Кассационный военный суд в составе председательствующего Иванова В.В., судей Дубова Ю.А. и Кузнеченкова Д.Н., при секретаре судебного заседания Андамовой А. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-171/2023 по кассационной жалобе представителя заинтересованного лица - Министерства обороны Российской Федерации Иванова Леонида Михайловича на решение Читинского гарнизонного военного суда от 30 ноября 2023 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 11 апреля 2024 г., принятые по административному иску "звание" Колосова Романа Александровича об оспаривании бездействия федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), выразившегося в неначислении суммы инвестиционного дохода от инвестирования накоплений.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, суд
УСТАНОВИЛ:
решением Читинского гарнизонного военного суда от 30 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Восточного окружного военного суда от 11 апреля 2024 г, административный иск Колосова удовлетворен частично.
Суд признал незаконным бездействие ФГКУ "Росвоенипотека", выразившееся в неначислении на именном накопительном счете (далее - ИНС) Колосова, являющегося участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) суммы инвестиционного дохода за период с 12 марта 2013 г. по первый квартал 2020 г. включительно, возложив на данное учреждение обязанность определить величину этого дохода в размере не менее "... " рублей "... " копейки, и истребовать указанную сумму установленным порядком от Министерства обороны Российской Федерации.
Также суд возложил на Министерство обороны Российской Федерации обязанность довести до ФГКУ "Росвоенипотека" для учета на ИНС Колосова сумму неначисленного инвестиционного дохода за период с 12 марта 2013 г. по первый квартал 2020 г. включительно, в размере не менее "... " рублей "... " копейки.
В удовлетворении административного иска в части определения периода, необходимого для расчета размера суммы неполученного инвестиционного дохода (с 12 марта 2013 г. по 27 мая 2020 г.) судом отказано.
В кассационной жалобе, поданной 21 мая 2024 г, представитель заинтересованного лица, считая обжалованные судебные акты незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование автор жалобы, анализируя положения п. 2 ст. 3, п. 1 - 3 ч. 1 ст. 4 и ст. 7 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих") и иных, изданных в развитие этого федерального закона нормативных правовых актов, указывает, что начисление военнослужащим инвестиционного дохода за счет средств федерального бюджета действующим законодательством не предусмотрено, поэтому такая выплата наносит материальный ущерб не только Министерству обороны Российской Федерации, но и Российской Федерации в целом.
Кроме того, Иванов отмечает, что процедура включения военнослужащих в реестр и ведения именного накопительного счета участников НИС состоит из последовательных, взаимообусловленных и упорядоченных по сроку исполнения действий различных органов военного управления, в данном случае командира воинской части, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Росвоенипотека", совершаемых ими в отношении административного истца в зависимости от объема их полномочий.
Обращает внимание на то, что размер инвестиционного дохода зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на ИНС, сроков их инвестирования и доходности в конкретный период. Инвестиционный доход имеет внебюджетную природу, в связи с чем восстановление прав административного истца за счет бюджетных средств неправомерно.
Также автор жалобы полагает, что ФГКУ "Росвоенипотека" не наделено полномочиями по установлению методики определения и учета размера неполученного дохода от инвестирования средств, не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
По мнению представителя заинтересованного лица, возложение на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанности по расчету и учету на ИНС Колосова денежных средств в размере дохода от их инвестирования за указанный в исковом заявлении период, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, что недопустимо.
Далее Иванов отмечает, что Министерство обороны Российской Федерации непосредственно ведением реестра участников НИС и учетом их накоплений не занимается, каких-либо прав административного истца не нарушало, в связи с чем, по мнению автора жалобы, данное министтерство не обязано перечислять на ИНС Колосова денежные средства в размере неначисленного инвестиционного дохода.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Кассационный военный суд, рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по делу не имеется.
Судами установлено, что Колосов, проходящий военную службу по контракту, в связи с несогласованными действиями должностных лиц 27 марта 2020 г. несвоевременно включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения в реестр 12 марта 2013 г. При этом учет накоплений на ИНС Колосова и передача их в доверительное управление производились Учреждением лишь с 1 мая 2020 г, а инвестиционный доход начислялся и учитывался со 2 квартала 2020 г.
По состоянию на 1 января 2023 г. на ИНС Колосова учтены накопления за период с 12 марта 2013 г. по 31 декабря 2022 г. в размере "... " рублей "... " копеек, в том числе доход от инвестирования накоплений в размере "... " рублей "... " копеек. При этом инвестиционный доход за период с 12 марта 2013 г. по 27 марта 2020 г. на ИНС Колосова учтен не был.
При таких обстоятельствах дела, суды первой и апелляционной инстанций, а также исходя из правильно истолкованных положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 4, 5, 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительноипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 477 "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации", пришли к обоснованным выводам о допущенном нарушении прав административного истца и приняли решение об удовлетворении административного иска.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительноипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Согласно ст. 5 того же Федерального закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на индивидуальных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В силу п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В соответствии с указанными выше нормами законодательства и установленными обстоятельствами дела суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильным выводам, что отказ ФГКУ "Росвоенипотека" в начислении на ИНС Колосову доходов от инвестирования накоплений за период времени с момента возникновения основания для включения его в реестр участников НИС до момента фактического включения в данный реестр, то есть с 12 марта 2013 г. по 27 марта 2020 г, нарушает его жилищные права, поскольку существенно снижает размер денежных средств, которые могут быть предоставлены ему для приобретения жилого помещения.
С целью восстановления нарушенных прав административного истца суд первой инстанции правомерно рассчитал на основании размещенных на официальном сайте ФГКУ "Росвоенипотека" сведений о размерах дохода от инвестирования накоплений сумму недополученного Колосовым дохода в размере "... " рублей "... " копейки и возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность истребовать данную денежную сумму от Министерства обороны Российской Федерации и учесть ее на ИНС административного истца, а на указанное министерство - обязанность довести до ФГКУ "Росвоенипотека" дополнительные лимиты бюджетных средств.
Вопреки утверждению автора жалобы, привлечение ФГКУ "Росвоенипотека" и Министерства обороны Российской Федерации в качестве административных соответчиков и возложение на них указанных выше обязанностей обосновано их полномочиями в сфере НИС.
Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование НИС. В соответствии Правилами ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и Правилами формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, ФГКУ "Росвоенипотека" осуществляет ведение таких счетов военнослужащих и истребование для их пополнения денежных средств.
Приводимые автором жалобы доводы относительно причинения ущерба федеральному бюджету в силу вышеизложенного правового значения для правильного разрешения настоящего спора не имеют.
Иные доводы автора кассационной жалобы по существу повторяют его позицию, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с их выводами и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при разрешении данного спора, влияли бы на обоснованность и законность принятых судебных актов.
Таким образом, оснований для отмены или изменения оспоренных судебных актов, в том числе безусловных, не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Кассационный военный суд, руководствуясь ст. 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 30 ноября 2023 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 11 апреля 2024 г. по административному делу N 2а-171/2023 по административному иску Колосова Р.А. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Иванова Л.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, определенные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 26 июня 2024 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи Ю.А. Дубов
Д.Н. Кузнеченков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.