Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Панфиловой Л.Ю, Старовойт Р.К, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Хабаровска в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности, взыскании денежных средств, денежной компенсации морального вреда, по кассационному представлению прокурора Хабаровского края Рябова Н.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, выслушав пояснения прокурора Скарлухина М.А, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г..Хабаровска обратился в суд в интересах несовершеннолетнего ФИО17 к министерству здравоохранения Хабаровского края, указав, что прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено ненадлежащее обеспечение несовершеннолетнего ФИО18 являющегося ребенком-инвалидом, страдающего сахарным диабетом 1 типа, медицинскими изделиями: системой непрерывного мониторинга глюкозы. Несовершеннолетний ФИО19 наблюдается в КГБУЗ "Детская городская клиническая больница" им. В.М. Истомина министерства здравоохранения Хабаровского края, в обеспечении ребенка-инвалида расходными материалами для системы непрерывного мониторинга глюкозы в крови медицинским учреждением отказано. Система непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyle Libre приобретена самостоятельно родителями ребенка. Для обеспечения системы матерью ребенка приобретены датчики системы Flash-мониторинга глюкозы FreeStyle Libre на сумму 17960 руб. Согласно инструкции срок использования одного датчика составляет 14 дней, в связи с чем, в год необходимо 27 датчиков. Отказ в предоставлении несовершеннолетнему расходных материалов к системе непрерывного мониторирования глюкозы приводит к нарушению права ребенка-инвалида на охрану его здоровья, нравственным страданиям и переживаниям ребенка, что свидетельствует о причинении ФИО23 морального вреда вследствие бездействия ответчика.
Просил суд: возложить на министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность по обеспечению ФИО20. медицинскими изделиями Freestyle Libre (Flash-мониторинг), обеспечивающими непрерывное мониторирование глюкозы: сканер Freestyle Libre системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre с принадлежностями; датчиками системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre в количестве, необходимом для ежедневного использования - из расчета 1 сенсор на 14 дней; взыскать с министерства здравоохранения Хабаровского края денежные средства, потраченные матерью ФИО24 - ФИО26 на приобретение медицинских изделий для ФИО22. датчиков системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre в размере 17 960 руб, денежную компенсацию морального вреда в пользу ФИО25 в размере 100 000 руб.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 26 октября 2023 года исковые требования прокурора Кировского района г.Хабаровска в интересах ФИО30 удовлетворены: на министерство здравоохранения Хабаровского края возложена обязанность обеспечить ФИО31 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, медицинскими изделиями Freestyle Libre (Flash-мониторинг), обеспечивающими непрерывное мониторирование глюкозы: сканер Freestyle Libre системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre с принадлежностями: датчиками системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre в количестве, необходимом для ежедневного использования из расчета 1 датчик на 14 дней, до отмены по медицинским показаниям инсулинотералии; с министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу ФИО29 взысканы расходы на приобретение медицинских изделий в размере 17 960 руб, денежная компенсация морального вреда, причиненного несовершеннолетнему ФИО28 в размере 20 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 февраля 2024 года, решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе прокурору Кировского района г.Хабаровска в удовлетворении исковых требований.
В кассационном представлении прокурор Хабаровского края Рябов Н.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения. Настаивает на том, что несовершеннолетний лишен возможности вне стен стационара круглосуточно надлежащим образом и своевременно контролировать состояние своего здоровья. Считает, что с учетом противоречий в медицинских документах и выводах медицинской комиссии, суду следовало поставить на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос о проведении судебно-медицинской экспертизы для установления нуждаемости ФИО27 в системе непрерывного мониторирования глюкозы или отсутствия таковой.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Скарлухина М.А, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, несовершеннолетнему ФИО32 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в октябре 2017 года при обследовании в КГБУЗ ДККБ им.А.К. Пиотровича и оформлении ребенка в школу выявлена гипергликемия до 15, 1 ммоль/л, установлен диагноз сахарный диабет. После выписки наблюдался эндокринологом, гликемия нестабильна.
ФИО33 согласно справке серии МСЭ-2015 N от 21.05.2018 является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена впервые с 28.04.2018.
ФИО36 является матерью несовершеннолетнего ФИО34
В 2018 году ФИО35 находился на стационарном лечении в РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России периодом с 22.03.2018 по 05.04.2018, в ходе которого ему установлена инсулиновая помпа. В последующем проходил повторные ежегодные лечения в указанном медицинском учреждении.
ФИО37 находится под наблюдением в КГБУЗ "Детская городская клиническая больница" им. В.М. Истомина министерства здравоохранения Хабаровского края (далее сокращенное наименование - КГБУЗ ДГКБ Истомина).
По результатам осмотра врача - детского эндокринолога КГБУЗ ДГКБ Истомина Апеллесовой Н.В. от 12.12.2022 даны рекомендации: самоконтроль гликемии, лечение нефрологом, к выписке Инсулин аспарт 100 ед - 3.0 5 пенф в месяц, база 16 ед, по 7 ед 3 болюса, тест-полоски 150 шт.; учитывая некурабельные периоды гипергликемии до 27-28 ммоль/л, вероятно связанные с пубертатной инсулинорезистентностью, проявление ХБП рекомендовано непрерывное мониторирование глюкозы для решения тактики коррекции инсулинотерапии.
Согласно выписному эпикризу из медицинской карты стационарного больного N-с от ДД.ММ.ГГГГ РДКБ - филиала ФГАОУ ВО РНИМУ им Н.И.Пирогова Минздрава России ФИО38 находился на лечении в эндокринологическом отделении с 25.06.2023 по 03.07.2023 Получает инсулин при помощи помпы Medtronic ММТ-754, при стационарном лечении находился на круглосуточном мониторировании гликемии FreeStyle Libre, проведена настройка параметров работы помпы под контролем системы непрерывного мониторинга гликемии. По результатам лечения достигнута фаза клинико-метаболической компенсации. Даны рекомендации: наблюдение эндокринолога, офтальмолога, нефролога по месту жительства; нуждается в обеспечении расходными материалами для инсулиновой помпы ММТ 754 (резервуар для инсулина 3, 0 мл - 10 штук в месяц, устройство для введения инсулина - 10 штук в месяц); обеспечение инсулином Спарт из расчета 8 картриджей в месяц с учетом промывки катетера; контроль гликемии не реже 6-8 измерений в сутки; диета ДД.ММ.ГГГГ калорий в сутки; инсулин; медикаментозная терапия.
Согласно решению врачебной комиссии КГБУЗ ДГКБ Истомина, оформленному протоколом N от 22.09.2023 рассмотрен вопрос об обеспечении несовершеннолетнего ФИО39 сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы. По результатам рассмотрения с заслушиванием врача - детского эндокринолога ФИО12 установлено отсутствие указаний на обязательное применение непрерывного мониторинга глюкозы в амбулаторных условиях, средствами индивидуального контроля гликемии в домашних условиях (глюкометром и тест-полосками для определения глюкозы крови) ФИО40 обеспечен в доступном количестве, врачебной комиссией принято решение о том, что индивидуальные показания для оформления ходатайства в министерство здравоохранения Хабаровского края об обеспечении ребенка сенсорами для непрерывного мониторирования глюкозы в амбулаторных условиях отсутствуют.
Устройство непрерывного мониторирования глюкозы ФИО41 приобреталось самостоятельно ФИО42 которой также понесены расходы на приобретение сенсоров к системе непрерывного мониторирования глюкозы FreeStyle Libre на сумму 17 960 руб.
Законный представитель ФИО43 - ФИО44 обратилась с заявлением в органы прокуратуры для оказания содействия в обеспечении системе непрерывного мониторирования глюкозы и возмещении понесенных расходов.
В рамках проверки по обращению прокуратурой Кировского района г.Хабаровска направлено обращение в министерство здравоохранения Хабаровского края, которым письмом от 14.08.2023 N сообщено об отсутствии оснований для бесплатного обеспечения ФИО45 системой непрерывного мониторинга глюкозы со ссылкой на то, что Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р, Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2022 N735-пр, такие средства, отпускаемые по рецептам врачей бесплатно, не предусмотрены. Также сообщено о том, что Федосеев И.А. обеспечен тест-полосками для определения содержания глюкозы в соответствии с назначением врача и выписанными льготными рецептами.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь положениями ст.ст. 18, 39, 41, 72 Конституции РФ, ст.ст. 4, 10, 16, 19, 29, 37, 38, 43, 80, 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р, Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1181н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения", Приказа Минздрава России от 22.01.2021 N 22н "Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)", Постановления Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", исходил из того, что медицинская услуга "Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования" (код медицинской услуги А09.5.023.001) не является жизненно необходимой, поскольку имеет усредненный показатель частоты предоставления (вероятность предоставления) менее, что означает, проведение данного мероприятия не 100% пациентов, а только имеющим соответствующие медицинские показания, медицинские изделия для исследования уровня глюкозы методом непрерывного мониторирования в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам, не включены, между тем их
предоставление допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным оказаниям) по решению врачебной комиссии: Оценивая представленные в материалы дела сведения, не согласившись с решением врачебной комиссии КГБУЗ ДГКБ Истомина от 22.09.2023, пришел к выводу, что у ФИО46 имеются прямые показания, определенные Клиническими рекомендациями "Сахарный диабет 1 типа у детей", в силу которых показано непрерывное мониторирование глюкозы, в связи с чем, установилнеобходимость использования системы непрерывного мониторирования глюкозы для целей предотвращения у несовершеннолетнего жизнеугрожающих ситуаций, возложив на ответчика министерство здравоохранения Хабаровского края обязанности обеспечить ФИО47 медицинскими изделиями Freestyle Libre (Flash-мониторинг), обеспечивающими непрерывное мониторирование глюкозы: сканер Freestyle Libre системы Flash- мониторинга глюкозы Freestyle Libre с принадлежностями: датчиками системы Flash- мониторинга показаниям инсулинотерапии, а также взыскав с ответчика в пользу законного представителя несовершеннолетнего затраты за самостоятельно приобретенные медицинские изделия и датчики Freestyle Libre в размере 17960 руб. и компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции, указав на то, что выводы о необходимости обеспечения системой непрерывного мониторирования глюкозы судом первой инстанции сделаны на основании рекомендаций врача - детского эндокринолога КГБУЗ ДГКБ Истомина ФИО12 (осмотр от 12.12.2022), сведений из выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного N-с от 03.07.2023 РДКБ - филиала ФГАОУ ВО РНИМУ им Н.И.Пирогова Минздрава России и вопреки решению врачебной комиссии КГБУЗ ДГКБ Истомина, оформленному протоколом N от 22.09.2023, содержащему однозначные выводы об отсутствии у ФИО48 индивидуальных показаний для обеспечения сенсорами для непрерывного мониторирования глюкозы в амбулаторных условиях.
При этом, констатирование судом первой инстанции наличия в указанном выписном эпикризе от 03.07.2023 рекомендации, в том числе, круглосуточного мониторинга FreeStyle Libre не основано на фактическом содержании этого документа, который такой рекомендации не содержит (при этом, указывается контроль гликемии не реже 6-10 измерений в сутки).
Несогласие суда первой инстанции с решением врачебной комиссии КГБУЗ ДГКБ Истомина, оформленным протоколом N от 22.09.2023, ввиду отсутствия анализа врачебной комиссией медицинской документации ФИО49 в т.ч. выписного эпикриза РДКБ - филиала ФГАОУ ВО РНИМУ им Н.И. Пирогова Минздрава России от 03.07.2023, также противоречит содержанию этого решения, в котором отражено, что выводы врачебной комиссией постановлены на основании ознакомления членов комиссии с первичной медицинской документацией пациента, выписками из историй болезни РДКБ - филиала ФГАОУ ВО РНИМУ им Н.И. Пирогова Минздрава России (период лечения с 25.06.2023 по 03.07.2023) и ФГБНУ "Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания" - НИИ Институт охраны материнства и детства (период лечения с 29.03.2022 по 05.04.2022), а также заслушивания лечащего врача - эндокринолога детского ФИО12
Принимая во внимание решение врачебной комиссии КГБУЗ ДГКБ Истомина, оформленным протоколом N от 22.09.2023, а также учитывая обеспечение ФИО50 медицинскими изделиями для измерения содержания глюкозы в крови (тест-полоски), суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что правовых оснований для бесплатного обеспечения системой непрерывного мониторирования глюкозы с датчиками, взыскания понесенных расходов на самостоятельное приобретение датчиков для этой системы, а также компенсации морального вреда, у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции верными.
Система непрерывного мониторирования глюкозы FreeStyle Libre состоит из сканера, одноразового датчика Flash-мониторинга глюкозы и дополнительных принадлежностей. Система предназначена для измерения уровня глюкозы в интерстициальной (тканевой) жидкости у пациентов, страдающих диабетом. При использовании системы одноразовый датчик закрепляется на теле пациента. В корпусе датчика находится электрохимический сенсор для измерения уровня глюкозы и связанные с ним электронные компоненты. Кончик датчика вводится в подкожную ткань и создает слабый электрический ток, окисляя содержащуюся в интерстициальной жидкости глюкозу. Полученные данные передаются путем беспроводной передачи во время сканирования на сканер. Сканирование позволяет пользователю каждые 15 минут в режиме реального времени получить результаты измерений уровня глюкозы, а также информацию о направлении измерения уровня глюкозы. Система может использоваться у детей в возрасте от 4 до 17 лет.
Система непрерывного мониторирования глюкозы FreeStyle Libre, в соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" являются медицинскими изделиями.
Статьей 29 (пункт 5 части 1) Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 названного федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 62 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 62, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 62 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, поименованы иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе. Такие медицинские изделия как датчики непрерывного мониторирования глюкозы, ланцеты в названные перечни не включены.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 N 2358.
Данной Федеральной программой установлены, в том числе, перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, которым оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III Федеральной программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний и состояний (перечень содержится в этом разделе), в том числе при болезнях эндокринной системы.
Согласно разделу V Федеральной программы обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
На территории Хабаровского края в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2023 N 595-пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. На момент рассмотрения иска судом первой инстанции, действовала Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2022 N735-пр.
Названная программа, как и Федеральная программа, предусматривает перечень заболеваний и состояний (в числе которых болезни эндокринной системы), оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (раздел 4 Территориальной программы Хабаровского края).
В разделе II Перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (приложение N 6 к Территориальной программе Хабаровского края), поименованы следующие изделия медицинского назначения: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка. Датчики непрерывного мониторирования глюкозы, расходуемые при использовании глюкометров, в названном перечне не указаны.
Обеспечение контроля за выполнением Территориальной программы Хабаровского края возложено на Министерство здравоохранения Хабаровского края совместно с Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования (пункт 2 постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2022 N 735-пр).
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в том числе в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1); в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (пункт 2), с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 4).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2021 N 22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение).
В части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" содержатся положения о том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Из содержания приведенных нормативных правовых актов, подлежащих применению при разрешении спора, следует, что обеспечение истца медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий.
Следовательно, предоставление инвалиду, страдающему заболеванием "сахарный диабет" (социально значимое заболевание), медицинских изделий, не входящих в программу государственных гарантий, осуществляется бесплатно, если решением врачебной комиссии ему по жизненным показаниям рекомендовано использование этих медицинских изделий.
В материалах гражданского дела такое заключение отсутствует.
Доводы кассационного представления о наличии в медицинских документах и выводах медицинской комиссии противоречий, в связи с чем, суду надлежало назначить судебно-медицинскую экспертизу, судебной коллегией отклоняются, поскольку из содержания врачебной комиссии КГБУЗ ДГКБ Истомина, оформленных протоколом N от 22.09.2023, противоречий не усматривается. Кроме того, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, судебная комиссия сделала свои выводы, в том числе на основании ознакомления членов комиссии с первичной медицинской документацией ФИО51
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены в пределах доводов кассационного представления определения суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Хабаровского края Рябова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.