Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу (с учетом дополнений к ней) Каргаева В.Н. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 14 ноября 2023 г., решение судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 12 декабря 2023 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 12 февраля 2024 г., вынесенные в отношении директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (далее - ТФ ОМС Республики Мордовия) Каргаева В.Н. (далее - Каргаев В.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 14 ноября 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 12 декабря 2023 г. и решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 12 февраля 2024 г, директор ТФ ОМС Республики Мордовия Каргаев В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе (с учетом дополнений к ней), поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Каргаев В.Н. просит отменить состоявшиеся по делу акты, приводя доводы об их незаконности.
Ходатайство заявителя об участии в судебном заседании удовлетворению не подлежит в связи с тем, что рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы (с учетом дополнений к ней) позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Каргаева В.Н. к административной ответственности) установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с частью 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях названного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Подпунктом "а" пункта 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092, определено, что Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, установленные пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе.
На основании пункта 70 указанных Правил при осуществлении деятельности по контролю Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управлением Федерального казначейства по Республике Мордовия на основании приказа от 3 февраля 2022 г. N 35 в период с 7 февраля по 5 апреля 2022 г. в отношении ТФ ОМС Республики Мордовия, осуществляющую свою деятельность по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Загородная, дом N 10, проведена плановая проверка осуществления расходов бюджета ТФ ОМС Республики Мордовия в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета, в том числе на завершение расчетов в части реализации программы обязательного медицинского страхования (идентификатор контрольного мероприятия 2022-ПВ.010.1002-0900.005).
В ходе данной проверки были выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, в частности пункта 1 статьи 130, подпунктов 3, 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о представлении средств из бюджета, а именно:
1. В нарушение пунктов 5, 15 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету городу Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 г..N 1125, пунктов 8, 11 Порядка предоставления в 2021 году межбюджетных трансфертов бюджету ТФ ОМС Республики Мордовия на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации Республиканской территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 августа 2021 г..N 385, в 2021 году ТФ ОМС Республики Мордовия не обеспечено достижение значения результата предоставления межбюджетного трансферта бюджету ТФ ОМС Республики Мордовия на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленного в количестве 34 015 случаев проведения углубленной
диспансеризации (недовыполнение составило в количестве 7 913 случаев при фактическом исполнении 26 102 случая), и не осуществлен возврат в связи с этим, из бюджета ТФ ОМС Республики Мордовия в республиканский бюджет Республики Мордовия для последующего перечисления в федеральный бюджет средств в сумме 6 135 196, 31 рублей;
2. В нарушение пункта 11 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г..N 163 (далее - Правила N 163), подпункта 3.1 пункта 3 Порядка и сроков представления отчетности об использовании предоставленного в 2021 году межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19 августа 2021 г..N 82н (далее - Порядок N 82н), ТФ ОМС Республики Мордовия представил Отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являются средства межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках
реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования на 1 января 2022 г..N 02-2022-13-01/045 в форме электронного документа в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования с нарушением срока его представления на 33 календарных дня (дата фактического представления 17 февраля 2022 г..при установленном сроке - не позднее 15 января 2022 г..);
3. В нарушение пункта 11 Правил N 163, подпункта 3.2 пункта 3 Порядка N 82н, ТФ ОМС Республики Мордовия представил Отчет о достижении значений результатов предоставления межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования на 1 января 2022 г. N 03-2022-13-01/038 в форме электронного документа в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования с нарушением срока его представления на 34 календарных дня (дата фактического представления 18 февраля 2022 г. при установленном сроке - не позднее 15 января 2022 г.);
4. В нарушение подпункта "б" пункта 9 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации и города Байконура на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией, в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 989 (далее - Правила N 989), подпункта 3.3.5.2 пункта 3.3.5 Соглашения от 9 июля 2021 г. N 14-2021-00052, ТФ ОМС Республики Мордовия несвоевременно представил Отчеты о достижении значений результатов предоставления межбюджетного трансферта на 1 сентября 2021 г. и на 1 января 2022 г, с использованием государственной информационной системы обязательного медицинского страхования представил их с нарушением срока на 8 и 19 календарных дней соответственно (два факта);
5. В нарушение подпункта "а" пункта 9 Правил N 989, подпункта 3.3.5.1 пункта 3.3.5 Соглашения от 9 июля 2021 г. N 14-2021-00052, ТФ ОМС Республики Мордовия несвоевременно представил Отчет о расходах бюджета Территориального фонда, в целях финансового обеспечения которых предоставляется межбюджетный трансферт, на 1 января 2022 г, с использованием государственной информационной системы обязательного медицинского страхования представил его с нарушением срока на 19 календарных дней (дата фактического представления 8 февраля 2022 г. при установленном сроке - не позднее 20 января 2022 года);
6. В нарушение пункта 9 Правил N 989, подпунктов 3.3.5.1, 3.3.5.2 пункта 3.3.5 Соглашения от 9 июля 2021 г. N 14-2021-00052, ТФ ОМС Республики Мордовия не представил в форме электронного документа с использованием государственной информационной системы обязательного медицинского страхования Отчеты о достижении значений результатов предоставления межбюджетного трансферта на 1 октября 2021 г, 1 ноября 2021 г, 1 декабря 2021 г. и Отчеты о расходах бюджета территориального фонда, в целях финансового обеспечения которых предоставляется межбюджетный трансферт, на 1 сентября 2021 г, 1 октября 2021 г, 1 ноября 2021 г, 1 декабря 2021 г. (семь фактов);
7. В нарушение пункта 14 Правил предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1910 (далее - Правила N 1910), пунктов 4, 6 Порядка представления отчета об использовании средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в соответствии с территориальными программами ОМС, на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 4 февраля 2020 г. N 24 (далее - Порядок N 24), ТФ ОМС Республики Мордовия представил в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (письмо от 15 января 2021 г. N 44) недостоверную отчетность об использовании средств нормированного страхового запаса для софинансирования расходов медицинских организаций государственной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, по состоянию на 1 января 2021 г.;
8. В нарушение пункта 14 Правил N 1910, пункта 4, подпунктов 6.1, 6.2, 6.4-6.7, 6.9, 6.2.2 пункта 6 Порядка N 24, ТФ ОМС Республики Мордовия представил в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (письмо от 10 января 2022 г. N 20) недостоверную отчетность об использовании средств нормированного страхового запаса для софинансирования расходов медицинских организаций государственной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала по состоянию на 1 января 2022 г.
2 июня 2022 г. Управлением Федерального казначейства по Республике Мордовия директору ТФ ОМС Республики Мордовия Каргаеву В.Н. выдано представление N 09-12-06/25-3517 с требованиями:
- по нарушениям, отражённым в пункте N 1, произвести возврат в доход федерального бюджета средств иного межбюджетного трансферта в сумме 6 135 196, 31 рублей, через главного распорядителя бюджетных средств - Министерство здравоохранения Республики Мордовия, и принять меры по устранению его причин и условий в дальнейшем путем усиления контроля за выполнением обязательств по обеспечению достижения значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта в срок до 31 января 2023 г.;
- по нарушениям, отражённым в пунктах N 2, 3, 4, 5, принять меры по устранению причин и условий нарушения в дальнейшем путем усиления контроля за соблюдением срока представления соответствующих отчетов в срок до 31 января 2023 г.;
- по нарушениям, отражённым в пункте N 6, принять меры по устранению причин и условий нарушения в дальнейшем путем усиления контроля за обеспечением представления в форме электронного документа с использованием государственной информационной системы обязательного медицинского страхования Отчетов о достижении значений результатов предоставления межбюджетного трансферта и обязательствах принятых в целях их достижения и Отчетов о расходах, источником обеспечения которых являются средства межбюджетного трансферта, в срок до 31 января 2023 г.;
- по нарушениям, отражённым в пунктах N 7, 8, принять меры по устранению причин и условий нарушения в дальнейшем путем усиления контроля за обеспечением представления достоверной отчетности об использовании средств нормированного страхового запаса для софинансирования расходов медицинских организаций государственной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в срок до 31 января 2023 г.
Вместе с тем, в установленный срок названное представление не исполнено.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии директора ТФ ОМС Республики Мордовия Каргаева В.Н. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует установленным обстоятельствам дела, нормам названного Кодекса и подлежащему применению законодательству.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо и судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели разбирательство по делу, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в своих актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности Каргаева В.Н. в совершении административного правонарушения. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Доказательства, на основании которых установлены фактические обстоятельства дела, получены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представление об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о представлении средств из бюджета Российской Федерации вынесено уполномоченным должностным лицом, основано на установленных обстоятельствах и соответствует нормативным правовым актам в сфере бюджетных правоотношений.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков в процессуальных документах, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Приведённые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы о невозможности исполнения представления в части возврата в федеральный бюджет средств иного межбюджетного трансферта в сумме 6 135 196, 31 рублей, аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования и проверки судов предыдущих судебных инстанций, обоснованно были признаны несостоятельными с привидением подробных мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Ходатайства, заявленные в защиту Каргаева В.Н. в ходе производства по настоящему делу, в том числе об отложении рассмотрении дела судьей районного суда, рассмотрены судьями в соответствии с требованиями стати 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приведением мотивов своих выводов и решений, как в отдельных определениях, так и в итоговых судебных актах, которые соответствуют обстоятельствам дела. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Доводы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены либо изменения обжалуемых актов, не опровергают наличие в деянии Каргаева В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Каргаева В.Н. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 14 ноября 2023 г, решение судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 12 декабря 2023 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 12 февраля 2024 г, вынесенные в отношении директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия Каргаева В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу (с учетом дополнений к ней) Каргаева В.Н. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал директора территориального фонда обязательного медицинского страхования виновным в нарушении бюджетного законодательства, выразившемся в несвоевременном представлении отчетности и невыполнении предписаний финансового контроля. Наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей оставлено в силе, а доводы о незаконности решений предыдущих инстанций признаны несостоятельными.