Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Мельниченко Е.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании с применением систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-16/2024 по административному исковому заявлению Карлецкого Эдуарда Артуровича об оспаривании в части Генерального плана муниципального образования "Нестеровский городской округ", утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 3 февраля 2021 года N 46, Правил землепользования и застройки муниципального образования "Нестеровский муниципальный округ Калининградской области", утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 31 мая 2022 года N 288, по апелляционной жалобе Министерства градостроительной политики Калининградской области на решение Калининградского областного суда от 11 января 2024 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителя Министерства градостроительной политики Калининградской области Дмитриевой О.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Бойченко С.И, Логиновской О.А, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего решение подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Калининградской области от 3 февраля 2021 года N 46 утвержден генеральный план муниципального образования "Нестеровский городской округ" Калининградской области" (далее также - Генеральный план).
Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (parvo.gov.ru) 10 февраля 2021 года (N 3900202102100001).
Постановлением Правительства Калининградской области от 31 мая 2022 года N 288 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Нестеровский муниципальный округ Калининградской области" (далее также - Правила землепользования и застройки)
Данный документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (parvo.gov.ru) 6 июня 2022 года (N 3900202206060024).
26 октября 2023 года Карлецкий Э.А. обратился в Калининградский областной суд с названным выше административным иском, в котором просил, с учетом уточнений, признать недействующими и не подлежащими применению с даты вступления решения суда в законную силу:
- Генеральный план в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне "Зона лесов", пункта 44 таблицы N 2 "Перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования "Нестеровский городской округ" материалов по обоснованию генерального плана Раздел II Проектная часть об исключении земельного участка с кадастровым номером N из границ населенных пунктов с включением его в земли лесного фонда;
- Правила землепользования и застройки в части установления границы населенного пункта пос. Сосновка Нестеровского района и отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:08:280001:1 к территориальной зоне "Иные земли. Земли лесного фонда (Л)".
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником индивидуальных жилых домов с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: "адрес" соответственно. Указанные индивидуальные жилые дома расположены на земельном участке с кадастровым номером N
21 октября 2022 года административный истец обратился в Территориальное управление Росимущества в Калининградской области (далее - ТУ Росимущества) с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:08:280001:1, расположенного по адресу: Калининградская область, Нестеровский район, п. Сосновка, с сохранением его в измененных границах. в удовлетворении которого ему было отказано в связи с тем, что названный земельный участок расположен в территориальной зоне "иные зоны, земли лесного фонда (Л)", в отношении которой градостроительные регламенты не устанавливаются. Данный отказ он обжаловал в порядке административного судопроизводства в Ленинградский районный суд г. Калининграда, решением которого от 16 августа 2023 года по делу N 2а-3308/2023 в удовлетворении заявленного административного иска ему отказано с указанием на то, что Правила землепользования и застройки, которыми земельный участок с кадастровым номером N отнесен к иной зоне, не оспорены и не признаны недействующими. Вместе с тем, судом установлено, что этот земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, а не земли лесного фонда, и на них находятся объекты недвижимости, построенные задолго до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации и установления градостроительных регламентов.
1 сентября 2023 года он обратился в Министерство градостроительной политики Калининградской области с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части внесения в границу населенного пункта п. Сосновка земельного участка с кадастровым номером N, а так же отнесении его к территориальной зоне "Зона застройки индивидуальными жилыми домами" (индекс - "Ж-4"), в удовлетворении которого также было отказано со ссылкой на то, что этот земельный участок относится к землям лесного фонда и его необходимо перевести в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления. Генеральным планом рассматриваемая территория земельного участка с кадастровым номером 39:08:280001:1 была включена в границы населенного пункта п. Сосновка и отнесена к функциональной зоне "Зона лесов", в которой не предусмотрено размещение жилой застройки. На основании Генерального плана постановлением Правительства Калининградской области от 31 мая 2022 года N 288 утверждены Правила землепользования и застройки, согласно которым земельный участок с кадастровым номером N отнесен к территориальной зоне "Земли лесного фонда". Однако, согласно письму от 1 августа 2023 года N 4598-ОС Министра природных ресурсов и экологии Калининградской области спорный земельный участок исключен из состава земель лесного фонда. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) данный участок находится в границе населенного пункта и относится к категории земель - земли населенных пунктов, граница п. Сосновка внесена по актуальным координатам в ЕГРН с реестровым номером 39.08-4.1 с датой 16 января 2015 года.
Полагает, что в данном случае имеют место противоречия в сведениях о категории спорного земельного участка, содержащиеся в ЕГРН, правоустанавливающих документах на земельные участки, Лесном плане Калининградской области, с одной стороны, и в государственном лесном реестре, с другой.
Поскольку право на жилые дома и, соответственно, право на использование земельного участка с кадастровым номером N под ними возникло до 1 января 2016 года, постольку принадлежность такого земельного участка к категории земель населенных пунктов обусловлена прямым указанием приведенных положений Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", а отнесение названного земельного участка к функциональной, территориальной зонам лесов нарушает право административного истца как собственника индивидуальных жилых домов на формирование земельных участков под ними.
Решением Калининградского областного суда от 11 января 2024 года заявленные требования удовлетворены.
Судом признаны недействующими с даты вступления решения суда в законную силу:
- Генеральный план в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне "Зона лесов", пункт 44 таблицы N 2 "Перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования "Нестеровский городской округ" материалов по обоснованию генерального плана Раздел II Проектная часть об исключении земельного участка с кадастровым номером N из границ населенных пунктов с включением его в земли лесного фонда;
- Правила землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне "Иные земли. Земли лесного фонда (Л)".
Мотивированное решение изготовлено судом 18 января 2024 года.
Не согласившись с постановленным решением, 19 февраля 2024 года (в пределах установленного срока с учетом выходных дней) посредством ГАС "Правосудие" Министерством градостроительной политики Калининградской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на то, что на момент подготовки проекта генерального плана Агентство располагало достаточными основаниями для отнесения спорного земельного участка с кадастровым номером 39:08:280001:1 к функциональной зоне "Зона Лесов", так как оспариваемое зонирование было установлено на основании позиции Рослесхоза об отнесении спорного земельного участка к землям государственного лесного фонда.
Кроме того, согласно Лесному плану, утвержденному указом Губернатора Калининградской области от 29 декабря 2018 года N 218, спорный земельный участок на момент подготовки и согласования проекта входил в границы лесного фонда Калининградской области.
Податель жалобы полагает, что оснований сомневаться в представленных Рослесхозом сведений о пересечениях земель населенных пунктов с землями лесного фонда у Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее - Агентство) не имелось. Также Агентство не вправе было в рамках согласования проекта проводить какие-либо проверки правомерности отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, в том числе давать оценку достаточности, либо недостаточности отнесения лесоустроительной документацией данного земельного участка к категории защитных лесов.
Считает, что данное обстоятельство является основанием для внесения изменений в Генеральный план, а не для признания его недействующим и неподлежащим применению в части.
Делая вывод о неправомерности отнесения земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне "Иные земли. Земли лесного фонда (Л)", суд первой инстанции руководствовался неправомерностью отнесения земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне "Зона лесов", при этом иных доводов, помимо того, что правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану, судом в обоснование принятого решения приведено не было.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом поданы письменные возражения о их несостоятельности и законности судебного акта.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
С учетом положений статей 10, 150, 213 (часть 5), 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов административного дела следует, что Карлецкий Э.А. является собственником индивидуальных жилых домов с кадастровыми номерами N (с 14 февраля 2017 года), N (с 7 апреля 2005 года), N (с 16 марта 2016 года), N (с 12 июля 2022 года), 1945 года постройки, расположенных по адресу: "адрес".
Указанные индивидуальные жилые дома расположены на земельном участке с кадастровым номером 39:08:280001:1 площадью 308 056 кв. м, находящемся по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Калининградская область, Нестеровский район, п. Сосновка, категория земель - земли населенных пунктов, имеющем вид разрешенного использования - по назначению, относящемуся к государственной собственности.
Со ссылкой на оспариваемые нормативные правовые акты ТУ Росимущества было отказано административному истцу в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером N с сохранением его в измененных границах.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что нормативные правовые акты в оспариваемой в части применялись в правоотношениях с участием административного истца.
Отношения, связанные с территориальным планированием территории, регламентируются положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу (статья 3).
Проанализировав положения части 1 статьи 7, части 1.2 статьи 17, пункта 26 части 1 статьи 16, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации", статьи 2 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о принятии оспариваемых в части нормативных правовых актов уполномоченным органом, с соблюдением формы их принятия и опубликования.
Проверяя порядок принятия, суд первой инстанции исходил из следующего.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, приказом Агентства от 25 октября 2018 года N 295 принято решение о подготовке проекта генерального плана муниципального образования "Нестеровский городской округ" (опубликован 30 октября 2018 года на официальном интернет портале правовой информации parvo.gov.ru за N 3901201810300003); 9 ноября 2018 года между Агентством и ООО "ГЕОЗЕМСТРОЙ" был заключен государственный контракт на выполнение работ по подготовке Проекта N К/54-2018, в рамках исполнения которого был разработан проект генерального плана; письмом Агентства от 4 июня 2019 года N 6262 Проект был направлен в администрацию муниципального образования "Нестеровский городской округ" (далее - Администрация) для организации и проведения публичных слушаний.
Публичные слушания по проекту были назначены постановлением главы муниципального образования "Нестеровский городской округ" от 18 июня 2019 года N 592, по результатам которых подготовлен протокол, оформлено и подписано заключение о результатах публичных слушаний по проекту, признанные впоследствии прокуратурой Нестеровского района незаконными, подлежащими отмене в связи с выявлением в действиях должностных лиц Администрации нарушений процедуры их проведения, ввиду чего проект 16 марта 2020 года вновь направлен Агентством в адрес администрации муниципального образования для организации и проведения повторных публичных слушаний в порядке, установленном статьями 5.1 и 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Постановлением главы администрации от 12 мая 2020 года N 325 проведение публичных слушаний назначено в период с 3 июня 2020 года по 11 июня 2020 года, постановлением Администрации от 1 июня 2020 года N 401 назначенные публичные слушания отменены в связи с ограничительными мерами, введенными постановлением Правительства Калининградской области от 30 мая 2020 года N 332.
22 июля 2020 года проект вновь направлен Агентством в адрес Администрации муниципального образования "Нестеровский городской округ" с целью назначения и проведения публичных слушаний.
На основании постановления главы муниципального образования "Нестеровский городской округ" от 31 июля 2020 года N 1 публичные слушания назначены и проведены в период с 8 сентября 2020 года по 15 года 2020 года, оповещение о проведении публичных слушаний и проект были доступны на официальном сайте администрации муниципального образования в сети "Интернет", экспозиция проекта была организована и доступна с 8 августа 2020 года по 7 сентября 2020 года.
13 октября 2020 года Администрацией в Агентство представлены протоколы и заключение по результатам публичных слушаний.
Проект генерального плана был размещен в ФГИС ТП, согласован со всеми уполномоченными органами исполнительной власти Калининградской области.
25 сентября 2019 года было подготовлено Сводное заключение Минэкономразвития России N 32184-ВЖ/Д27и о несогласии с Проектом. Заключения о несогласии с проектом получены от Министерства транспорта Российской Федерации (от 15 августа 2019 года N Д9/17801-ИС); Министерства энергетики Российской Федерации (от 15 августа 2019 года N 08-1374); Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации (от 23 июля 2019 года N АВ-03-31/13264) с замечаниями в части выявления увеличения площади населенных пунктов за счет участков земель лесного фонда площадью 3, 97 га.
В целях урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки Минэкономразвития России сводного заключения от 25 сентября 2019 года N 32184-ВЖ/Д27и приказом Министерства от 30 сентября 2019 года N 350 была создана согласительная комиссия.
В ходе работы согласительной комиссии от Рослесхоза поступили дополнительные замечания от 15 ноября 2019 года N АВ-03-27/22161 с приложением перечня лесных кварталов, включенных в границы населенных пунктов, в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:08:280001:1, который частично был включен в границы Краснолесского, Токаревского участковых лесничеств.
По результатам заседания согласительной комиссии 11 декабря 2019 года подготовлен протокол, замечания федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации решено считать урегулированными, частично рекомендовать представить проект на утверждение. В отношении замечаний Рослесхоза было принято решение о направлении в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области письма об изменении документированной информации государственного лесного реестра и исключений сведений о земельных участках, включенных в границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования "Нестеровский городской округ" Калининградской области (исх. N 15672 от 10 декабря 2019 года).
Разработка проекта Правил землепользования и застройки была начата на основании приказа Агентства от 4 февраля 2020 года N 50, на основании которого 3 февраля 2020 года между Агентством и ООО "Теллус-Проект" был заключен государственный контракт N К/03-2020.
Проект был направлен в администрацию муниципального образования "Нестеровский городской округ" для проведения общественных обсуждений.
Постановлениями главы муниципального образования "Нестеровский городской округ" от 31 июля 2020 года N 2, от 7 августа 2020 года N 3 назначены публичные слушания по проекту правил, которые опубликованы в газете Нестеровского городского округа "Сельская новь" "Сельская новь" N 60 (9373) 8 августа, N 61(9374) 12 августа 2020 года.
Проект правил землепользования и застройки был размещен на официальном сайте Администрации, экспозиция демонстрационных материалов была размещена в ее здании.
По результатам публичных слушаний составлен протокол публичных слушаний, на основании которого Администрацией подготовлено заключение о результатах публичных слушаний от 17 сентября 2020 года, опубликованное в газете "Сельская новь" от 26 сентября 2020 года N 74 (9387) и размещено на официальном сайте муниципального образования "Нестеровский городской округ".
26 февраля 2021 года комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области подготовлено заключение на проект правил землепользования и застройки с рекомендациями о его утверждении. Проект постановления направлен в Прокуратуру Калининградской области для проведения антикоррупционной экспертизы (исх. N 1150-ААГ от 21 февраля 2022 года) и размещен на официальном сайте Правительства Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Анализ приведенного выше позволили суду первой инстанции прийти к верному выводу о соблюдении процедуры принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов.
По приведенным выше основаниям нормативные правовые акты не оспариваются и решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, согласно действующим Генеральному плану, Правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 39:08:280001:1 располагается в функциональной зоне "Зона лесов" и территориальной зоне "Иные земли. Земли лесного фонда (Л)", соответственно.
Суд также указал, что в соответствии с Картой границ населенных пунктов, являющейся частью Генерального плана, названный земельный участок располагается в границах населенного пункта.
Из текстовой части Генерального плана, а именно материалов по обоснованию - проектная часть (Том II), следует, что проектными решениями генерального плана предлагается упразднение населенного пункта п. Сосновка путем объединения его с населенным пунктом п. Краснолесье (раздел 2.3), а согласно таблице 2 - Перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования "Нестеровский городской округ" - земельный участок с кадастровым номером 9:08:280001:1 исключается из границ населенных пунктов с включением его в земли лесного фонда, поскольку в соответствии с данными, предоставленными ФГБУ "Рослесинфорг", данная территория относится к землям лесного фонда (пункт 44).
В соответствии с пунктом 2.15 Главы 2 Положения о территориальном планировании актуального Генерального плана функциональная зона "Зона лесов" предназначена для размещения земель государственного лесного фонда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент постановки земельного участка на кадастровый учет он находился в границах населенного пункта п. Сосновка, не входит в состав земель лесного фонда, поэтому нахождение его в функциональной зоне "Зона лесов", предназначенной исключительно для размещения земель государственного лесного фонда, а также исключение его из границ населенного пункта согласно проектной части генерального плана, следует признать необоснованным.
Суд также обратил внимание на противоречие между графической частью генерального плана, согласно которой данный земельный участок входит в границы населенных пунктов, и проектной частью, в соответствии с таблицей N 2 которой он подлежит исключению из границ населенного пункта.
Кроме того, изменение границ населенного пункта пос. Сосновка, а также исключение земельного участка с кадастровым номером N из границ населенного пункта отсутствовало в проекте внесения изменений в генеральный план, не выносилось на общественные обсуждения, что является нарушением положений статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование представляет собой долгосрочное планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2 статьи 1, часть 1 статьи 9, статья 23); к документам территориального планирования относится, в частности, генеральные план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18), который содержит, помимо иных сведений и документов, карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3, пункт 2 части 5 статьи 23), карту функциональных зон поселения или городского округа, их границы и описание (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 23), параметры функциональных зон в составе положения о территориальном планировании (пункт 2 части 4 статьи 23); материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в частности, перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23); материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, границы существующих населенных пунктов (пункт 2 части 8 статьи 23), границы лесничеств (пункт 8.1 части 8 статьи 23).
При этом в силу части 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1); правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования (часть 2).
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В том числе, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
С учетом приведенных выше норм права в пункте 57 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, высказана правовая позиция о том, что установление территориальных зон в правилах землепользования и застройки конкретизирует положения документов территориального планирования (генерального плана) в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывался о том, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановление от 22 апреля 2014 года N 12-П, Постановление от 28 марта 2017 года N 10-П; определения от 15 июля 2010 года N 931-О-О, от 6 октября 2015 года N 2317-О, от 25 февраля 2016 года N 242-О, от 23 июля 2020 года N 1653-О, от 17 декабря 2020 года N 2861-О, от 25 марта 2021 года N 583-О, от 20 июля 2021 года N 1536-О и др).
Исходя из положений Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (часть 4 статьи 6.1); полномочия по принятию решений об установлении и изменении границ лесничеств, расположенных, помимо прочего, на землях лесного фонда и землях населенных пунктов, а также осуществление государственной инвентаризации лесов и ведение государственного лесного реестра отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (статья 81); Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление, помимо прочих государственных полномочий, следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации (согласно Федеральному закону от 4 февраля 2021 года N 3-ФЗ - до 1 января 2023 года); проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 названного Кодекса, то есть за исключением проектирования лесничеств и эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов (согласно Федеральному закону от 4 февраля 2021 года N 3-ФЗ - до 1 января 2022 года) (часть 1 статьи 83).
В силу статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (часть 3), земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов (часть 12).
В силу положений статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление границ и назначения функциональной зоны составляет основу для формирования правового режима земель, но при этом правовым режимом земель не является (часть 3); утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12).
Судом первой инстанции было установлено, что на момент принятия оспариваемого Генерального плана земельный участок с кадастровым номером 39:08:280001:1 входил в состав Государственного лесного фонда (ГЛР), то есть относился к землям лесного фонда согласно сведениям ЕГРН.
12 января 2021 года Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области составлен акт N 280 Ф.З.-28 об изменении документированной информации в ГЛР, согласно которому принято решение об исключении из ГЛР земельного участка с кадастровым номером 39:08:280001:1, находившегося в границах Токаревского и Краснолесского лесничеств.
Из письма Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области исх. N 1407-МПР от 29 марта 2023 года следует, что названный выше земельный участок исключен из ГЛР 12 января 2022 года.
Между тем судом оставлены без внимания следующие обстоятельства.
Действительно, из представленных в суд апелляционной инстанции стороной административного истца документов (копии технических паспортов, копия договора передачи жилого помещения в собственность граждан, копия свидетельства о государственной регистрации права, копии домовых книг, копия паспорта, копия поквартирной карточки, сведения из ЕГРН) следует, что жилые дома, расположенные на спорном земельном участке, были возведены в 1945 году, использовались для проживания, были переданы в собственность физических лиц по договорам в 2014 году.
При этом почтовые адреса объектам недвижимости присваивались постановлениями главы администрации муниципального образования "Нестеровский район" от 9 октября 2018 года N 741, от 11 сентября 2023 года N 785, от 12 сентября 2023 года N 801, от 31 мая 2024 года N 581.
Вместе с тем, вопреки доводам стороны административного истца, в соответствии с генеральным планом Чистопрудненского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Чистопрудненского сельского поселения от 27 декабря 2012 года N 33, действовавшим до принятия оспариваемого Генерального плана, земельный участок с кадастровым номером N располагался в двух функциональных зонах: зоне земель для перевода из ГЛР в земли населенных пунктов, предназначенных для жилой застройки, и зоне земель для перевода из ГЛР в земли населенных пунктов, предназначенных для сельскохозяйственного производства, и был включен в границу населенного пункта.
Согласно генерального плана муниципального образования "Нестеровский городской округ" Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 6 февраля 2020 года N 52, земельного участка был отнесен к функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами и включен в границу населенного пункта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса.
Таким органом на территории Российской Федерации является Рослесхоз.
Доводы заинтересованного лица о том, что определение названных выше функциональных зон состоялось в отсутствие согласования с Рослесхозом в ходе рассмотрения дела опровергнуты не были.
В то же время, как было указано ранее, в ходе работы согласительной комиссии по проекту оспариваемого Генерального плана от Рослесхоза поступили возражения с приложением перечня лесных кварталов, включенных в границы населенных пунктов, в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером N, который частично включен в границы Краснолесского, Токаревского участковых лесничеств.
Кроме того, Указом Губернатора Калининградской области от 29 декабря 2018 года N 218 был утвержден Лесной план, которым спорный земельного участка входил в границы лесного фонда Калининградской области.
Поскольку на момент утверждения Генерального плана (3 февраля 2021 года) земельный участок с кадастровым номером 39:08:280001:1 был включен в ГЛР, из которого исключен лишь 12 января 2022 года, постольку у административного ответчика имелись основания к его включению в состав земель государственного лесного фонда, исходя из сведений ГЛР.
С учетом изложенного выше, вопреки выводам суда первой инстанции, судебная коллегия находит доводы Министерства градостроительной политики Калининградской области о том, что исключение территории из ГЛР может послужить основанием лишь для внесения изменений в генеральный план, но не его отмены в части судебным актом заслуживающими внимание.
Кроме того, граница населенного пункта п. Сосновка с реестровым номером 39:08-4.1 учтена на государственном кадастровом учете в соответствии с генеральным планом, утвержденным 27 декабря 2012 года, в то время как изменения на основании генеральных планов, утвержденных 6 февраля 2020 года и 3 февраля 2021 года, не вносились.
Из объяснений представителя заинтересованного лица следует, что на настоящее время завершается процедура исключения из ЕГРН сведений о границах населенного пункта, а также по плану в 2024 году будет разрабатываться единый документ территориального планирования, в который будет внесена актуальная информация.
Ссылки административного истца, с которыми согласился суд первой инстанции, на допущенное при принятии Генерального плана нарушения статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Из анализа положений статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 28 Закона о местном самоуправлении следует, что публичные слушания как одна из форм участия населения в местном самоуправления призвана к выявлению мнения населения и доведения данного мнения до представительного органа местного самоуправления.
Судебная коллегия считает, что в данном случае цели проведения публичных слушаний были достигнуты.
Поскольку публичные слушания, по своей сути, представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение проекта документации по планировке территории, постольку их результаты носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными.
При этом нормативных предписаний об отклонении проектов генерального плана и правил землепользования и застройки, обязанности направить проекты после доработки ввиду наличия возражений Рослесхоза на повторное публичные слушания, градостроительное законодательство не содержит.
Согласно положениям части 3 статьи 9, частям 9 и 10 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации для земель лесного фонда Градостроительные регламенты не устанавливаются.
Таким образом, установленное оспариваемыми в части Правилами землепользования и застройки территориальное планирование в отношении земельного участка с кадастровым номером КН39:08:280001:1 ("Иные земли. Земли лесного фонда (Л)") в полной мере соответствует действующему Генеральному плану.
В этой связи судебная коллегия, руководствуясь пунктом 2 статьи 309, части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Карлецким Э.А. административных требований, в виду допущенного судом первой инстанции нарушения норм материального права.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 11 января 2024 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Карлецкого Эдуарда Артуровича о признании недействующими Генерального плана муниципального образования "Нестеровский городской округ", утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 3 февраля 2021 года N 46, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне "Зона лесов", пункта 44 таблицы N 2 "Перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования "Нестеровский городской округ" материалов по обоснованию генерального плана Раздел II Проектная часть об исключении земельного участка с кадастровым номером N из границ населенных пунктов с включением его в земли лесного фонда, и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Нестеровский муниципальный округ Калининградской области", утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 31 мая 2022 года N 288, в части установления границы населенного пункта пос. Сосновка Нестеровского района и отнесения земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне "Иные земли. Земли лесного фонда (Л)", отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.