Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кириченко А.Д, судей Никоновой О.И, Туляковой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Н. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2024 года по гражданскому делу N 2-5476/2023 по иску Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении пенсии и взыскании невыплаченной страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Н. (с последующим уточнением своих требований) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (в настоящее время - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, выплате недополученной страховой пенсии.
В обоснование иска указал, что 29 ноября 2021 г. решением ответчика ему отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 42 летнего страхового стажа. Считает данный отказ незаконным, указывая, что для назначения пенсии ранее требовался лишь страховой стаж 20 лет, а у истца данный стаж составляет более 40 лет, пенсионный коэффициент составляет 133, что превышает требуемый для назначения пенсии коэффициент в более чем 3 раза. Поскольку истец имел право на выход на пенсию ранее достижения возраста, то ответчик должен выплатить истцу невыплаченную пенсию за полтора года в размере 447 858 руб. (24 881 рублей размер страховой пенсии истца х 18 месяцев).
На основании вышеизложенного просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от 29 октября 2021 г. об отказе в установлении пенсии и выплатить страховую пенсию за полтора года в размере 447 858 руб.
Решением Кировского районного суда г.Уфы от 17 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2024 года, в удовлетворении исковых требований Н. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе истец Н. просит отменить судебные акты по делу как незаконные и необоснованные, полагая, что имел право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста с 29 ноября 2021 года, в чем ему необоснованно было отказано.
В судебном заседании истец, представитель ответчика не присутствовали, извещались судом надлежащим образом, в соответствии с положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких обстоятельств, судами при рассмотрении дела не допущено и по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Судами установлено и по материалам дела усматривается, что с 9 мая 2022 г. Н. является получателем пенсии на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста 60 лет достиг в 2020 г, в связи с чем пенсия назначена согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с учетом положений части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" и приложения N6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по достижении возраста 61 лет 6 месяцев - с 9 мая 2022 г.
Ранее, 25 октября 2021 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан N 766944/21 от 29 октября 2021 г. в установлении пенсии Н. отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа не менее 42 лет. Страховой стаж, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил 38 лет 8 месяцев 28 дней.
При этом в стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии в связи с длительным страховым стажем по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанным решением ответчиком, не был включен период учебы с 1 сентября 1976 г. по 15 июля 1979 г. и период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 11 ноября 1980 г. по 23 ноября 1982 г.
В связи с внесением изменений Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. N 419-ФЗ в часть 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан пересмотрено решение о назначении пенсии, произведен перерасчет страхового стажа Н, подлежащего включению в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в данный стаж включено время службы по призыву с 11 ноября 1980 г. по 23 ноября 1982 г, стаж, предусмотренный частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" 42 года определен на дату 18 марта 2022 г.
С учетом этого пенсионным органом принято решение N о пересмотре срока и размера страховой пенсии по старости, страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к страховой пенсии по старости назначены с 19 марта 2022 г, сумма перерасчета пенсии в размере 34995, 73 руб. выплачена Н. в июне 2023 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения ответчика от 29 октября 2021 г. суд первой инстанции исходил из того, что стаж истца, исчисленный для целей назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" исчислен пенсионным органом в соответствии с действующим на момент вынесения решения законодательством.
В соответствии с ним периоды учебы, военной службы по призыву не относились к периодам, которые могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил менее 42 лет, в связи с чем пенсионный орган в решении от 29 октября 2021 г. правильно отказал в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии.
С учетом изложенного, суд, не усмотрев вины пенсионного органа, пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета пенсии с 25 октября 2021 года и взыскания недополученной пенсии в размере 447 858 рублей.
Суд апелляционной инстанции, установив, что с учетом изменений законодательства, ответчиком в бесспорном порядке включен в страховой стаж истца период службы по призыву и определена в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" дата возникновения права на пенсию с 18 марта 2022 г. и произведен перерасчет пенсии в размере 34 995, 73 рублей, с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме, согласился.
Дополнительно суд апелляционной инстанции отметил, что оснований к иному исчислению продолжительности стажа (включения в него периода учебы) для целей перерасчета пенсии с более ранней даты не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 3 октября 2018 года N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии".
Статьей 7 вышеназванного Федерального закона внесены изменения в статьи 8, 10, 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в новой редакции) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Вместе с тем, согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
То есть с 1 января 2019 года законодателем определено новое основание для досрочного назначения пенсии по старости - длительный страховой стаж и именно по данному основанию истец просил назначить ему досрочную пенсию, обратившись в пенсионный орган.
При этом в статью 13 "О страховых пенсиях" внесены также изменения.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения Н. в пенсионный орган 25 октября 2021 года) при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (то есть не в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности).
На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Как следует из анализа вышеуказанных норм права, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из не страховых периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона N 400-ФЗ, - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, исходя из положений части 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" действовавших в редакции на момент принятия оспариваемого истцом решения ответчика, периоды службы в армии по призыву и периоды обучения включению в льготный стаж истца для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" не подлежат.
Следовательно, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному и законному выводу о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для учета периода учебы и военной службы по призыву для целей определения права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" ранее достижения общеустановленного возраста.
Поскольку на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции на дату обращения), составил менее 42 лет, пенсионный орган в своем решении от 29 октября 2021 г. правильно отказал в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии.
Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" изложена в следующей редакции: "при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи".
При этом, согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 4 ноября 2022 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действие положений, в том числе, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции указанного Федерального закона), распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.
Следовательно, с учетом данных законодательных изменений, в стаж для целей назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 24 февраля 2022 года включаются периоды службы по призыву. Возможности включения в данный стаж периодов учебы по прежнему действующим законодательством не предусмотрено.
Как установлено судами, в связи с изменением части 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" ответчик самостоятельно учел период службы в армии по призыву и исходя из новой продолжительности исчисленного стажа и возраста истца определилдату возникновения права на пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 18 марта 2022 года. Перерасчет неполученной пенсии за период с 19 марта по 9 мая 2022 года ответчиком также произведен, сумма перерасчета пенсии в размере 34 995, 73 руб. выплачена Н. в июне 2023 года.
При таких обстоятельствах являются также законными и обоснованными выводы судов, о том, что пенсионные права истца ответчиком не нарушены, продолжительность стажа, дата возникновения права на пенсию ответчиком определены в соответствии с требованиями закона, полагающаяся пенсия выплачена в полном объеме, задолженность перед истцом отсутствует.
Оснований к изменению определенной ответчиком даты возникновения права на пенсию с учетом периода учебы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том что ответчик ввел суды в заблуждение ввиду различных вариантов исчисления стажа, изложенных в документах ответчика, на правомерность постановленных судами выводов не влияют, поскольку основаны на ошибочном толковании законодательства и неверном исчислении стажа в зависимости от оснований назначения пенсии.
Применительно к исчислению продолжительности стажа для назначения страховой пенсии по старости по части 1.2. статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" положениями части 9 статьи 13 этого же Закона установлены особенности его исчисления, в соответствии с которыми периоды учебы учету не подлежат.
Данные доводы заявлялись истцом ранее, получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается, поскольку выводы судов основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
Иные доводы кассационной жалобы правомерность выводов судов по существу спора не опровергают.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2024 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Н. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Д. Кириченко
Судьи О.И. Никонова
О.А. Тулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.