Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Кирпиковой Н.С.
судей Тиханской А.В, Милых М.В, при секретаре Мартюк С.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В, административное дело N 2а-1165/2023 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ИФНС N 18 по адрес - заместителя начальника фио, представителя административного ответчика УФНС России по Москве фио, на решение Преображенского районного суда адрес от 10 июля 2023 года, которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконными и отменить решение ИФНС России N18 по адрес N 9284 от 03.10.2022 г. и решение УФНС России по адрес от 13.03.2023 г. N21-10/027017@, обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения.
В остальной части требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным иском и просил признать незаконными и отменить решение ИФНС России N18 по адрес N9284 от 03.10.2022г. и решение УФНС России по адрес от 13.03.2023г. N21-10/027017@; признать за ним право на получение имущественного налогового вычета за 2021 год - документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением продаваемого имущества - сумма и имущественного налогового вычета на покупку квартиры - сумма; обязать административных ответчиков предоставить ему указанный налоговый вычет; взыскать судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в сумма
Требования административного иска мотивированы тем, что 28.02.2022г. им через личный кабинет налогоплательщика представлена декларация за 2021 год на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного пп.3 п.1 ст. 220 НК РФ, социального налогового вычета, предусмотренного пп.3 п.1 ст.219 НК РФ. Сумма дохода согласно декларации составила сумма (в том числе от продажи имущества - сумма), общая сумма расходов и имущественных налоговых вычетов - сумма, в том числе имущественный налоговый вычет документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением продаваемого имущества - сумма, имущественный налоговый вычет на покупку квартиры - сумма, социальный налоговый вычет за обучение ребенка - сумма, за лечение - сумма, налоговая база для исчисления налога - сумма, сумма налога, исчисленная к уплате - сумма, сумма налога, удержанная у источника выплаты - сумма, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет - сумма Социальный налоговый вычет, указанный в пп.2-5 п.1 ст.219 НК РФ за исключением расходов на обучение детей и расходов на дорогостоящее лечение предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более сумма Вместе с тем по итогам проведенной камеральной налоговой проверки он был привлечен к налоговой ответственности. Налоговый орган посчитал, что налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие расходы. Не согласившись с данным решением, административный истец оспорил его в УФНС России по адрес, которое решением N 21-10/027017@ 13.03.2023 года решение ИФНС России N18 адрес от 03.10.2022 года частично изменило, в части предоставления социального налогового вычета за обучение ребенка - сумма, и вычета за лечение - сумма, также был снижен размер его ответственности в виде штрафа до сумма, в остальном жалоба была оставлена без удовлетворения, поскольку не представлены документы, подтверждающие имущественный налоговый вычет на покупку и продажу продаваемого имущества.
Административный истец полагал данные решения незаконными, поскольку им были представлены документы, подтверждающие произведенные расходы.
Административный истец фио и его представитель по доверенности фио в судебном заседании доводы административного иска поддержали.
Представитель административного ответчика ИФНС России N 18 по адрес, действующий на основании доверенности фио, представитель административного ответчика УФНС России по адрес, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании в удовлетворении административного иска просили отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят представители административных ответчиков, указывая на то, что суд неправильно определилобстоятельства административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя административного ответчика УФНС России по адрес, действующей на основании доверенности фио, представителя административного ответчика ИФНС России N 18 по адрес, действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционных жалоб поддержавших, возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца по доверенности фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, ? на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налоговые органы осуществляют свои функции посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги (пп. 1); вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 3); представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп. 6); выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7); нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (пп. 9).
В соответствии со статьями 106, 109 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Исходя из диспозиции нормы, привлекая налогоплательщика к ответственности, предусмотренной части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган должен доказать наличие факта совершения налогоплательщиком виновного противоправного деяния.
В силу требований пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи: 1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; 2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В соответствии с пунктом 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 28.02.2022 года фио через личный кабинет налогоплательщика представлена декларация за 2021 год на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного пп.3 п.1 ст. 220 НК РФ, социального налогового вычета, предусмотренного пп.3 п.1 ст.219 НК РФ, согласно которой общая сумма дохода - сумма (в том числе от продажи имущества - сумма), общая сумма расходов и имущественных налоговых вычетов - сумма, в том числе имущественный налоговый вычет документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением продаваемого имущества - сумма, имущественный налоговый вычет на покупку квартиры - сумма, социальный налоговый вычет за обучение ребенка - сумма, за лечение - сумма, налоговая база для исчисления налога - сумма, сумма налога, исчисленная к уплате - сумма, сумма налога, удержанная у источника выплаты - сумма, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет - сумма
Социальный налоговый вычет, указанный в пп.2-5 п.1 ст.219 НК РФ за исключением расходов на обучение детей и расходов на дорогостоящее лечение предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более сумма
В период с 28.02.2022 года по 30.05.2022 года проведена камеральная налоговая проверка уточненной (номер корректировки - 3) налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021 год, по результатам которой составлен акт от 14.06.2022г. N8585 и принято решение N9284, в соответствии с которым фио доначислен налог на доходы физических лиц в размере сумма, также он привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 Налогового Кодекса РФ, в виде штрафа на сумму сумма.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности послужили те обстоятельства, что фио не представлены платежные документы, подтверждающие фактически понесенные им расходы, связанные с приобретением реализованного права требования по договору участия в долевом строительстве от 10.11.2017г. NАкПав-30(кв)-5/16/3(1), а именно: платежные документы, подтверждающие факт перечисления денежных средств в соответствии с пп.4.3.1 и 4.3.2 п.4 указанного договора, не установлено наличие его права на имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп.2 п.2 ст.220 Налогового кодекса РФ; не представлены платежные документы, подтверждающие фактически понесенные им расходы, связанные с приобретением квартиры по договору участия в долевом строительстве от 01.12.2009г. N023-К а именно: платежные документы, подтверждающие факт перечисления денежных средств в соответствии с п.3 указанного договора, в связи с чем не установлено наличие его права на имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп.3 п.1 ст.220 Налогового кодекса РФ.
09.01.2023 года фио обратился в УФНС России по адрес с жалобой на указанное решение ИФНС России N18 по адрес, по результатам рассмотрения которой решением УФНС России по адрес от 13.03.2023 года N 21-10/027017@ решение ИФНС России N18 адрес от 03.10.2022 года было частично изменено, в части предоставления социального налогового вычета за обучение ребенка - сумма, и вычета за лечение - сумма, также был снижен размер ответственности в виде штрафа до сумма. В остальном жалоба была оставлена без удовлетворения.
Частично удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконными решения налоговых органов, суд исходил из того, что фио представлены необходимые документы для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении прав на объект долевого строительства.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Так, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19 Налогового кодекса РФ); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, которая должна быть произведена налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и за счет собственных средств (статья 45 Налогового кодекса РФ).
Налоговые обязательства граждан являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере, а их возникновению предшествует, как правило, вступление лица в гражданские правоотношения, на которых налоговые обязательства основаны, либо с которыми они тесно связаны.
Согласно статье 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Статьей 217 Налогового кодекса РФ определены виды доходов физических лиц, к которым отнесены доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса(пункт 17.1).
Пунктом 2 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более. Для квартир такой срок установлен в период три года и более.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговых баз имущественный налоговый вычет предоставляется: в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом сумма.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса РФ вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу пп.6 п.3 ст.220 Налогового кодекса РФ, необходимыми документами для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении прав на объект долевого строительства (квартиру или комнату в строящемся доме) являются договор участия в долевом строительстве и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства застройщиком и принятии его участником долевого строительства, подписанный сторонами.
Судом правильно определено, что представленные налоговым органам документы: договор участия в долевом строительстве NАкПав-30(кв)-5/16/3(1) от 10.11.2017 года, письмо адрес "МОНЕТЧИК" от 19.01.2021 года об исполнении фио обязательств по договору, договор участия в долевом строительстве N023-К от 01.12.2009 года, акт приема-передачи от 10.12.2010 года в полной мере подтверждали право административного истца на получение налогового вычета. Основания сомневаться в достоверности указанных документов не имеется. Судебная коллегия отмечает, что Договор участия в долевом строительстве и договор уступки права требования по Договору участия в долевом строительстве прошли государственную регистрацию, сведения об имущественных притязаниях со стороны участников договора не заявлены.
Доводы изложенные в апелляционных жалобах, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Нельзя согласиться с утверждением, изложенным в апелляционной жалобе УФНС России по адрес, о том, что решение УФНС России по адрес по жалобе фио прав последнего не нарушает, указанное решение является результатом рассмотрения жалобы налогоплательщика на решение нижестоящего органа, обязательно для исполнения как административным истцом, так и районной инспекцией.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Преображенского районного суда адрес от 10 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика ИФНС N 18 по адрес - заместителя начальника фио, представителя административного ответчика УФНС России по Москве фио, - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 21 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.