Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
Председательствующего судьи судебной коллегии по административным делам Овсянкиной Н.В, при секретаре Мельниченко Е.Р, рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу Новикова Артема Витальевича на определение Псковского областного суда от 4 марта 2024 года о прекращении в части производства по административному делу N3а-7/2024 по административному исковому заявлению Новикова Артема Витальевича к ГБУ Псковской области "Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки" и Правительству Псковской области о признании незаконными действий по возврату заявлений об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости и установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Овсянкиной Н.В, объяснения представителя административного истца Язязова С.Г, суд
УСТАНОВИЛ:
Новиков А.В. обратился в Псковский областной суд с административным иском, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о признании незаконными действий по возврату заявлений об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости и об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков в размере рыночной стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером N - 317 063 руб. по состоянию на 13 июля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 390 000 руб. по состоянию на 1 февраля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 147 600 руб. по состоянию на 1 февраля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 161 700 руб. по состоянию на 1 февраля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 317 063 руб. по состоянию на 13 июля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 1 458 670 руб. по состоянию на 1 февраля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 317 063 руб. по состоянию на 13 июля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 102 000 руб. по состоянию на 1 февраля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 80 400 руб. по состоянию на 1 февраля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 317 063 руб. по состоянию на 13 июля 2016 года.
Одновременно просил восстановить пропущенный срок обращения с настоящим административным иском в суд.
В обоснование заявленных требований Новиков А.В. указал, что до 1 января 2022 г. земельным участкам была установлена кадастровая стоимость, являющаяся архивной, утвержденная постановлением администрации Псковской области от 22 ноября 2016 г. N 376 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Псковской области" в размерах:
- земельного участка с кадастровым номером N - 26 706 875 руб. по состоянию на 13 июля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 33 735 000 руб. по состоянию на 1 февраля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 8 096 400 руб. по состоянию на 1 февраля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 11 020 100 руб. по состоянию на 1 февраля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 26 706 875 руб. по состоянию на 13 июля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 164 851 700 руб. по состоянию на 1 февраля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 26 706 875 руб. по состоянию на 13 июля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 6 747 000 руб. по состоянию на 1 февраля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 4 498 000 руб. по состоянию на 1 февраля 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером N - 26 706 875 руб. по состоянию на 13 июля 2016 года.
По мнению административного истца, рыночная стоимость данных объектов недвижимости, определенная частнопрактикующим оценщиком ФИО6 в отчетах об оценке от 25 января 2023 года, составленных по состоянию на 1 февраля 2016 года и 13 июля 2016 года соответственно, меньше установленной по состоянию на те же даты постановлением администрации Псковской области от 22 ноября 2016 г. N 376 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Псковской области" архивной кадастровой стоимости, что нарушает права административного истца на справедливое налогообложение, поскольку в его адрес выставлено налоговое требование об уплате земельного налога за 2021 год в декабре 2022 года.
В целях установления кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в порядке внесудебного урегулирования спора Новиков А.В. обратился с соответствующим заявлением в ГБУ Псковской области "Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки", однако, уведомлением данного учреждения от 23 октября 2023 года заявления были возвращены в связи с тем, что они поданы по истечении 6 месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка, что и послужило основанием для обращения с административным иском в суд.
Полагая, что действия ГБУ Псковской области "Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки" являются необоснованными и незаконными, со ссылкой на положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) административный истец просил суд признать действия по возврату заявлений об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости незаконными и установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 февраля 2016 года и 13 июля 2016 года в размере, определенном отчетами частнопрактикующего оценщика ФИО6
Определением Псковского областного суда от 4 марта 2024 года производство по делу прекращено в части требований Новикова Артема Витальевича к ГБУ Псковской области "Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки", Правительству Псковской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Не согласившись с указанным определением административный истец Новиков А.В. подал частную жалобу, в которой просил отменить судебный акт.
В обоснование доводов указывает, что что суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с заявлением об установлении по состоянию на 1 февраля 2016 года и 13 июля 2016 года кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости. Так требование об уплате земельного налога за 2021 год получено административным истцом в декабре 2021 года, в свою очередь сведения о кадастровой стоимости земельных участков, применяемой для расчета земельного налога, получены административным истцом из ответа налогового органа 3 мая 2023 года.
Апеллянт обращает внимание, что он оспаривает кадастровую стоимость, установленную по состоянию на 1 февраля 2016 года и 13 июля 2016 года, которая на момент перехода к применению на территории Псковской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ - 1 января 2023 года, являлась архивной, что само по себе исключает возможность ее оспаривания по правилам указанной статьи.
ГБУ ПО "БТИ и ГКО" и Правительством Псковской области представлены возражения на частную жалобу, в которых указано на несостоятельность ее доводов.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив письменные материалы административного дела и доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Прекращая производство по делу в части требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, суд первой инстанции исходил из того, что предъявление самостоятельного требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости без одновременного предъявления требований об оспаривании решения бюджетного учреждения после введения с 1 января 2023 г. на территории Псковской области нового правового регулирования, связанного с применением статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ, действующим процессуальным законодательством не допускается.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в п. 2 ст. 3 КАС РФ, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Административный истец, обращаясь с иском в суд указывал, что, по его мнению, пересмотр кадастровой стоимости, применявшейся в целях исчисления земельного налога на имущество в период с 1 января 2017 года по по 31 декабря 2021 года восстановит его право на справедливое налогообложение, за истекшие налоговые периоды, по которым налог исчислен налоговым органом, но не оплачен.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" путем внесения изменений в Федеральный закон N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (статья 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости"), который заключается во внесудебном установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с частью 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 13 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (пункт 15).
На территории Псковской области на основании статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ Постановлением Правительства Псковской области от 30 декабря 2022 г. N 400 установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2023 г.
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ с 1 января 2023 года на территории Псковской области оспаривание кадастровой стоимости осуществляется только в рамках правил, установленных статьей 22.1 Закона N237-ФЗ, и в силу императивных требований пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ не могут применяться ни положения статьи 22 указанного Федерального закона N 237-ФЗ, ни положения 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает государственное бюджетное учреждение Псковской области "БТИ и ГКО", решение которого может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. При этом требования о пересмотре кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной стоимости не носят самостоятельного характера и могут быть заявлены только одновременно с требованиями об оспаривании решения бюджетного учреждения.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что установленный статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке порядок рассмотрения заявлений является внесудебным порядком установления кадастровой стоимости, несоблюдение которого влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства РФ, а именно - суд отказывает в принятии административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости, как не подлежащего рассмотрению в суде.
Как отмечается в ответе на вопрос N 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом ВС РФ 30 июня 2021 года, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
В ответе на вопрос N9 указанного Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации указывается, что в принятии административного искового заявления, поданного минуя обращение в бюджетное учреждение, следует отказать применительно к пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу положений части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Из административного материала следует, что Новиков А.В. обратился в Псковский областной суд с административным иском о признании незаконными действий ГБУ Псковской области "БТИиГКО" по возврату заявлений об установлении рыночной стоимости земельных участков и об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере рыночной 25 декабря 2023 года, то есть после установленной уполномоченным органом даты перехода к новому порядку установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - 1 января 2023 года.
Поскольку административным истцом не заявлено требования о признании незаконным решения бюджетного учреждения, то заявленное административным истцом в настоящем административном деле требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости не подлежит рассмотрению судом, поскольку оно заявлено в суд, минуя законодательно установленный внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
С учетом указанных обстоятельств, судья Псковского областного суда правомерно прекратил производство по делу.
Не могут быть приняты во внимание и доводы частной жалобы о наличии у административного истца права на оспаривание архивной кадастровой стоимости с восстановлением срока на обращение с иском в суд.
Так, частью 3 статьи 245 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В силу положений подпункта 1 пункта 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости в числе дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 12 приказа Росреестра от 07.12.2023 N П/0514 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости" предусмотрено, что в кадастре недвижимости:
статус "актуальная" присваивается записи, содержащей актуальные сведения о характеристиках объекта недвижимости на любой текущий момент времени, при принятии решения об осуществлении государственного кадастрового учета и внесении в кадастр недвижимости таких сведений, сведений о правопритязаниях;
статус "архивная" присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи о характеристиках объекта недвижимости в связи со снятием с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
В записи об объекте недвижимости со статусом "актуальная":
статус "актуальные" присваивается актуальным на любой текущий момент времени сведениям о характеристиках объекта недвижимости;
статус "погашенные" присваивается неактуальным на любой текущий момент времени сведениям о характеристиках объекта недвижимости.
В записи об объекте недвижимости со статусом "архивная" всем сведениям присваивается статус "архивные".
Порядок внесения записей о кадастровой стоимости здания определен пунктом 28 данного приказа, согласно подпункту 8 пункта 5 которого сведения о кадастровой стоимости здания содержат дату начала применения кадастровой стоимости, указанную в документе, направленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации или бюджетным учреждением в соответствии с Федеральным законом N218-ФЗ, на основании которого в ЕГРН вносятся сведения о кадастровой стоимости (при наличии в указанном документе сведений о такой дате).
В случае отсутствия в таком документе сведений о дате начала применения кадастровой стоимости, а также в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации изменение кадастровой стоимости осуществляется при отсутствии такого документа, указывается дата начала применения в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Объект недвижимости административного истца не снят с кадастрового учета, однако в отношении данного объекта в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об актуальной кадастровой стоимости, следовательно, оспариваемая им кадастровая стоимость, является актуальной погашенной, а не архивной, как на это указывает административный истец в своем иске.
Вопрос оспаривания в судебном порядке актуальной погашенной кадастровой стоимости, связан с возможностью восстановления судебным актом в случае удовлетворения иска прав, которые административный истец считает нарушенным, то есть связан с наличием права на применение ретроспективно, в рассматриваемом случае в налоговых правоотношениях, указанной кадастровой стоимости.
Дата начала применения оспоренной кадастровой стоимости зависит от того, на основании какого акта и в каком порядке была установлена кадастровая стоимость, а также по какому основанию она оспаривается.
В настоящем деле административным истцом оспаривается кадастровая стоимость установленная актами ФКП Росреестра и применявшаяся в налоговых правоотношениях до 31.12.2021, поскольку на основании Постановления Администрации Псковской области от 19.11.2021 в ЕГРН внесены сведения о новой кадастровой стоимости, а затем на основании Постановления Правительства Псковской области от 08.11.2022 N235.
Из положений пункта 1.1 статьи 391 НК РФ следует, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, действующее налоговое законодательство отсылает правоприменителя в целях определения даты начала применения кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной к законодательству в области кадастровой оценки.
Материалами дела подтверждено, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость установлена по правилам Федерального закона N 135-ФЗ.
Подпунктом "в" пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регламентирующей, в частности, особенности переходного периода применения предусмотренного статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" нового порядка установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости предусмотрено, что с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Определением Конституционного Суда РФ от 27.12.2023 N 3556-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тропникова Ильи Вячеславовича на нарушение его конституционных прав подпунктом "в" пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подчеркнуто, что с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ (пункт 19 статьи 5) Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" был дополнен статьей 22.1, предусматривающей право заинтересованных лиц обратиться в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости, с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета в течение шести месяцев после проведения рыночной оценки недвижимого имущества (части 1, 2 и 7). В силу части 15 данной статьи принятое бюджетным учреждением по такому заявлению решение может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, одновременно с чем допускается заявление требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Следует отметить, что о возникновении в будущем оснований для взимания налога на имущество исходя из кадастровой стоимости налогоплательщик, как правило, узнает еще до наступления очередного налогового периода, так как нормативный акт об утверждении результатов кадастровой оценки публикуется до начала очередного налогового периода, информация является общедоступной, содержится также в фонде данных государственной кадастровой оценки Росреестра и служит ориентиром в формировании доходной части бюджетов соответствующих уровней.
Таким образом, налогоплательщик уже к началу налогового периода обладает сведениями о предстоящем излишнем взыскании налога и имеет возможность своевременно в установленный законом срок в период действия данной кадастровой стоимости принять меры по защите своих прав.
Таким образом, доводов, способных повлечь отмену оспариваемого судебного акта, частная жалоба не содержат.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 315 - 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Псковского областного суда от 4 марта 2024 года оставить без изменения, частную жалобу Новикова Артема Витальевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Псковский областной суд.
Судья Н.В. Овсянкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.