Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Зотовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1007/2023 по исковому заявлению Сухорукова Александра Александровича к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет, по кассационной жалобе Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области
на решение Володарского районного суда г. Брянска от 15 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 5 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сухоруков А.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов (далее - ФССП России), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области (далее - УФССП России по Брянской области) о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет.
Решением Володарского районного суда г. Брянска от 15 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 5 декабря 2023 года, признано незаконным решение ФССП России о возращении без реализации документов для назначения Сухорукову А.А. пенсии за выслугу лет от 24 апреля 2023 года; за Сухоруковым А.А. признано право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 18 июля 2022 года; на ФССП России возложена обязанность назначить Сухорукову А.А. пенсию за выслугу лет с 18 июля 2022 года; в удовлетворении остальной части требований отказано.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе ФССП России, УФССП России по Брянской области ставится вопрос об отмене решения Володарского районного суда г. Брянска от 15 августа 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 5 декабря 2023 года, как незаконных, ввиду допущенных судами нарушений норм материального права, и принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.
Как установлено судом, с 1 июня 2020 года Сухоруков А.А. на основании контракта от 20 мая 2020 года проходил службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности старшего смены на объекте - судебного пристава по обеспечению порядка деятельности судов.
Приказом ФССП России от 12 мая 2022 года N3271-лс капитан внутренней службы Сухоруков А.А. уволен со службы с 31 мая 2022 года по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения. Выслуга лет по состоянию на 31 мая 2022 составила: в календарном исчислении - 19 лет 00 месяцев 03 дня, в льготном исчислении - 19 лет 00 месяцев 03 дня.
Общий трудовой стаж Сухорукова А.А. составляет 38 лет 1 месяц 8 дней.
Согласно справке о периодах службы, составленной УФССП России по Брянской области, в выслугу лет Сухорукова А.А. включены следующие периоды: срочная служба в вооруженных силах с 22 мая 1979 года по 8 июня 1981 года, государственная гражданская служба: судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов Фокинского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области, заместитель начальника - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области, заместитель начальника Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области - заместитель старшего судебного пристава, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области, заместитель начальника Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области - заместитель старшего судебного пристава УФССП России по Брянской области с 15 июня 2005 года по 31 мая 2020 года, служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности старшего смены на объекте - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области - с 1 июня 2020 года по 31 мая 2022 года.
18 июля 2022 года Сухоруков А.А. обратился в УФССП России по Брянской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет. Согласно ответа от 27 июля 2022 года УФССП России по Брянской области приняло решение об отсутствии оснований для направления документов для оформления пенсии за выслугу лет, предусмотренных п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Решением Советского районного суда г.Брянска от 10 января 2023 года решение УФССП России по Брянской области в части отказа в направлении документов Сухорукова А.А. для оформления пенсии по выслуге лет, предусмотренной пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 в ФССП России признано незаконным, УФССП России по Брянской области обязано направить документы в соответствующее подразделение ФССП России для оформления Сухорукову А.А. пенсии по выслуге лет с момента первоначального обращения за назначением пенсии.
28 февраля 2023 года необходимые для назначения пенсии документы с решением суда были направлены в кадровое подразделение УФССП России по Брянской области, однако вновь были возвращены ФССП России без реализации со ссылкой на отсутствие выслуги лет.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 37 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 36, 68, 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г..N 328-ФЗ, статьей 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1, пункту 1(5) постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", регулирующими спорные правоотношения, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 31 марта 2022 г..N 710-О, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Сухорукова А.А, поскольку при определении права истца на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1 в стаж службы в органах принудительного исполнения подлежит включению период службы с 15 июня 2005 г..по 31 мая 2020 г..в должностях: судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Фокинского РОСП г..Брянска УФССП России по Брянской области, заместителя начальника - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов Володарского РОСП г..Брянска УФССП России по Брянской области, заместителя начальника Володарского РОСП г..Брянска УФССП России по Брянской области
- заместитель старшего судебного пристава, судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Володарского РОСП г..Брянска УФССП России по Брянской области, заместителя начальника Володарского РОСП г..Брянска УФССП России по Брянской области - заместитель старшего судебного пристава УФССП России по Брянской области.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что с 15 июня 2005 г. по 31 мая 2020 г, то есть в период до 1 июля 2020 г, Сухоруков А.А. замещал должности федеральной государственной гражданской службы в территориальном органе Федеральной службы судебных приставов. Службу истец прекратил в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, на момент увольнения он являлся лицом, находящимся на службе в органах принудительного исполнения, соответственно, относится к числу лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, и на него распространялись положения Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, в том числе части 14 статьи 92 названного Федерального закона, предусматривающей зачет в стаж службы (выслугу лет) периодов замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций верными. Нормы материального и процессуального права при рассмотрении дела судами применены правильно, а выводы судебных инстанции, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют установленным обстоятельствам дела и представленным доказательствам, получившим надлежащую правовую оценку судов.
Доводы кассационной жалобы ФССП России, УФССП России по Брянской области об отсутствии оснований для включения периодов службы истца судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
При разрешении данного спора судами правомерно применены положения Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержащего положения, которые связаны с исчислением стажа при назначении пенсии, устанавливающие включение в стаж службы (выслуги лет) периодов замещения сотрудниками не позднее 1 июля 2020 г. в том, числе, должности судебного пристава-исполнителя и судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судом подразделения судебных приставов службы судебных приставов, должности гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, положения названного закона применены судами в совокупности с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 710-О законодатель, определяя правовой статус сотрудника - гражданина, проходящего в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, закрепил за сотрудниками в том числе право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для реализации данного права предусмотрел внесение изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (пункт 7 статьи 1, пункт 17 части 1 статьи 11 и статьи 96). При этом за указанными лицами сохранялась возможность зачета в стаж работы (выслугу лет) отдельных периодов их службы до 1 июля 2020 г, в том числе в должностях судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов, должностях гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах (часть 14 статьи 92).
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы о том, что государственную гражданскую службу не следует считать службой в органах принудительного исполнения и при отсутствии у истца необходимого стажа он не может претендовать на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4468-1 являются необоснованными и противоречат позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31 марта 2022 г. N 710-0.
Приведенные ФССП России, УФССП России по Брянской области в кассационной жалобе доводы, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Володарского районного суда г. Брянска от 15 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 5 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.