Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" на решение Мытищинского городского суда Московской области от 5 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 12 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" к администрации городского округа Мытищи Московской области об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" Г.Н.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
постановлением администрации г.о. Мытищи Московской области от 17 ноября 2014 года N утверждена документация по планировке территории (в составе проекта планировки, проекта межевания и градостроительного плана земельного участка) площадью 0, 6 га, расположенной по адресу: "адрес", для реконструкции участка дороги. Указанной документацией установлены красные линии.
Постановлением главы городского поселения Мытищи от 31 декабря 2014 года N утвержден разбивочный чертеж красных линий "Корректировка и установление красных линий в Северной промзоне г. Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области" (далее - разбивочный чертеж). В преамбуле постановления отмечено, что разбивочный чертёж утверждён на основании обращения открытого акционерного общества " "данные изъяты"" в целях организации и обеспечения проезда в ВЗУ " "данные изъяты"".
В границах красных линий, установленных (скорректированных) разбивочным чертежом, частично находится земельный участок с кадастровым номером N.
Общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - Общество), являясь арендатором данного земельного участка, обратилось в суд с административным исковым заявлением, просило признать недействующим разбивочный чертеж в части установления красных линий, пересекающих земельный участок с кадастровым номером N.
Решением Мытищинского городского суда Московской области от 5 октября 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 19 января 2024 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 12 февраля 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 апреля 2024 года, Общество просит отменить состоявшиеся судебные постановления, принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на отсутствии оснований для выделения территории общего пользования в пределах предоставленного в аренду земельного участка.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра судебного акта.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, городской суд исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах предоставленных Администрации полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установление красных линий на арендованном земельном участке не нарушает права административного истца по его использованию.
Соглашаясь с такими выводами, суд апелляционной инстанции дополнительно указал на пропуск административным истцом срока обращения в суд.
Судебная коллегия находит такие выводы сделанными при неправильном применении норм процессуального права, без выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об оспаривании нормативного правового акта.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд, в частности, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу (подпункт "г" пункта 2), соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).
Указанные обстоятельства при рассмотрении административного дела не были выяснены судами.
Как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу. Проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать, в частности, что в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Вопреки приведенным положениям подпункта "г" пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении административного дела судами не выяснялся вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, факт его опубликования и вступления в силу не установлен. Данные об опубликовании нормативного правового акта, обеспечении возможности ознакомиться с его содержанием в материалах административного дела отсутствуют.
Не выполнено судами в полной мере и требование пункта 3 части 3 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о проверке соответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как предусмотрено положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения осуществляется территориальное планирование - планирование развития территорий (пункт 2 статьи 1).
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (статья 18).
Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в числе прочего, красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42).
В пункте 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 отмечено, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий.
Таким образом, документация, которой установлены красные линии, должна соответствовать документам территориального планирования, в частности - генеральному плану, как нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, на что прямо указано в приведенных нормах градостроительного законодательства. Установление красных линий уполномоченными органами не может быть произвольным, на что обращено внимание и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2016 года N 242-О.
Между тем, судами не выяснялось соответствие оспариваемого нормативного правового акта, которым установлены (скорректированы) красные линии, документам территориального планирования. Определенное этими документами назначение территории, в отношении которой установлены красные линии, судом не выяснялось. В отсутствие данных о соответствии оспариваемого разбивочного чертежа документам территориального планирования вывод судов о том, что данный чертеж не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, представляется преждевременным, не основанным на установленных по делу обстоятельствах.
Нельзя согласиться и с выводом суда апелляционной инстанции о пропуске Обществом срока, установленного законом для оспаривания постановления. Согласно части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока его действия.
При таких данных апелляционное определение следует отменить с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 12 февраля 2024 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Московский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.