, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере сумма
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 июля 2023 года.
Взыскать с ООО "СЗ "ПРАКТИКА" в пользу Департамента городского имущества адрес в счет возмещения судебных расходов на оплату экспертизы сумма
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 22 мая 2024 г.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.