Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей фио, фио, при ведении протокола помощником Судаковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И., дело по апелляционной жалобе истца Сокальского Б.Б. на решение Пресненского районного суда адрес от 04 сентября 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Сокальского... (ИНН...) к ТСЖ адрес (ИНН.., ОГРН...) о понуждении разместить информацию для ознакомления, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Сокальский Б.Б. обратился в суд с иском к ТСЖ адрес об обязании разместить в сети "Интернет" на сайте ГИС ЖКХ информацию о деятельности товарищества за период с 21.07.2014 по 18.03.2023 в отношении управления многоквартирным домом:
- о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об из объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и или выполнение таких работ;
- о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг;
- о состоянии расчетов лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ;
- о случаях привлечения лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирный дом, предоставлению коммунальных услуг, к административной ответственности с указанием количества таких случаев, документы о применении мер административного воздействия, а также о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших за собой применени мер административного воздействия.
Также истец просил взыскать с ответчика неустойку за нарушение сроков устранения недостатков, компенсацию морального вреда, штраф.
Исковые требования мотивированы тем, что Сокальский Б.Б. является собственником имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес. Управляющей компанией дома является ТСЖ адрес. В нарушение требований действующего законодательства ответчик информацию о деятельности товарищества на сайте ГИС ЖКХ не размещает.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Выслушав истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
В пункте 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731, действовавшего до 01 января 2021 года, указано, какие виды информации подлежат раскрытию управляющими организациями.
Товариществом собственников жилья информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность; б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме; в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде (п. 5 (1) Стандарта).
В п. 6 Стандарта установлено, что информация размещается товариществом собственников жилья на сайтах в сети Интернет, выбранных ею из числа сайтов, указанных в подпункте "а" п. 5 (1) настоящего документа. При этом информация должна быть доступна в течение пяти лет. Товарищество обязано сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
В п. 17 Стандарта предусмотрено, что раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
С 01.07.2019 информация подлежит размещению в ГИС ЖКХ в порядке, установленном ч.10.1 ст.161 ЖК РФ, в соответствии с которой Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом, утверждена Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016.
Согласно п.32 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, в случае если управление многоквартирным домом осуществляет товарищество или кооператив, они обязаны раскрывать следующую информацию путем размещения на постоянной основе:
а) на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом:
наименование товарищества или кооператива, режим работы, адрес официального сайта в сети "Интернет" (при наличии), адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет";
контактные телефоны товарищества или кооператива, аварийно-диспетчерских служб и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций;
уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме либо потребовать присутствия таких собственников и пользователей или их представителей в помещении в определенное время, с указанием времени проведения таких мероприятий;
уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги.
В случае изменения информации, указанной в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, такая информация подлежит раскрытию в течение 3 рабочих дней со дня изменения.
Информация, указанная в абзаце четвертом настоящего подпункта, подлежит раскрытию не позднее чем за 3 рабочих дня до дня осуществления соответствующих мероприятий.
Информация, указанная в абзаце пятом настоящего подпункта, подлежит раскрытию не позднее чем за 30 календарных дней до дня представления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в ином размере;
б) на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет" информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Председатель правления товарищества или кооператива или работник, на которого внутренними документами товарищества или кооператива возложены обязанности по организации взаимодействия с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, оказывает им содействие в поиске необходимой информации.
В соответствии с ч.3 ст.143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:
1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;
2) реестр членов товарищества;
3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);
4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;
9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ТСЖ адрес является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: адрес.
Сокальский Б.Б. является собственником имущества в многоквартирном домом, расположенном по адресу: адрес.
18.03.2023 истец в адрес ответчика направил претензию, в которой указал, что ТСЖ адрес не предоставляет потребителям необходимую и достоверную информацию об услугах по управлению многоквартирным домом за период с 21.07.2014 по 18.03.2023 на сайте ГИС ЖКХ, претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, переход к раскрытию информации в ГИС ЖКХ происходил поэтапно (ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ, ст. 5 Федерального закона от 28.12.2016 N 469-ФЗ) и в адрес обязательства раскрывать информацию в системе ГИС ЖКХ в полном объеме наступила только с 01 июля 2019 года. Ответчик представил отчеты системы ГИС ЖКХ, которые свидетельствуют о размещении всей необходимой информации для расчетов в необходимом объеме, который установлен нормами Жилищного кодекса и подзаконными актами относительно ГИС ЖКХ (разд. 10 Приказа Минкомсвязи РФ N 74, Минстроя РФ N 114/пр от 29.02.2016 г.). Обязательств раскрывать более детально (полную расшифровку с предоставлением договоров, актов выполненных работ, и платежей за оказанные услуги сторонним организациям), как это указано в исковых требованиях, действующее законодательство не содержит. Членами ТСЖ ежегодно утверждается на общем собрании членов ТСЖ: отчёт правления, отчёт ревизионной комиссии, а также финансовый план (смета) на предстоящий год, где и указывается детализация всех услуг (в отчете за предыдущий год и в заключении ревизора ТСЖ). Информация в полном объеме в этой части раскрыта дополнительно на официальном сайте Товарищества: https://tsj-bereg.ru/
Таким образом, у потребителей имеется доступ ко всей необходимой информации, объем которой соответствует требованиям действующего законодательства для исполнения обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Бухгалтерская отчетность в полном объеме размещена, как на сайте ГИС ЖКХ, так и на сайте ТСЖ (https://tsi-bereg.ru/dQcs/infb/categorv766-balans2022).
Указанные истцом документы, в которых зафиксирована информация о выполнении названных работ, порядка расчетов, состоянии расчетов и др. не отнесена законодателем к информации и документам, подлежащим раскрытию на сайте ГИС ЖКХ.
С выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
В силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не отложил судебное заседание по ходатайству истца, основанием к отмене или изменению решения суда не являются.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Из материалов дела усматривается, что истец ходатайствовал об отложении назначенного на 04.09.2023 судебное заседание, указав на то, что в период с 18.08.2023 по 22.09.2023 по ранее назначенным судебным заседаниям он будет находиться в служебных командировках, в подтверждение чего представлены авиабилеты, кроме того, на 04.09.2023 в Никулинском районном суде адрес назначены судебные заседания по делам, стороной в которых является Сокальский Б.Б, где будет участвовать его представитель.
В нарушение требований ст.167 ГПК РПФ доказательств, подтверждающих нахождение истца в командировке 04.09.2023, не представлено, сам по себе факт отсутствия истца в адрес не свидетельствует о наличии уважитльных причин для неявки в судебное заседание.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд отказал в приобщении доказательств в отношении ТСЖ адрес, не может служить основанием для отмены решения.
В силу ч. 2 ст. 156 ГПК РФ председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.
При этом судебная коллегия учитывает, что в силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ именно суд, а не сторона по делу определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
По правилам ст. 166 ГПК РФ удовлетворение ходатайства стороны является правом, а не обязанностью суда, в связи с чем не согласие с результатами рассмотрения судом первой инстанции заявленного ходатайства само по себе, применительно к обстоятельствам данного дела, не свидетельствует о нарушении норм ГПК РФ и не является основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно сделан вывод о размещении ответчиком всей необходимой информации на сайте ГИС ЖКХ, судебная коллегия отклоняет.
Согласно приказу Минкомсвязи России N 74, Минстроя N 114/пр от 29.02.2016 управляющими организациями подлежит размещению информация об оказываемых услугах и (или) выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включающая период, на который сформирован перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; вид и наименование таких работ (услуг); их стоимость (пункт 3.3, 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 приказа); информация о периодичности (график, сроки) оказания услуг и выполнения данных работ, включая период, на который сформирован перечень; периодичность (график, сроки) выполнения работ (услуг) в соответствии с перечнем (пункты 3.4; 3.4.1;, 3.4.2 приказа); информация о качестве оказанных услуг, выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг, выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, включающая вид и наименование оказываемых услуг (работ), период их оказания, количество полных календарных дней, в течение которых оказывалась услуга ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; акты выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества, подписываемые с одной стороны собственниками помещений в многоквартирном доме, с другой стороны - лицом, оказывающим работы (услуги); акты нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуги и выполнении работы (пункты 3.5, 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4 приказа), информация о состоянии расчетов с лицами, осуществляющими оказание услуг (выполнение работ) (пункт 9 приказа).
Договор на выполнение работ и вся информация относительно него, включая сведения о сторонах договора на выполнение работ, ОГРН, КПП сторон договора, адрес многоквартирного дома, предмет договора, вид и наименование работ по договору, стоимость работ, акты приемки выполненных работ, вид и наименование выполненных работ в соответствии с актом выполненных работ, стоимость работ в соответствии с актом выполненных работ подлежат размещению только в отношении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, заключенных со специализированными организациями (пункты 3.6, 3.6.1 - 3.6.9 приказа).
Судом установлено, что ответчик размещает информацию для расчетов в необходимом объеме, который установлен нормами Жилищного кодекса и подзаконными актами относительно ГИС ЖКХ
Довод апелляционной жалобы о том, что судом неверно сделан вывод об одобрении размещения отчетов правления ТСЖ и размещении информации на сайте ТСЖ, основанием для отмены решения не является, поскольку согласно представленному в материалы дела скриншоту с сайта ГИС ЖКХ (л.д.84-85) указанные сведения размещены на сайте ГИС ЖКХ. Касательно размещения информации на сайте ТСЖ адрес, данный вопрос был постановлен на обсуждение собрания членов ТСЖ и по нему было принято решение, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела протоколы собрания членов ТСЖ. Указанные протоколы не оспорены в установленном законом порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не применены нормы закона, подлежащие применению, что повлекло нарушение его права как потребителей на получение необходимой и достоверной информации об услугах оказываемых управляющей организацией, судебной коллегией отклоняется.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые бы могли повлиять на существо принятого судом решения и нуждались бы в дополнительной проверке.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 04 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Сокальского Б.Б. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.