Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Тимохина И.В. и Трескуновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 22 апреля 2024 года кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл) на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2024 года по делу N 2-4932/2023 по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному предприятию "Троллейбусный транспорт" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее - МП "Троллейбусный транспорт") об оспаривании действий по установлению тарифов.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административного ответчика Бородулина М.Г, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением правительства Республики Марий Эл от 26 мая 2023 года N 241 внесены изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2016 года N 628 "О регулируемых тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", согласно которым установлен предельный (максимальный) уровень тарифа за перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок протяженностью менее 50 километров в следующих размерах: при наличном способе оплаты плата за одну поездку и каждое место багажа - 26 руб.; при безналичном способе оплаты плата за одну поездку и каждое место багажа - 23 руб.
Приказом МП "Троллейбусный транспорт" от 14 июня 2023 года N 1217 с 1 июля 2023 года установлены следующие тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа троллейбусным и автобусным транспортом: стоимость тарифа за перевозку пассажиров и каждое место багажа при наличном способе оплаты (плата за одну поездку и каждое место багажа) по регулируемым и нерегулируемым тарифам - 26 руб. за одну поездку, стоимость тарифа за перевозку пассажиров и каждое место багажа при безналичном способе оплаты (плата за одну поездку и каждое место багажа) по регулируемым и нерегулируемым тарифам - 23 руб. за одну поездку.
Перевозчиком, осуществляющим регулярные перевозки по троллейбусным маршрутам и автобусным маршрутам N "2А" и "3П", является МП "Троллейбусный транспорт".
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 14 марта 2023 года "Об установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл и межмуниципальным маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Марий Эл", к маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам отнесены, в том числе маршруты N "2А" и "3П".
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратилось в суд с административным исковым заявлением об признании действий по установлению названных выше тарифов незаконными, поскольку в зависимости от формы оплаты - наличной либо безналичной (по карте) устанавливают различные размеры оплаты перевозок пассажиров и багажа. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что потребители, приобретая одну и ту же услугу по перевозке, находятся в неравном положении, что противоречит пункту 4 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2024 года, в удовлетворении заявленных требования отказано.
В кассационной жалобе Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл просит об отмене судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение, приводя доводы о том, что установление дифференцированной платы за услугу по перевозке пассажиров и багажа в зависимости от способа оплаты противоречит законодательству о защите прав потребителей, поскольку рассматриваемые тарифы ставят указанных лиц в неравное положение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений не допущено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Разрешая дело, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, верно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, проанализировав установленные по административному делу обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, обоснованно исходил из того, что установление административным ответчиком различных тарифов в зависимости от формы отплаты обусловлено экономической обоснованностью и направлено на стимулирование пассажиров к бесконтактной оплате проезда, при предоставлении потребителям необходимой информации о стоимости проезда и обеспечении возможности выбрать способ оплаты, в связи с чем пришёл к правильному выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, отказав административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки утверждению в кассационной жалобе, положения приведенного выше Закона о защите прав потребителей, не подлежат применению в силу следующего.
Как указано в преамбуле к названному закону, он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статьей 1 названного закона, определяющей правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей, установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), данным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 ГК РФ).
Таким образом, Закон о защите прав потребителей применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров. Однако в данном случае отношения, регулируемые оспариваемым нормативным правовым актом вытекают из административных правоотношений, то есть из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно пункту 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Аналогичные правовые позиции отражены в апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2018 года N 77-АПГ18-1, от 24 августа 2017 года N 31-АПГ17-7.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 27 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.