Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., и судей Кирьянен Э.Д., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Орловой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирьянен Э.Д., гражданское дело по исковому заявлению Месчяна А.С. к Государственному казенному учреждению г. Москвы Центр занятости населения г. Москвы о признании решения незаконным, взыскании пособия по безработице, денежной компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе истца Месчяна А.С. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 20 июня 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец Месчян А.С. обратился в суд с иском к ответчику Государственному казенному учреждению г. Москвы Центр занятости населения г. Москвы, просил признать права на труд и социальную защиту от безработицы, включая выплату пособия по безработице нарушенными; признать решение Государственного казенного учреждения г. Москвы Центр занятости населения города Москвы N 325Д2064/224 от 21.11.2022 года об отказе в признании гражданина Месчяна А.С, зарегистрированного в целях поиска постоянной работы, безработным, незаконным и недействительным; признать на дату обращения Месчяна А.С. в Государственное казенное учреждение г. Москвы Центр занятости населения г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, претендуя на получение пособия по безработице (со дня обращения с 11.11.2022 года по 09.01.2023 года включительно) безработным; взыскать с Государственного казенного учреждения г. Москвы Центр занятости населения г. Москвы пособие по безработице, доплату к пособию по безработице и компенсацию расходов за пользование транспортом общего пользования в пользу Месчяна А.С. за период с 11.11.2022 г. по 09.01.2023 г. включительно в размере 29922 руб. 33 коп.; взыскать компенсацию морального вреда в размере 30000 руб, взыскать государственную пошлину в сумме 300 руб.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 11.11.2022 года он подал заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Приказом Государственного казенного учреждения г. Москвы Центр занятости населения города Москвы N 325Д2064/224 от 21.11.2022 года отказано в признании гражданина Месчяна А.С, зарегистрированного в целях поиска постоянной работы, безработным. Основанием для отказа в признании истца безработным послужили сведения, полученные из ПФР об отсутствии информации об увольнении истца в апреле 2020 года из АО "Межрегионтрубпроводстрой". Истец полагает данный отказ незаконным, поскольку в трудовой книжке, представленной им в отдел центра занятости населения, имеется запись о переводе в другую организацию и об увольнении истца из АО "Межрегионтрубпроводстрой".
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 20 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований Месчяна А.С. к Государственному казенному учреждению г. Москвы Центр занятости населения г. Москвы о признании решения незаконным, взыскании пособия по безработице, денежной компенсации морального вреда отказано.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец.
Судебная коллегия, выслушав истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.11.2022 года Месчян А.С. через Единый портал "Государственные услуги" обратился в ГКУ ЦЗН отдел трудоустройства "Левобережный" с заявлением о постановке его на учет в качестве безработного.
15 ноября 2022 года истец явился в центр занятости населения для содействия в поиске работы и рассмотрения вопроса о признании безработным.
Из листа учета посещений гражданина для подбора подходящей работы от 15.11.2022 года следует, что истцом при посещении центра занятости населения были представлены следующие документы - заявление о перечислении выплат, справка о средней зарплате, диплом о высшем образовании, документ НПД (налог на профессиональный доход).
В рамках рассмотрения заявления истца, ГКУ ЦЗН отдел трудоустройства "Левобережный" направил запрос в ПФР.
По сведениям о трудовой деятельности застрахованного лица, следует, что 30.12.2018 года истец был переведен в АО "Межрегионтрубопроводстрой" на должность начальника управления в контрольно-ревизионное управление. Следующей записью о трудовой деятельности истца указано 27.04.2020 года - прием на работу в ООО "Оптима Финанс". Таким образом, информация об увольнении истца с должности начальника управления в контрольно-ревизионном управлению АО "Межрегионтрубопроводстрой" отсутствует.
Приказом N 325Д2064/224 от 21.11.2022 года Месчяну А.С. отказано в признании его безработным в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст.3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции указал, что поскольку ответчику были представлены сведения из официальных источников, подтверждающие трудоустройство истца, у ГКУ ЦЗН имелись законные основания для отказа в признании истца безработным.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).
Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии со ст. 2 Закона, занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели); занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с
подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно ст. 3 Закона, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат, в том числе, перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
Безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
В п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" указано, что постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании: заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным; документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2023 г. N 1026 "Об исчислении среднего заработка", о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о страховом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации.
Указанные документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы в соответствии с пунктом 19 Правил регистрации граждан, а также представляются зарегистрированным гражданином в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил регистрации граждан. Документы представляются зарегистрированным гражданином в день его явки в центр занятости населения, дата которой установлена в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Центр занятости населения подтверждает получение от зарегистрированного гражданина указанных документов путем направления зарегистрированному гражданину соответствующего уведомления в день представления зарегистрированным гражданином документов.
Согласно п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 N 1909, не позднее следующего рабочего дня со дня постановки гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет центр занятости населения запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню согласно приложению, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Зарегистрированные граждане вправе по собственной инициативе предоставить в центр занятости населения документы, подтверждающие указанные сведения.
В соответствии со ст. 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 N 1909, Центр занятости населения подтверждает получение от зарегистрированного гражданина документов, предусмотренных пунктами 20 и 21 настоящих Правил, путем направления ему соответствующего уведомления в день представления им документов.
Согласно п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 N 1909, постановка на регистрационный учет безработного гражданина не осуществляется, если в отношении зарегистрированного гражданина центром занятости населения в установленном порядке принято решение об отказе в признании его безработным, в случае если зарегистрированный гражданин относится к одной из категорий, указанных в статье 2 Закона.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При заполнении заявления на получение пособия по безработице граждане заполняют заявление и подтверждают факт, что сведения указанные ими в заявлении являются достоверными. Месчян А.С. в заявлении указал, что последним местом работы является АО "Межрегионтрубопроводстрой", дата увольнения - 27.07.2022 года.
С огласно информации Пенсионного Фонда в отношении Месчяна А.С, полученной в порядке межведомственного электронного взаимодействия, следует: работодатель: АО "Межрегионтрубопроводстрой"; дата приема, перевода, увольнения: 30.12.2018 года; сведения о приеме, переводе, увольнении: перевод.
работодатель: АО "Межрегионтрубопроводстрой"; дата приема, перевода, увольнения: 03.12.2020 года; сведения о приеме, переводе, увольнении: прием.
работодатель: АО "Межрегионтрубопроводстрой"; дата приема, перевода, увольнения: 19.05.2021 года; сведения о приеме, переводе, увольнении: увольнение.
работодатель: АО "Межрегионтрубопроводстрой"; дата приема, перевода, увольнения: 01.12.2021 года; сведения о приеме, переводе, увольнении: прием.
работодатель: АО "Межрегионтрубопроводстрой"; дата приема, перевода, увольнения: 27.07.2022 года; сведения о приеме, переводе, увольнении: увольнение.
работодатель: ООО "ОПТИМА ФИНАНС"; дата приема, перевода, увольнения: 27.04.2020 года; сведения о приеме, переводе, увольнении: прием.
работодатель: ООО "ОПТИМА ФИНАНС"; дата приема, перевода, увольнения: 20.08.2020 года; сведения о приеме, переводе, увольнении: перевод.
работодатель: ООО "ОПТИМА ФИНАНС"; дата приема, перевода, увольнения: 01.01.2021 года; сведения о приеме, переводе, увольнении: перевод.
работодатель: ООО "ОПТИМА ФИНАНС"; дата приема, перевода, увольнения: 30.11.2021 года; сведения о приеме, переводе, увольнении: увольнение. (л.д. 89- 91).
В трудовой книжке Месчяна А.С. содержится запись работодателя АО "Межрегионтрубопроводстрой" от 24.04.2020 года о прекращении трудового договора в связи с переводом работника с его согласия в ООО "ОПТИМА ФИНАНС", п.5, ч.1 ст. 77 ТК РФ. (л.д. 35).
То обстоятельство, что из поступившей ответчику информации органов ПФР не следовал факт увольнения истца в апреле 2020 года, не свидетельствует о законности отказа в постановке Месчяна А.С. на учет в качестве безработного, т.к. в силу положений Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" обязанности граждан при реализации права на признание безработными по предоставлению необходимого перечня документов, корреспондирует обязанность органов службы занятости по запросу документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Между тем, получив от пенсионного органа сведения о действующем трудоустройстве истца и одновременно обладая предоставленными истцом сведениями о прекращении трудовых отношений истца с последним работодателем, орган службы занятости имел возможность и обязан был принять меры по направлению дополнительных запросов в пенсионные органы с целью устранения противоречий в представленных сведениях и во избежание ущемления прав истца, однако, таких мер не принял, что привело, в конечном итоге, к нарушению интересов Месчяна А.С. и необоснованному отказу в его постановке на учет и в назначении причитающегося ему пособия.
При таких обстоятельствах, отказ в постановке на учет в качестве безработного, как и причины отказа " является занятым", нельзя признать основанными на законе, а следовательно, данный отказ подлежит отмене с возложением на ответчика обязанности признать истца безработным с 11.11.2022 года, поскольку именно на указанную дату он уже данный статус приобрел, что вытекает из анализа представленных доказательств.
Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891 утвержден Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы вместе с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правилами регистрации безработных граждан.
В силу пунктов 1 - 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Условия назначения пособия по безработице, сроки выплаты и его размер регулируются ч. 2 ст. 30, ст. 31 и ч. 1 ст. 34 указанного Закона. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона "О занятости населения в Российской Федерации".
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Статьей 13 Закона города Москвы от 01.10.2008 N 46 "О занятости населения в городе Москве" безработным гражданам, а также гражданам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению государственных учреждений службы занятости населения, оказывается дополнительная социальная и материальная поддержка в виде: компенсации расходов за пользование услугами городского общественного транспорта в период поиска работы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (за исключением лиц, имеющих право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта); доплаты к пособию по безработице и стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Вопрос назначения пособия и иных выплат относится к компетенции ГКУ ЦЗН.
Учитывая изложенное, суд признает требования истца о признании решения незаконным, обязании зарегистрировать его в качестве безработного и назначении ему пособия по безработице и иные доплаты с 11.11.2022 года до 09.01.2023 года правомерными.
Обязанности по выплате пособия с момента признания безработным, вытекает из действующего законодательства, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым возложить на Государственное казенное учреждение г. Москвы Центр занятости населения г. Москвы обязанность зарегистрировать Месчяна А.С. **.**.**** года рождения, (СНИЛС ***-***-*** ***) в качестве безработного в период с 11.11.2022 года до 09.01.2023 года и назначить пособие по безработице и иные доплаты к нему за период с 11.11.2022 года до 09.01.2023 года.
Также судебная коллегия, установив, что неправомерные действия ответчика нарушено право истца на получение пособия по безработице, руководствуясь положениями ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", учитывая фактические обстоятельства и то, что пособие по безработице является основной мерой социальной поддержки безработных граждан, принимая во внимание тесную связь имущественного права на обеспечение необходимого жизненного уровня с правом на жизнь и здоровье, достоинство личности, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Месчяна А.С. о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Определяя размер возмещения морального вреда, суд апелляционной инстанции, оценив допущенные нарушения, в соотношении с тяжестью причиненных Месчяну А.С. нравственных страданий (неполучение пособия по безработице, с учетом длительности нарушений), учитывая требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав, приходит к выводу о возможности взыскания в пользу истца денежной компенсации морального вреда в сумме 10000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 20 июня 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Месчяна А.С. к Государственному казенному учреждению г. Москвы Центр занятости населения г. Москвы о признании решения незаконным, взыскании пособия по безработице, денежной компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Государственного казенного учреждения г. Москвы Центр занятости населения города Москвы N 325Д2064/224 от 21.11.2022 года об отказе в признании гражданина Месчяна А.С, зарегистрированного в целях поиска постоянной работы, безработным.
Признать Месчяна А.С, **.**.**** года рождения, (СНИЛС ***-***-*** ***) безработным в период с 11.11.2022 года до 09.01.2023 года.
Обязать Государственное казенное учреждение г. Москвы Центр занятости населения г. Москвы зарегистрировать Месчяна А.С, **.**.**** года рождения, (СНИЛС ***-***-*** ***), в качестве безработного в период с 11.11.2022 года до 09.01.2023 года и назначить пособие по безработице и иные доплаты к нему за период с 11.11.2022 года до 09.01.2023 года.
Взыскать с Государственное казенное учреждение адрес Центр занятости населения города Москвы в пользу Месчяна А.С. компенсацию морального вреда в размере сумма 10000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.