Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Парасотченко М.А, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Шахты Ростовской области в интересах Михалко И.К. к Департаменту труда и социального развития администрации города Шахты о признании права на получение мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Михалко И.К, поступившей с делом 13 декабря 2023 г, на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 29 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 9 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав заключение прокурора Капитан-Дубровской Е.Н, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Шахты Ростовской области обратился в суд с настоящим иском в интересах Михалко И.К, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Шахты проведена проверка исполнения Департаментом труда и социального развития (далее по тексту ДТСР) г. Шахты законодательства о социальном обслуживании инвалидов и пенсионеров.
Михалко И.К, 1955 г.р, инвалид 3 группы, ветеран труда, обратилась в ДТСР г. Шахты с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования. Ответом и.о. директора ДТСР г. Шахты от 20 марта 2023 г. ей отказано в подтверждении права на бесплатное зубопротезирование. Отказ мотивирован получением иных мер социальной поддержки.
Решением начальника отдела организации и обеспечения социальных вы-плат и компенсаций ДТСР г. Шахты от 1 июня 2023 г. Михалко И.К. отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования в связи с отсутствием права.
Отказ ДТСР г. Шахты в праве на бесплатное зубопротезирование Михалоко И.К. как ветерану труда при наличии инвалидности прокурор считает незаконным, в связи с чем просит суд признать за Михалко И.К. право на получение мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов.
Обязать ДТСР г. Шахты выдать Михалко И.К. направление на получение мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 29 августа 2023 г. в удовлетворении исковых требований прокурора г. Шахты в интересах Михалко И.К. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 9 ноября 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Михалко И.К. просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что судами не установлено юридически значимое обстоятельство: совпадает ли объем предоставляемых истцу мер социальной поддержки, как инвалиду, с объемом мер социальной поддержке ветеранов труда, предусмотренных Областным законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", в том числе входит ли в состав ежемесячной выплаты, получаемой истцом как инвалидом, компенсация расходов на изготовление и ремонт зубных протезов, положенная ему как ветерану труда в соответствии с названным областным законом.
Указывает на то, что в набор социальных услуг не входит бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов. Ежемесячная денежная выплата, получаемая Михалко И.К, как инвалидом, не включает в себя расходы по изготовлению и ремонту зубных протезов. Доказательств, подтверждающих, что единовременная денежная выплата, получаемая Михалко И.К. как инвалидом, включает в себя расходы по изготовлению и ремонту зубных протезов, ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
Михалко И.К. полагает, что с учетом положений статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования, как ветеран труда. Приведенные выше положения действующего законодательства содержат запрет на получение мер социальной поддержки по различным основаниям, только при условий наличия у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по различным основаниям и запрет на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренный частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на получение которой по двум различным основаниям (как инвалид и как ветеран) истец не претендует. Статус истца как ветерана труда, полученный в соответствии с федеральным законодательством и имеющимся в настоящее время, после передачи полномочий по обеспечению этой категории граждан мерами социальной поддержки субъектам РФ не изменился и продолжает регулироваться ФЗ "О ветеранах" от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Материальная поддержка ветеранов труда с группой инвалидности может быть оказана одновременно с учетом сразу двух статусов.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебные извещения, направленные в адрес Михайлко И.К, Департамента труда и социального развития администрации г. Шахты, Министерства труда и социального развития Ростовской области, вручены адресатам.
От Министерства труда и социального развития Ростовской области поступил отзыв на кассационную жалобу, в которой он просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства.
Департаментом труда и социального развития Администрации г. Шахты поданы возражения на кассационную жалобу Михалко И.К, в которых Департамент просит судебные акты оставить без изменения, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Прокурор г. Шахты направил в суд кассационной инстанции отзыв на кассационную жалобу, в котором просил кассационную жалобу Михалко И.К. удовлетворить, судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив изложенные доводы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
На основании положений статьи 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства в силу подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Михалко И.К. состоит на учете в ДТСР г. Шахты как инвалид 3 группы с февраля 2017 г. и как ветеран труда - с сентября 2011 г.
2 августа 2011 г. Михалко И.К, как ветеран труда, обратилась в ДТСР г. Шахты для получения мер социальной поддержки, предусмотренных Областным законом от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда". Михалко И.К. было подтверждено право на меры соцподдержки, включая платное зубопротезирование, с 1 сентября 2011 г.
Указанная мера соцподдержки стоимостью 9 371 руб, с возмещением стоматологической поликлинике за счет средств областного бюджета, в 2015 г. предоставлялась Михалко И.К, что подтверждается сведениями из программного обеспечения ДТСР.
По заявлению Михалко И.К. от 13 января 2017 г, в связи с установлением Михалко И.К. с 11 января 2017 г. третьей группы инвалидности, предоставление мер социальной поддержки как ветерану труда в натуральном выражении, включая бесплатное зубопротезирование, ДТСР г. Шахты заявителю было приостановлено.
В соответствии с действующим законодательством Михалко И.К, как федеральному льготнику - инвалиду третьей группы, установлены меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (далее по тексту ЕДВ) и набора социальных услуг.
В настоящее время ЕДВ предоставляется Михалко И.К. социальным фондом России в размере 1 527, 25 руб. ежемесячно. Кроме того, она является получателем набора социальных услуг в натуральном выражений в виде: обеспечения бесплатными лекарствами по рецепту врачей, бесплатными санаторно - курортными путевками, предоставления бесплатного проезда к месту лечения и обратно междугородними видами транспорта (состав набора предоставляемых социальных услуг определен частью 1 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи").
26 марта 2023 г. Михалко И.К. обратилась в ДТСР г. Шахты с заявлением, установленного Административным регламентом образца, о восстановлении права на меры социальной поддержки по зубопротезированию, как ветерану труда.
1 июня 2023 г. ДТСР г. Шахты принято решение об отказе в восстановлении заявителю меры социальной поддержки по зубопротезированию в связи с предоставлением ей мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством.
Отказывая Михалко И.К. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", установив, что истец является получателем ЕДВ через отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области как инвалид, соответственно, получает меры социальной поддержки путем выплаты денежных средств, пришел к выводу, что право на получение социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных медицинских организациях по месту регистрации, реализовано Михалко И.К. в виде получения денежных выплат, не усмотрев нарушений прав истца на получение данной меры социальной поддержки.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит законными и обоснованными, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которым, в частности, установлены меры социальной защиты названной категории граждан.
Согласно статье 28.1 Федерального закона N 181-ФЗ территориальным органом Пенсионного фонда РФ установлена мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата. Часть суммы ЕДВ может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (часть 7).
Состав набора предоставляемых социальных услуг определен частью 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и включает в себя:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 этого же Закона).
Таким образом, из положений Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи, в набор социальных услуг не входит бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов. Не предусмотрена эта мера социальной поддержки (защиты) и Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение ежемесячной денежной выплаты. При этом в части 3 настоящей нормы права оговорено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 13 Закона о ветеранах, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о ветеранах (действовавшей до 1 января 2005 г.) было предусмотрено, что лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляется, при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства.
Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" были перераспределены полномочия по осуществлению ряда государственных функций между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, среди прочего, решение вопросов социальной поддержки лиц, являющимися ветеранами труда.
Положениями преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ закреплено, что данный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.
В указанном федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, данным федеральным законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки ветеранам труда.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социальной поддержки ветеранов труда, на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" ветеран труда по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин имеет право на бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных медицинских организациях по месту регистрации.
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" установлено, что при наличии у ветеранов труда права на получение одной и той же меры социальной поддержки одновременно по настоящему Областному закону и по другому нормативному правовому акту, она предоставляется по одному основанию по выбору граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).
Указанными выше Федеральными законами и иными нормативными актами, не ограничено право выбора истца на предоставление мер социальной поддержки на федеральном и региональном уровне, если он имеет одновременно два статуса, позволяющих ему реализовать свои права, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Между тем, как следует из указанных выше актов, перечень мер социальной поддержки, установленных для инвалидов, и, установленных для ветеранов труда, не совпадает. Однако, законодатель предоставляет гражданину право выбора получения мер социальной поддержки по одному из оснований.
Применительно к настоящему спору в соответствии с федеральным законодательством гражданин, имеющий "двойной" статус (ветеран труда и инвалид), обладающий правом на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, имеет право выбора меры социальной поддержки - как ветеран труда в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" либо как инвалид в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 3015-О правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали на то, что при наличии права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным и региональным законодательством, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ее получателя.
При этом, как правильно указали суды нижестоящих инстанций, Михалко И.К. не лишена возможности права выбора получения мер социальной поддержки по иному основанию, обратившись в ДТСР г. Шахты с заявлением об отказе в получении мер социальной поддержки, предоставляемых как инвалиду.
Доводы кассационной жалобы о том, что гражданин, имеющий два статуса - как инвалид и как ветеран имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным и областным законами для данных категорий граждан, одновременно, являются не состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, законодательством не предусмотрено суммирование мер социальной поддержки, предоставленные лицу по различным основаниям.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают, по своей сути, сводятся к несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и с постановленными судебными актами.
Указанные доводы кассационной жалобы основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений служить не могут, поскольку применительно к положениям статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 29 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 9 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Михалко И.К. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасотченко
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.