Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Чумакова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Брянской области на решение Брянского районного суда Брянской области от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 25 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Брянского района Брянкой области в интересах неопределенного круга лиц к управлению образования администрации Брянского района Брянской области, администрация Брянского района Брянской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Брянского района Брянкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании незаконным бездействия управления образования администрации Брянского района, выразившегося в непредоставлении несовершеннолетним, проживающим на территории "адрес", имеющим право на получение дошкольного образования, мест в учреждениях дошкольного образования в доступной близости от места проживания; возложении на управление образования администрации Брянского района Брянской области, администрацию Брянского района организовать предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования несовершеннолетним, имеющим право на получение дошкольного образования, проживающим на территории "адрес", путем предоставления мест в учреждениях дошкольного образования с учетом требований законодательства о транспортной доступности образовательных организаций.
В обоснование требований указано, что по результатам проверки коллективного обращения жителей "адрес" выявлены нарушения прав несовершеннолетних на дошкольное образование. Часть несовершеннолетних направлена в учреждения дошкольного образования, не закрепленные за территорией проживания несовершеннолетних, другая часть местами в учреждениях дошкольного образования не обеспечена.
Решением Брянского районного суда Брянской области от 28 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 25 октября 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационном представлении, поступившем 11 апреля 2024 года в суд первой инстанции, прокурор Брянской области просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Повторяя ранее приведенные в нижестоящих судах доводы, указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных актов по доводам кассационного представления не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, приказом управления образования администрации Брянского района Брянской области от 23 декабря 2020 года N за жилым комплексом "Мегаполис-Парк" закреплено муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение " "данные изъяты"" (далее - МАДОУ " "данные изъяты"").
Несовершеннолетние дети, проживающие в "адрес", ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ рождения, направлены в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "данные изъяты" (далее - МАДОУ "данные изъяты"); ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в муниципальное дошкольное образовательное учреждение "данные изъяты" (далее - МДОУ "данные изъяты"); ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ рождения, - в организацию дошкольного образования Брянского района не направлялись.
Согласно информационному письму администрации Брянского района Брянской области от 21 февраля 2023 года N транспортная доступность дошкольных образовательных учреждений, в том числе расположенного в "адрес" МАДОУ "данные изъяты", обеспечена.
В соответствии с письмом управления образования администрации Брянского района Брянской области от 21 сентября 2022 года N ФИО24 предоставлено место в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "данные изъяты" (снят с учета на основании заявления законного представителя); ФИО25 предоставлено место в МАДОУ "данные изъяты" (отказ от предоставленного места на основании заявления от 7 июля 2022 года); ФИО26 переведена с 15 августа 2022 года из МДОУ "данные изъяты" в МБДОУ "данные изъяты" (МДОУ "данные изъяты" посещала с 1 сентября 2021 года); ФИО27, ФИО28 предоставлены места в МАДОУ "данные изъяты" (зачислены с 15 сентября 2022 года и с 1 сентября 2022 года соответственно); ФИО29 предоставлено место в МАДОУ "данные изъяты" (отказ законного представителя от предоставленного места на основании заявления от 15 июня 2022 года); ФИО30 с 15 августа 2022 года зачислена в МДОУ "данные изъяты"; ФИО31 предоставлено место в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "данные изъяты" (зачислен с 1 сентября 2022 года).
ФИО32 зачислена в МДОУ "данные изъяты" с 1 февраля 2022 года, с 21 марта 2022 года на основании заявления родителя отчислена из образовательного учреждения, в настоящее время заявления на обеспечении местом в дошкольной образовательной организации Брянского района ФИО33 отсутствуют.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что требования прокурора направлены на предоставление гражданам, проживающих в "адрес", мест в выбранном ими образовательном учреждении - МАДОУ "данные изъяты" в пешей доступности от места проживания без учета очередности, что не только не предусмотрено законом, но и нарушает права других лиц, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях. Административным истцом не представлено доказательств неисполнения управлением образования администрации Брянского района Брянской области функций по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц. Нарушений при автоматическом комплектовании учреждений детьми установлено. Основания для возложения обязанности на управление образования Брянского района Брянской области предоставить места в учреждениях дошкольного образования с учетом требований законодательства о транспортной доступности образовательных организаций отсутствовали.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7, 43).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
В пункте 2 части 1 статьи 3 Закон об образовании устанавливаются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, к которым относится, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В соответствии со статьей 5 Закона об образовании право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Согласно статье 9, части 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063 подготовлены Рекомендации по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - Рекомендации).
Согласно пункту 2 Рекомендаций под очередностью в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ) понимается список детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольном учреждении в текущем учебном году, но таким местом не обеспеченных на дату начала учебного года (1 сентября текущего учебного года). Показатели очередности - это численность детей, входящих в указанный список.
В силу пункта 10 Рекомендаций родители (законные представители) имеют право в срок до установленной учредителем даты (например, до 1 июня года, в котором планируется зачисление ребенка в ДОУ), внести следующие изменения в заявление с сохранением даты постановки ребенка на учет:
изменить ранее выбранный год поступления ребенка в ДОУ;
изменить выбранные ранее учреждения;
при желании сменить учреждение, которое уже посещает ребенок, на другое, расположенное на территории городского округа или муниципального района (субъекта Российской Федерации);
изменить сведения о льготе;
изменить данные о ребенке (смена фамилии, имени, отчества, адреса).
Родители (законные представители) могут внести изменения в заявление через личный кабинет на Портале или при личном обращении в уполномоченный орган или организацию.
В соответствии с пунктами 14 - 16 Рекомендаций учредитель комплектует учреждения ежегодно в установленный период времени (например, в период с 1 июня по 1 сентября текущего календарного года), распределяя по ДОУ детей, поставленных на учет для предоставления места в ДОУ и включенных в список детей, которым место в дошкольном учреждении необходимо с 1 сентября текущего года. В остальное время производится комплектование ДОУ на свободные (освободившиеся, вновь созданные) места. Если в процессе комплектования места в ДОУ предоставляются не всем детям, состоящим на учете для предоставления места с 1 сентября текущего года, эти дети переходят в статус "очередников". Они обеспечиваются местами в ДОУ на свободные (освобождающиеся, вновь созданные) места в течение учебного года либо учитываются в списке нуждающихся в месте в ДОУ с 1 сентября следующего календарного года.
При отсутствии свободных мест в выбранных ДОУ родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункты 19, 20 Рекомендаций).
В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21).
При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в дошкольном образовательном учреждении с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Количество групп в учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории Российской Федерации действуют единые санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28, пунктом 3.1.1 которых предусмотрено, что количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования, осуществляющей присмотр и уход за детьми, в том числе в группах, размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты.
Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.1 Постановления от 15 мая 2006 года N 5-П, под физической доступностью образования понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды установили, что управлением образования администрации Брянского района Брянской области ведется учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования посредством электронной очереди в информационной системе портала муниципальных услуг "Виртуальная школа", управление образования администрации Брянского района Брянской области комплектует учреждения дошкольного образования ежегодно в установленный законом период, выдает направления для зачисления детей в дошкольные образовательные учреждения, издает распоряжения о зачислении детей в дошкольные образовательные учреждения. Наличие очереди на получение мест в дошкольные образовательные учреждения нельзя расценивать как неисполнение обязанности по обеспечению доступным бесплатным дошкольным образованием, поскольку количество групп и их наполняемость определяются в соответствии с действующим законодательством с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, в связи с чем управлением образования администрации Брянского района Брянской области принимаются меры по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в пределах предоставленных им полномочий.
Бездействия со стороны управления образования администрации Брянского района Брянской области не допущено. В данном случае при отсутствии мест в МАДОУ "данные изъяты" лицам, обратившимся в прокуратуру за защитой своих прав, предложены альтернативные варианты на подведомственной территории "адрес". При этом получение несовершеннолетними, проживающими в "адрес", дошкольного образования в дошкольных учреждениях, расположенных в границах Брянского муниципального района Брянской области, не может нарушать принцип разумности географической удаленности образовательного учреждения от места жительства.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Из смысла пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для признания незаконным ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Указанной совокупности условий по настоящему делу не установлено, в связи с чем в удовлетворении требований прокурора обоснованно отказано.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Иная оценка автором кассационного представления установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Брянского районного суда Брянской области от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Брянской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 26 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.