Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и Селиверстовой И.В, при секретаре Мельниченко Е.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-112/2023 по апелляционной жалобе министерства экономического развития и промышленности Калужской области и государственного бюджетного учреждения Калужской области "Центр кадастровой оценки" на решение Калужского областного суда от 27 декабря 2023 года, которым удовлетворено административное исковое заявление СНТ "Полянка" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, возражения представителей административного истца Плоховой Д.В. и Дударевой В.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
СНТ "Полянка" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просило установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: "адрес", в районе д. Меленки и д. Кашенки, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование требований СНТ "Полянка" указало на нарушение его прав как плательщика земельного налога, поскольку используемая для расчета налоговых платежей кадастровая стоимость объектов недвижимости, утвержденная по состоянию на 1 января 2021 года, не соответствует их реальной рыночной стоимости.
Решением Калужского областного суда от 27 декабря 2023 года административные исковые требования СНТ "Полянка" удовлетворены. Кадастровая стоимость земельных участков установлена в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года:
- участка с кадастровым номером N - 34 600 000 руб, - участка с кадастровым номером N - 12 530 000 руб.
Также с министерства экономического развития и промышленности Калужской области в пользу СНТ "Полянка" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб, расходы за проведение судебной экспертизы в размере 60 000 руб.
В апелляционной жалобе представитель министерства экономического развития и промышленности Калужской области (далее - Министерство) и государственного бюджетного учреждения Калужской области "Центр кадастровой оценки" (далее - ГБУ КО "ЦКО") просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что административное исковое заявление подано в суд за пределами срока, определенного требованиями части 4 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ). Судом необоснованно восстановлен процессуальный срок и датой обращения установлена дата подачи заявления административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Калужской области, поскольку в силу части 1 статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не обязательно. Определение в решении периода применения установленной кадастровой стоимости с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года является прямым нарушением требований части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ), в соответствии с которым сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или комиссию подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель СНТ "Полянка" указал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Представители министерства экономического развития и промышленности Калужской области, ГБУ КО "ЦКО", Управления Росреестра по Калужской области, филиала ППК "Роскадастр" по Калужской области, Администрации МО МР "Дзержинский район", УФНС России по Калужской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, что влечет отмену принятого решения в силу следующего.
Согласно положений части 1 и 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в редакции, действовавшей на 5 июля 2023 года (дату обращения товарищества в комиссию), юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов административного дела и верно установлено судом первой инстанции, СНТ "Полянка" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес", в районе "адрес", категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения садоводства.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Приказом министерства экономического развития Калужской области N 1380-п от 3 сентября 2021 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения на территории Калужской области по состоянию на 1 января 2021 года, проведенной в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ. Объекты недвижимости с кадастровыми номерами N вошли в сформированный перечень объектов оценки.
Согласно указанному приказу и выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 15 мая 2023 года кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере соответственно 263 384 493, 15 руб. и 95 402 078, 34 руб. Сведения о данной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 17 ноября 2021 года и применяются с 1 января 2022 года.
Постановлением Правительства Калужской области от 24 августа 2021 года N 555 министерство экономического развития Калужской области переименовано в министерство экономического развития и промышленности Калужской области.
Министерством экономического развития и промышленности Калужской области 28 сентября 2022 года издан приказ N 1565-п, которым по итогам новой государственной кадастровой оценки утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Калужской области по состоянию на 1 января 2022 года. Как следует из приложения к названному приказу кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N определена по состоянию на 1 января 2022 года в размере соответственно 173 780 299, 17 руб. и 56 420 876, 30 руб, сведения о ней внесены в ЕГРН соответственно 16 января 2023 года и 10 февраля 2023 года, применяются с 1 января 2023 года.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, установленной в соответствии с положениями Федерального закона N 237-ФЗ, регулируется данным Федеральным законом с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 269-ФЗ, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 22 данного закона).
Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью 7 настоящей статьи, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (часть 23 статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ).
Из приведенных положений усматривается, что юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты кадастровой оценки как в комиссии, так и в судебном порядке, при этом лицо имеет право выбора порядка обжалования результатов государственной кадастровой оценки.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, действующее законодательство связывает порядок и последствия оспаривания результатов кадастровой оценки с датой обращения заинтересованного лица в суд или в комиссию.
Административный истец, реализуя свое право на оспаривание кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков по состоянию на 1 января 2021 года, обратился 5 июля 2023 года с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Калужской области. В связи с чем судом верно определена дата обращения, соответствующая дате обращения товарищества в комиссию.
Решением указанной комиссии от 8 августа 2023 года в удовлетворении заявления отказано. 11 сентября 2023 года СНТ "Полянка" обратилось с аналогичным заявлением в суд.
Полагая, что административным истцом пропущен установленный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок на обращение в суд, и восстанавливая его, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на момент обращения в суд с настоящим иском оспариваемая кадастровая стоимость являлась архивной, однако, не утратила своей значимости для административного истца и подлежала применению для целей налогообложения, следовательно, пропущенный срок подлежал восстановлению.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может.
Одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Административный истец, обращаясь с иском в суд указывал, что, по его мнению, пересмотр в судебном порядке кадастровой стоимости, применявшейся в целях исчисления земельного налога в период с 1 января 2022 года по 1 декабря 2022 года восстановит его права на справедливое налогообложение за истекший налоговый период 2022 года, по которому налог исчислен налоговым органом, но не оплачен налогоплательщиком.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" путем внесения изменений в Федеральный закон N 237-ФЗ установлен переходный период к применению нового механизма установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (статья 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости").
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость установлена по состоянию на 1 января 2021 года в рамках Федерального закона N 237-ФЗ, а на территории Калужской области высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, соответственно, в силу требований статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Как было указано ранее, СНТ "Полянка" обратилось за оспариванием кадастровой стоимости спорных участков по состоянию на 1 января 2021 года и установлении ее в размере рыночной 5 июля 2023 года, таким образом с учетом положений действующего законодательства оспоренная кадастровая стоимость могла применяться с 1 января 2023 года, в то время как на 1 января 2023 года начала применяться новая кадастровая стоимость спорных земельных участков, установленная по состоянию на 1 января 2022 года, которая предметом спора в настоящем деле не являлась.
Вопрос об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N по состоянию на 1 января 2022 года с периодом применения с 1 января 2023 года рассмотрен в деле N 3а-28/2024, по которому 27 марта 2024 года принято решение об удовлетворении требований СНТ "Полянка". Данное решение суда не обжаловано и вступило в законную силу.
Таким образом, установление кадастровой стоимости спорных участков в размере рыночной в рамках настоящего дела по состоянию на 1 января 2021 года с периодом применения с 1 января 2023 года по 31 декабря 2022 года не восстановит прав и законных интересов административного истца.
При этом следует учитывать, что положения Федерального закона N 237-ФЗ не предусматривают возможность оспаривания погашенной кадастровой стоимости, утвержденной в рамках данного закона.
Как следует из положений статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, разъяснения о применении которых даты в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в ЕГРН, за исключением случаев, установленных настоящей статьей. Так, кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, если кадастровая стоимость установлена в рамках Федерального закона N 135-ФЗ (то есть до 2017 года), то результаты оспаривания данной кадастровой стоимости применяются с начала ее применения. Вместе с тем, данные положения не могут быть применены при рассмотрении требований СНТ "Полянка" об оспаривании результатов кадастровой стоимости в порядке статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ, с учетом положений Федерального закона N 269-ФЗ.
Ссылка суда первой инстанции и доводы СНТ "Полянка" о наличии у него права на оспаривание архивной кадастровой стоимости с восстановлением срока на обращение с иском в суд основаны на неверном применении норм материального права.
Так, частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в действующей на дату обращения с иском в суд редакции предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с абзацем 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Однако на момент обращения СНТ "Полянка" в суд с настоящим иском в государственный кадастр недвижимости внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, соответственно, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не мог быть восстановлен судом.
Также следует отметить, что пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 1 статьи 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ" слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" были исключены, что позволило регионам не проводить кадастровую оценку по истечении данного срока, и сохранить право на применении кадастровых оценок, проведенных по правилам Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ). Именно для таких случаев и предусмотрен механизм восстановления процессуального срока на обращение с иском в суд.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктов 5, 12, 22 Порядка ведения ЕГРН, порядка изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденного приказом Росреестра от 1 июня 2021 года N П/0241 (далее - Порядок), оспариваемая ТСЖ "Полянка" кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года является актуальной погашенной кадастровой стоимостью, а не архивной, поскольку земельные участки административного истца, в отношении которых установлена эта стоимость, не сняты с кадастрового учета и на 1 января 2022 года установлена актуальная кадастровая стоимость.
Таким образом, оспариваемая СНТ "Полянка" кадастровая стоимость, является актуальной погашенной, а не архивной, как на это указывает административный истец в своем иске.
Вопрос оспаривания в судебном порядке актуальной погашенной кадастровой стоимости, связан с возможностью восстановления судебным актом в случае удовлетворения иска прав, которые административный истец считает нарушенным, то есть связан с наличием права на применение ретроспективно в налоговых правоотношениях указанной кадастровой стоимости.
Дата начала применения оспоренной кадастровой стоимости зависит от того, на основании какого акта и в каком порядке была установлена кадастровая стоимость, а также по какому основанию она оспаривается.
В настоящем деле административным истцом оспаривается кадастровая стоимость, установленная в результате очередного тура государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года и применявшаяся в налоговых правоотношениях с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, поскольку на основании приказа Министерства N 1565-п от 28 сентября 2022 года в ЕГРН внесены сведения о новой кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2022 года, которая применяется с 1 января 2023 года.
Ссылка суда на пункт 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено применение для целей налогообложения изменяемой кадастровой стоимости начиная с даты начала ее применения, судебной коллегией отклоняются.
Из положений пункта 1 и 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (действующей в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ, то есть на дату обращения СНТ "Полянка" в комиссию) следует, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, указанные в абзаце втором пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации условия определения налоговой базы при установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка не зависят от даты, по состоянию на которую определена рыночная стоимость, и в любом случае предусматривают определение налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об измененяемой кадастровой стоимости. Об этом указано и в письме Минфина от 31 мая 2023 года N БС-4-21/6798@.
В нашем случае дата начала применения сведений об измененяемой кадастровой стоимости земельных участков - 1 января 2023 года.
Ранее абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ предусматривалось, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
То есть, если бы действовала редакция абзаца 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации от 3 августа 2018 года, то дата начала применения оспоренной кадастровой стоимости земельных участков в нашем случае была бы 1 января 2022 года. Однако данная редакция положений налогового законодательства с 2021 года утратила силу.
Изложенное указывает на то, что положения статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ, не предусматривают возможность применения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной решением суда, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Положения налогового законодательства в противоречие с Федеральным законом N 269-ФЗ не вступают.
Из решений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что предоставление законодателем заинтересованным лицам возможности применять установленную кадастровую стоимость в размере рыночной не с момента принятия уполномоченным органом решения об установлении такой стоимости, а в ретроспективном порядке - с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, означает закрепление за ними права на перерасчет размера налоговых и финансовых обязательств, рассчитанных в указанный период на основании прежней кадастровой стоимости объектов недвижимости; такое правовое регулирование направлено на обеспечение необходимого баланса частных и публичных интересов (определения от 3 июля 2014 года N 1555-О, от 20 декабря 2016 года N 2687-О, от 27 июня 2017 года N 1168-О, от 2 июля 2019 года N 1833-О, от 18 июля 2019 года N 2168-О, от 28 апреля 2022 года N 1022-О, от 28 июня 2022 года N 1564-О и др.), поскольку в рассматриваемом случае рассчитанные с применением кадастровой стоимости имущественные налоги формируют доходную часть бюджета соответствующего уровня, за счет которого финансируются общественные нужды соответствующего муниципального образования.
В рассматриваемом случае, изменяемая кадастровая стоимость с учетом даты обращения с иском в суд могла применяться только с 1 января 2023 года, однако на указанную дату уже действовала новая кадастровая стоимость, а, следовательно, оспаривание актуальной, но погашенной ко времени обращения с иском в суд кадастровой стоимости не сможет восстановить прав на налогообложение объекта недвижимости от рыночной стоимости, установленной в качестве кадастровой по состоянию на 1 января 2021 года.
Ссылки административного истца на разъяснения пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Так, согласно указанному пункту в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона N 237-ФЗ при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ).
Между тем, на дату обращения с иском в суд статья 4 утратила силу с 1 января 2017 года, на основании Федерального закона от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что если допустить возможность применения разъяснений Верховного Суда Российской Федерации об оспаривании кадастровой стоимости, ставшей погашенной, к случаям, когда оспариваемая кадастровая стоимость определена в порядке Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то у всех лиц, которые в юридически значимый период, установленный законом не реализовали предоставленное им статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ право на установление кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, возникнет право на обращение в суд с исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, как только кадастровая стоимость станет погашенной либо архивной, что противоречит логике введенного Федеральным законом N 269-ФЗ нового правового регулирования.
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание, что административный истец в целях защиты своих прав не лишен возможности использовать иные правовые механизмы, в том числе и предусмотренные статьей 21 Федерального закона N 237-ФЗ (при наличии к тому оснований).
Следует отметить, что о возникновении в будущем оснований для взимания земельного налога исходя из кадастровой стоимости налогоплательщик, как правило, узнает еще до наступления очередного налогового периода, так как нормативный акт об утверждении результатов кадастровой оценки публикуется до начала очередного налогового периода, информация является общедоступной, содержится также в фонде данных государственной кадастровой оценки Росреестра и служит ориентиром в формировании доходной части бюджетов соответствующих уровней.
Таким образом, налогоплательщик уже к началу налогового периода обладает сведениями о предстоящем излишнем взыскании налога и имеет возможность своевременно в установленный законом срок в период действия данной кадастровой стоимости принять меры по защите своих прав.
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу министерства экономического развития и промышленности Калужской области и государственного бюджетного учреждения Калужской области "Центр кадастровой оценки" удовлетворить.
Решение Калужского областного суда от 27 декабря 2023 года отменить, приняв по делу новое решение, которым в удовлетворении требований СНТ "Полянка" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2021 года - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.