Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Иркутской области, поданное 22 апреля 2024 г, на определение Иркутского районного суда Иркутской области от 24 августа 2023 г. и апелляционное определение Иркутского областного суда от 8 ноября 2023 г, по административному делу N 2а-3652/2023 по административному исковому заявлению прокурора Иркутского района Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Хомутовского муниципального образования, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения прокурора Рубана А.В, поддержавшего доводы, изложенные в кассационном представлении,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Иркутского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Иркутский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Хомутовского муниципального образования, возложении обязанности по обеспечению поименованных земельных участков объектами инфраструктуры дорожной сети.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Иркутского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере организации местного самоуправления в деятельности Хомутовского муниципального образования. В ходе осуществления проверочных мероприятий установлено, что в соответствии с предоставленной информацией Министерством имущественных отношений Иркутской области за период 2020- 2021 гг. в соответствии с Законом Иркутской области от 28.12.2015 N 146-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" на территории Иркутского районного муниципального образования, на территории Хомутовского муниципального образования были предоставлены земельные участки в с. Хомутово и в пос. Плишкино в собственность граждан бесплатно. В ходе проведения проверки установлено, что земельные участки под обустройство дороги не сформированы, объекты транспортной инфраструктуры для указанных земельных участков в реестр муниципальной собственности не включены.
В соответствии со статьей 6 Устава Хомутовского муниципального образования к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Предоставленные гражданам земельные участки не обеспечены соответствующей транспортной инфраструктурой.
Иркутским районным судом Иркутской области 13.09.2023 вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Определением судьи Иркутского районного суда от 12.01.2023 на прокурора Иркутского района возложена обязанность представить уточненное исковое заявление в соответствии с требованиями статей 125-126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с указанием в чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, с приложениями доказательств обоснованности заявленных требований в срок до 30.01.2023.
30.01.2023 в прокурором представлено административное исковое заявление в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определением Иркутского районного суда Иркутской области от 31.01.2023 административное исковое заявление прокурора оставлено без рассмотрения в связи с не исполнением требований суда, изложенных в определении от 12.01.2023.
Апелляционным определением Иркутского областного суда от 06.04.2023 определение Иркутского районного суда Иркутской области от 31.01.2023 отменено, дело направлено в суд на новое рассмотрение.
Определением Иркутского районного суда Иркутской области от 24.08.2023, оставленным без изменения апелляционным определением Иркутского областного суда от 08.11.2023, административное исковое заявление прокурора оставлено без рассмотрения на основании пункта 3 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В кассационном представлении прокурор Иркутской области, ставит вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, направлении материалов дела на новое рассмотрение.
В обоснование кассационного представления указано, что круга лиц в данном случаи является неопределенным, не ограничивается собственниками указанных земельных участков. Настаивает, что обращение в суд с рассматриваемым иском является мерой реагирования прокуратуры на нарушения, выявленные в рамках осуществления надзора за исполнением законов и выражающиеся в отсутствии дорог общего пользования, необходимых для пользования гражданами предоставленными им на безвозмездной основе в целях индивидуального жилищного строительства земельными участками. Заявленное прокурором требование направлено на защиту прав и законных интересов лиц, как непосредственно владеющих земельными участками, так и посещающих их в личных целях либо в связи с профессиональной деятельностью (медицинские работники, сотрудники коммунальных служб, правоохранительных органов и т.д.). Круг лиц, которые могут воспользоваться соответствующими объектами транспортной инфраструктуры невозможно с достоверностью установить и идентифицировать. Указывает, то обстоятельство, что земельные участки, указанные в административном иске предоставлены конкретным лицам само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов неопределенного круга, в защиту прав и законных интересов которого прокурор и обратился в суд с настоящим иском.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения прокурора, обсудив доводы кассационного представления, возражений, представленных Правительством Иркутской области, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с понятием, приведенным в статье 3 указанного Федерального закона, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1).
Пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения (пункт 8 статьи 3).
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
К автомобильным дорогам общего пользования в соответствии с частью 3 статьи 5 поименованного Федерального закона относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Указанные нормы материального права не были приняты во внимание судами при разрешении вопроса об оставлении административного искового заявления, что повлекло неправильные выводы.
Из административного искового заявления усматривается, что основанием заявленных требований являются выявленные в ходе проведения прокурором проверки нарушения требований законодательства. В частности, указано, что на территории Хомутовского муниципального района земельные участки: в с. Хомутово, а также в пос. Плишкино, гражданам были предоставлены земельные участки в порядке, установленном Законом Иркутской области от 28.12.2015 N 146-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан". Дорога общего пользования к предоставленным земельным участкам отсутствует, что затрудняет их использование в целях индивидуального жилищного строительства.
Из указанного следует, что предметом требования является обязанность органа местного самоуправления в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов (поселения), предназначенных для передвижения неопределенного круга лиц.
Указание в административном исковом заявлении на перечень земельных участков, предоставленных конкретным гражданам, направлено на определение территории, на которой выявлено указанное прокурором нарушение, а не на определение круга лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление. Выводы судов об обратном основаны на неверной оценке характера спорных правоотношений, неправильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает доводы кассационного представления обоснованными, основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения по основанию, указанному судами, отсутствовали, судебные акты первой и апелляционной инстанций подлежат отмене с направлением административного дела в суд первой инстанции для рассмотрения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
определение Иркутского районного суда Иркутской области от 24 августа 2023 г. и апелляционное определение Иркутского областного суда от 8 ноября 2023 г. отменить, административное дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 27 июня 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.