Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4639/2023, УИД: 75RS0001-02-2023-005764-50 по иску Раменского Виталия Петровича, Раменской Раисы Тимофеевны к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности, по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 18 октября 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 февраля 2024г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Раменский В.П, Раменская Р.Т. обратились в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что они проживают в жилом помещении по адресу: "адрес", являются ближайшими родственниками собственника данного жилого помещения. В результате чрезвычайной ситуации - паводков, произошедших на территории Забайкальского края в 2021 году, указанное жилое помещение пострадало. Факт нарушения условий жизнедеятельности установлен заключением от 8 сентября 2021 г, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации - актом комиссионного обследований от 8 сентября 2021 г.
Истцы обратились в администрацию муниципального района "Читинский район" 26 августа 2022 г. за предоставлением мер социальной поддержки, однако выплаты истцами не получены.
Уточняя исковые требования, просили признать право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. каждому, финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50000 руб. каждому; обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить единовременную материальную помощь в размере 10000 руб. каждому, финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50000 руб. каждому за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 18 октября 2023 г. постановлено:
"иск Раменского Виталия Петровича, Раменской Раисы Тимофеевны к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании права на получение материальной помощи, понуждению к действиям удовлетворить частично.
Признать за Раменским Виталием Петровичем, Раменской Раисой Тимофеевной право на получение единовременной финансовой помощи по 10000 руб. каждому и право на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество по 50000 руб. каждому в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории Читинского района Забайкальского края в 2021 году.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края произвести Раменскому Виталию Петровичу, Раменской Раисе Тимофеевне выплату единовременной финансовой помощи по 10000 руб. каждому и финансовой помощи за частично утраченное имущество по 50000 руб. каждому за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 февраля 2024г. постановлено:
"Решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 18 октября 2023 г. изменить частично.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края произвести Раменскому Виталию Петровичу, Раменской Раисе Тимофеевне выплату единовременной финансовой помощи по 10000 руб. каждому и финансовой помощи за частично утраченное имущество по 50000 руб. каждому за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
В остальной обжалуемой части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Живаевой Т.А. - без удовлетворения".
В кассационной жалобе представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России Раменская Р.Т. получила судебное извещение 16 мая 2024 г, Раменский В.П. получил судебное извещение 16 мая 2024 г, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края получило судебное извещение 2 мая 2024 г, государственное казенное учреждение "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края получило судебное извещение 3 мая 2024 г, Министерство финансов Забайкальского края получило судебное извещение 26 апреля 2024 г, Администрация муниципального района "Читинский район" получило судебное извещение 26 апреля 2024 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами допущены такие нарушения и они выразились в следующем.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что дом и земельный участок по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности дочери истцов Б..
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 18 января 2023 г. установлен факт постоянного проживания Раменской Р.Т. в указанном доме на период паводка в 2021 году для получения соответствующих выплат, истец Раменский В.П. зарегистрирован по указанному адресу с марта 2021 года.
Из постановления администрации муниципального района "Читинский район" от 8 сентября 2021 г. N следует, что жилой дом по указанному выше адресу попал в зону подтопления в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в сентябре 2021 года на территории сельского поселения "Шишкинское" Забайкальского края.
Истцы обратились в администрацию муниципального района "Читинский район" с заявлением, зарегистрированным 26 августа 2022г, на выплату единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, которое осталось без ответа.
Исходя из представленных истцами заключения о факте нарушения жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации от 14 сентября 2021 г, акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости имущества в результате чрезвычайной ситуации от 14 сентября 2021 г, установлен факт частичной утраты имущества и нарушения жизнедеятельности истцов по указанному выше адресу.
Полагая, что им неправомерно было отказано в выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, истцы обратились с вышеназванным иском в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходя из целей оказания материальной помощи, пострадавшим в результате паводка, по государственной поддержке гражданам, которые потеряли основное свое имущество в результате наводнения, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, пришел к выводу об удовлетворении требований истцов о признании за ними права на получение единовременной материальной помощи в размере по 10000 руб. на каждого и требований о признании права на материальную помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере по 50000 руб, поскольку установлены как факты нарушения условий жизнедеятельности истцов, так и факты частичной утраты имущества.
При этом суд сослался на нормы пунктов 12.13.29, 12.13.30 Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 г. N, в соответствии с которыми Министерство предоставляет государственную услугу по назначению выплат гражданам финансовой помощи, единовременным выплатам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии у истцов права на получение выплат, исходил из того, что по общему правилу, установленному пунктами "г" и "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее также - ЧС), а также создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования (абз.4 пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
По сообщению заместителя главы муниципального района "Читинский район" по территориальному развитию от 17 января 2024 г, в настоящее время порядок предоставления единовременной материальной и финансовой помощи граждан, пострадавших в результате паводка в июле-сентябре 2021 года на территории муниципального района "Читинский район" не определен; положение об источнике финансирования не разработано, администрация муниципального района "Читинский район" выплаты не производила; списки гражданам, пострадавшим в результате паводка 2021 года, утверждены и подписаны, Раменский В.П. и Раменская Р.Т. находятся в данных списках.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку муниципальный орган признал истцов нуждающимися в получении единовременной финансовой помощи и финансовой помощи за частично утраченное имущество, соответственно, бездействие муниципального органа по разработке Порядка предоставления единовременной материальной и финансовой помощи граждан, пострадавших в результате паводка в июле-сентябре 2021 года на территории муниципального района "Читинский район" и Положения об источнике финансирования не может лишать граждан их прав на защиту личного имущества при возникновении чрезвычайной ситуации, установленного законом, как и характер чрезвычайной ситуации (в данном случае "чрезвычайная ситуация муниципального характера") не может ставить истцов в неравное положение с гражданами, которые оказались в чрезвычайной ситуации с характером "регионального" или "федерального", и в отношении которых такие документы разработаны и приняты.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что вышеназванная норма Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ не исключает возможное софинансирование в случае масштабных ЧС как субъектом Российской Федерации, так и федеральным бюджетом соответствующих мероприятий когда в отношении граждан установлен факт причинения ущерба в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с Классификацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 1094 (пункт 1), чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные по указанным в данном нормативном акте признакам.
Исходя из классификации чрезвычайной ситуации, положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" ликвидация муниципальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органа местного самоуправления.
При этом права, обязанности, компетенция органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также порядок финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера нормативным правовым актом не определены. Между тем, это обстоятельство, по мнению суда апелляционной инстанции, не может исключать защиту прав истцов в течение длительного периода непринятия решения муниципальным органом.
Поскольку истцы включены в список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости по критерию "частичная утрата", а также в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, установлен факт постоянного проживания истцов в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и наличие регистрации в этом доме, частичная утрата имущества первой необходимости зафиксирована муниципальным органом и подтверждена в ходе рассмотрения спора, ответчиками не оспаривались эти обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что пострадавшие имеют право на финансовую помощь 50000 руб. каждому и единовременную материальную помощь в размере 10000 руб. на человека.
При этом суд апелляционной инстанции принял во внимание, что ни Порядок оказания единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края 22 июня 2021 г. N 212, ни Порядок оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводками явлениями в 2021 году, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 13 июля 2021 г. N253 не разграничивают уровни чрезвычайной ситуации, при возникновении которых гражданам предоставляются меры социальной поддержки. Данными Порядками определены условия признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, порядок формирования списков, порядок предоставления мер социальной поддержки. Истцы имеют право на получении единовременной материальной помощи и право на финансовую помощь, и эти права подтвердил муниципальный орган, включив их в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, то есть истцы соответствуют необходимым критериям и имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных названными правилами.
Учитывая изложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции отклонил доводы ответчика о том, что выплаты должны быть произведены из бюджета муниципального образования.
Поскольку в соответствии с соответствующими пунктами 12 указанных Порядков финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 г. N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об изменении решения суда первой инстанции в части источника выделения средств финансовой помощи и возложил на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обязанность произвести истцам выплаты за счет средств, выделенных правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Забайкальского края.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанции при разрешении спора нормы материального и процессуального права применили неправильно.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области социальной защиты граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций регламентированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Статья 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
г) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
к) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
л) принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;
м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
н) устанавливают региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;
о) осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;
п) создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
р) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
с) утверждают положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
т) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации;
у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта;
ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" ст. 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Положениями пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ закреплены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, они самостоятельно принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (пп. "б"); осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пп. "г"); создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп. "д"); организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пп. "е"); содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (пп. "ж"); создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пп. "з"); вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп. "и"); устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона (пп. "к").
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с названным Федеральным законом является расходным обязательством соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
На основании абз. "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к чрезвычайной ситуации локального характера относится ситуация, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории организации (объекта), при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 240000 руб.
Согласно абз. "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 к чрезвычайной ситуации муниципального характера относится ситуация, которая не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. руб, а также данная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.
Статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В силу части 2 статьи 18 названного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут произведены, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера создаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Определение порядка создания и использования резервов (резервных фондов) для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и порядка восполнения использованных средств этих резервов также является полномочием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 также предусмотрено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций:
локального характера осуществляется силами и средствами организации;
муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;
межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзц.3 пункта 1 и пункта 3 статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 г. N 12-П; определения от 12 апреля 2005 г. N 142-О, от 13 июня 2006 г. N 194-О, от 2 ноября 2006 г. N 540-О и от 10 октября 2013 г. N 1591-О).
Как усматривается из постановления администрации муниципального района "Читинский район" от 8 сентября 2021 г. N81-НПА с 18 часов 8 сентября 2021 г. в границах сп. "Шишкинское" на территории "Шишкино-Остров" введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".
Суд первой инстанции, приходя к выводу об удовлетворении требований истцов к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, исходил из постановления Правительства Забайкальского края от 13 августа 2021 г. N 308 "О перераспределении бюджетных ассигнований в целях обеспечения выплат на оказание гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в 2021 году". При этом суд первой инстанции не определилчрезвычайная ситуация какого уровня была введена постановлением администрации муниципального района.
Установив, что муниципальный орган признал истцов нуждающимися в получении единовременной финансовой помощи и финансовой помощи за частично утраченное имущество, однако, не разработал Порядок предоставления единовременной материальной и финансовой помощи граждан, пострадавших в результате паводка в июле-сентябре 2021 года на территории муниципального района "Читинский район", не определилисточник финансирования, суд первой инстанции, придя к правильному выводу о том, что эти обстоятельства не могут лишать граждан их прав на защиту личного имущества при возникновении чрезвычайной ситуации, установленного законом, как и характер чрезвычайной ситуации (в данном случае "чрезвычайная ситуация муниципального характера"), не определилкто является надлежащим ответчиком по заявленным истцами требованиям с учетом приведенного правового регулирования и возражений Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края, не установилпричины отсутствия в муниципальном образовании соответствующего Порядка предоставления единовременной материальной и финансовой помощи, наличие финансовой возможности предоставления истцам указанных мер поддержки за счет средств местного бюджета.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда первой инстанции, согласился с данным выводом суда первой инстанции, не устранил допущенных нарушений, не дал оценки правильности определения судом первой инстанции круга ответчиков, с учетом оснований иска, существа возражений Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Между тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", состав лиц, участвующих в деле, указан в ст. 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса. Поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства; заявителях, заинтересованных лицах - по делам особого производства и по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, - представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.
В нарушение приведенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, неправильно определилсостав лиц, участвующих в деле. С учетом заявленных истцами требований, а также характера спорного материального правоотношения и его субъектов, суду первой инстанции следовало определить статус администрации муниципального района "Читинский район", издавшую постановление о введении чрезвычайной ситуации, составившую вышеупомянутые списки, в которые включены истцы, на третьих лиц.
Приходя к выводу о том, что, поскольку истцы включены в список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости по критерию "частичная утрата", а также в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, установлен факт их постоянного проживания в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и наличие регистрации в этом доме, что частичная утрата имущества первой необходимости зафиксирована муниципальным органом и подтверждена в ходе рассмотрения спора, то пострадавшие имеют право на финансовую помощь 50000 руб. каждому и единовременную материальную помощь в размере 10000 руб. на человека в соответствии с Порядком оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводками явлениями в 2021 году, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 13 июля 2021 г. N253 и Порядком оказания единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края 22 июня 2021 г. N 212, суд апелляционной инстанции не дал правовую оценку доводам ответчика о том, что упомянутые постановления были приняты в связи с введением постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2001 г. N 46 режима чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования в границах отдельных муниципальных образований, к которым Читинский муниципальный район и территория "Шишкино-Остров" не были отнесены.
В частности, в постановлении Правительства Забайкальского края 22 июня 2021 г. N 212 указано, что оно принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями". В пункте 1 названных Правил предусмотрено, что они устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд), бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Чрезвычайная ситуация муниципального характера в приведенных Правилах, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, не предусмотрена.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходя к выводу о том, что положения Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ не исключают возможное софинансирование в случае масштабных ЧС как субъектом Российской Федерации, так и федеральным бюджетом соответствующих мероприятий когда в отношении граждан установлен факт причинения ущерба в результате чрезвычайной ситуации, не установилпорядок осуществления данного софинансирования, не проверил соблюдение данного порядка органом местного самоуправления.
По данному делу с учетом заявленных требований и возражений ответчика суду надлежало установить уровень чрезвычайной ситуации, полномочия органов местного самоуправления по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации соответствующего уровня, причины невыплаты администрацией муниципального района "Читинский район" указанных средств на основании оформленных списков, в которые включены истцы, полномочия Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по софинансированию с местным бюджетом расходов в случае установления муниципального уровня чрезвычайной ситуации, обязанности компетентных органов в рамках данных правоотношений. Доказыванию надлежащим ответчиком подлежал факт исполнения обязанности по предоставлению истцам мер социальной поддержки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение не отвечают требованиям и критериям законности и обоснованности, изложенным в статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", поскольку судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 18 октября 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 февраля 2024г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.