Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Михайлова Андрея Николаевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Чебоксарского района Чувашской Республики от 8 ноября 2023 года, решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 11 января 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Михайлова Андрея Николаевича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Чебоксарского района Чувашской Республики от 8 ноября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 11 января 2024 года, Михайлов Андрей Николаевич (далее - Михайлов А.Н.), ранее замещавший должность главы администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Михайлов А.Н. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, прекращении производства по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объёме.
Проверив материалы дела, с учётом доводов жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, именуются субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В
Как следует из части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Решением Собрания депутатов Чебоксарского района от 15 декабря 2020 года N 04-06 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Чебоксарского района, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, поступившие из республиканского бюджета Чувашской Республики и имеющие целевое назначение на текущий финансовый год и плановый период (далее - Правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Чебоксарского района).
Приложением N 2 к Правилам предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Чебоксарского района утверждены Правила предоставления субсидий из бюджета Чебоксарского района бюджетам сельских поселений Чебоксарского района, поступивших из республиканского бюджета Чувашской Республики на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения (далее - Правила предоставления субсидий на ремонт автомобильных дорог).
Согласно пункту 1.3 Правил предоставления субсидий на ремонт автомобильных дорог субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств сельских населений, связанных с реализацией муниципальных программ и государственных программ Чувашской Республики, реализацией вступивших в силу решения судебных органов, а также решений администрации Чебоксарского района и администраций сельских поселений, предусматривающих выполнение в текущем финансовом году следующих видов работ:
- комплекса работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полос" отвода автомобильной дороги (капитальный ремонт автомобильных дорог);
- комплекса работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (ремонт автомобильных дорог).
Пункт 1.4. Правил предоставления субсидий на ремонт автомобильных дорог запрещает использовать субсидии на цели, не установленные настоящими Правилами, а также на возмещение расходов, ранее произведенных из бюджетов сельских поселений.
Согласно пункту 1.3 Правил предоставления субсидии (приложение 3.2 к подпрограмме "Безопасные и качественные дороги") состав и виды работ установлены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении классификации дорог по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Классификацией работ к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог (раздел II), согласно разделу II части 3 пункта 2 подпункта б) Классификации работ полная замена дорожной одежды на новую более прочную и долговечную, выполняется в рамках капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги до значений, соответствующих её фактической категории.
30 декабря 2021 года заключено Соглашение о предоставлении в 2022 году и плановом 2023 и 2024 годов субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Чебоксарского района Чувашской Республики на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов поселений N 06-14/16-4/11.
В свою очередь 30 декабря 2021 года заключено Соглашение N 12 о предоставлении в 2022 году и плановом 2023 и 2024 годов субсидии из бюджета Чебоксарского района Чувашской Республики бюджету Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов.
Аудитором Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в соответствии с планом работы на 2023 год в период с 17 апреля по 5 июня 2023 года проведено контрольное мероприятие "Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств администрацией Чебоксарского муниципального округа (муниципального района), в том числе межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики за 2021-2022 года и истекший период 2023 года".
В ходе контрольного мероприятия установлено, что администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики Синьяльскому сельскому поселению представлена в 2022 году субсидия из бюджета Чебоксарского района в сумме 1927, 1 тыс. рублей на условиях софинансирования за счет местного бюджета - 214, 1 тыс. рублей (всего 2 141, 2 тыс. рублей), в том числе на ремонт автомобильной дороги по ул. Мичурина в дер. Ильбеши протяжённостью 0, 304 км, согласно приложению N 2 к соглашению N 12 от 30 декабря 2021 года (л.д. 164-171).
Как следует из перечня мероприятий, субсидия предоставлялась в целях софинасирования ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов поселения (л.д. 168).
Синьяльским сельским поселением Чебоксарского района Чувашской Республики 26 апреля 2022 года заключены договоры N 21, N 22, N 23, N 24 на ремонт автомобильной дороги в д. Ильбеши по ул. Мичурина от дома 48 до дома 22, общей протяженностью 367 м, с ООО "Торговый дом "Алсер Строй". Стоимость каждого договора составляет 599, 2 тыс. рублей каждый.
Названными договорами предусмотрено в числе прочего выполнение работ по замене (устройству) дорожной одежды, включающих разработку покрытий и оснований щебёночных; уплотнение грунта, устройство прослойки из нетканного синтетического материала, устройство покрытий из горячих асфальтобетонных смесей, укрепление обочин щебнем.
Анализ локальных сметных расчетов, актов выполненных работ и визуального осмотра результатов исполнения договоров по ремонту дороги по ул. Мичурина в д. Ильбеши от 30 мая 2023 года с учетом приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 свидетельствует о проведении работ по замене дорожной одежды на новую более прочную, которые подлежали выполнению в рамках капитального ремонта.
Таким образом, Михайлов А.Н, исполняя обязанности главы Синьяльского сельского поселения по адресу: Чувашская Республика Чебоксарский район, с. Синьялы, ул. Центральная, д. 42, в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий, допустил нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии) предоставленных согласно Соглашению N 12 от 30 декабря 2021 года о предоставлении в 2022 году и в плановом периоде на 2023 и 2024 годов субсидии из бюджета района Чувашской Республики бюджету Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на капитальный ремонт и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов (далее - Соглашение N 12), выразившееся в расходовании денежных средств на проведение капитального ремонта дороги по ул. Мичурина в д. Ильбеши, в то время как согласно по приложению N 2 к Соглашению N 12 от 30 декабря 2021 года объемы средств субсидии предусмотрены на проведение ремонта автомобильной дороги (комплекса работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги).
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, изложенными в судебных актах, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность исследованных доказательств обоснованно признана достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Михайлова А.Н.
Требования статьи 24.1 названного Кодекса соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 названного Кодекса.
Предыдущие судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследованных доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьёй вышестоящей судебной инстанции в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объёме.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель в обоснование незаконности указывает на то, что условия предоставления субсидии, установленные постановлением Кабинета Министроя Чувашской Республики от 29 декабря 2018 года N 599 "О государственной программе Чувашской Республики "Развитие транспортной системы Чувашской Республики", для реализации которого заключено соглашение, им нарушены не были. Полагает, что условия соглашения о предоставлении субсидии не являются условиями предоставления субсидии, понимаемыми в смысле статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нарушение которых влечет ответственность по данной статье; обращает внимание на то, что правила предоставления субсидий из республиканского бюджета (приложение N 5.2 к подпрограмме "Безопасные и качественные автомобильные дороги" государственной программы Чувашской Республики "Развитие транспортной системы Чувашской Республики") предполагают возможность использования средств как для ремонта, так и для капитального ремонта.
Данные доводы жалобы отмену постановления и решения не влекут, поскольку запрет на использование субсидии на цели, не установленные настоящими Правилами, установлен пунктом 1.4. Правил предоставления субсидий на ремонт автомобильных дорог.
Как следует из пункта 1.2 Соглашения о предоставлении в 2022 году и плановом 2023 и 2024 годов субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Чебоксарского района Чувашской Республики на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов поселений от 30 декабря 2021 гола N 06-14/16-4/11, предоставление субсидий осуществляется в соответствии с приложением N 1 и приложения N 2 к настоящему соглашению. Согласно пункту 3.2 названного Соглашения субсидии предоставляется при выполнении условий, в числе которых наличие правого акта Чебоксарского района Чувашской Республики об утверждении в соответствии с требованиями нормативно правовых актов Российской Федерации и нормативно правовых актов Чувашской Республики перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, указанного в пункте 1.2 настоящего Соглашения.
Между тем, в перечне мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в качестве таких мероприятий указан ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов поселения (л.д. 206). Мероприятия по капитальному ремонту автомобильных дорог не предусмотрены.
В приложении N 1 к соглашению N 12 от 30 декабря 2021 года о предоставлении в 2022 году и плановом 2023 и 2024 годов субсидии из бюджета Чебоксарского района Чувашской Республики бюджету Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов, в перечень мероприятий, в целях софинасирования которых предоставляется субсидия, мероприятия по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов поселений не предусмотрены. В графе объёмы финансирования на названные работы указано "0". Данный перечень в качестве мероприятий в целях софинасирования которых предоставляется субсидия содержит указание на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов поселения (л.д. 168).
Вопреки доводу жалобы оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, установленных указанными нормами.
По настоящему делу отсутствует вся совокупность условий, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, необходимых для применения положений части 1 статьи 4.1.1 данного Кодекса, для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда безопасности государства, учитывая, что объектом рассматриваемого административного правонарушения являются финансовые интересы государства, формирование доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года N 1338-О, действующие во взаимосвязи статьи 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяют условия, при которых в случае привлечения указанных лиц к административной ответственности административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение. При этом применение данных норм осуществляется исходя из фактических обстоятельств каждого дела судьей, органом, должностным лицом, на рассмотрении которых находится это дело.
С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела оснований для замены Михайлову А.Н. административного штрафа предупреждением в порядке части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нахожу.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу постановления и решения.
Административное наказание назначено Михайлову А.Н. в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.
Порядок и срок давности привлечения Михайлова А.Н. к административной ответственности соблюдены. Дело рассмотрено мировым судьей с соблюдением правил подсудности, с учётом положения частей 1.1, 3 статьи 23.1, части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Чебоксарского района Чувашской Республики от 8 ноября 2023 года, решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 11 января 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Михайлова Андрея Николаевича оставить без изменения, а жалобу Михайлова Андрея Николаевича - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что должностное лицо нарушило условия предоставления межбюджетных трансфертов, использовав средства на капитальный ремонт дороги, хотя субсидия предназначалась только для текущего ремонта. Жалоба на судебные акты о наложении штрафа была отклонена, так как доказательства подтвердили наличие административного правонарушения. Штраф был назначен в минимальном размере, с соблюдением всех процессуальных норм.