Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Бутковой Н.А.
судей Белоногого А.В. и Пластинина И.В.
с участием прокурора Капсамун И.С.
при секретаре Веселовой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-34/2024 по апелляционной жалобе Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 20 февраля 2024 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Пальмира" о признании недействующим в части приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 6 декабря 2022 года N 554-п "Об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Бокситогорского муниципального района Ленинградской области".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, объяснения представителя Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Сорванова А.В, поддержавшего апелляционную жалобу, заключение прокурора Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
6 декабря 2022 года Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК, Комитет) издан вышеназванный приказ N 554-п (далее - приказ от 6 декабря 2022 года N 554-п), в соответствии с пунктом 1 которого установлены предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Бокситогорского муниципального района Ленинградской области согласно приложению к этому приказу.
Согласно пункту 4 таблицы, приведенной в приложении к приказу от 6 декабря 2022 года N 554-п (далее - Приложение), на перевозку пассажиров по маршрутам в границах муниципального образования "Пикалевское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области", на участках маршрутов, расположенных в пределах границ города Пикалево, установлен предельный максимальный тариф - 33, 00 рублей за поездку (вне зависимости от дальности поездки).
В пункте 4 примечания к таблице Приложения (далее - пункт 4 Примечания) указано, что в случае если фактическая стоимость проезда пассажира по маршруту (части маршрута) составляет менее 33 рублей, перевозчик вправе взимать плату за проезд пассажира в пределах тарифа, установленного на проезд на участках маршрутов, расположенных в пределах границ Бокситогорского городского поселения (33 руб./за поездку).
Общество с ограниченной ответственностью "Пальмира" (далее - ООО "Пальмира"), являющееся регулируемой организацией, к основному виду деятельности которой относится оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении, обратилось в суд с административным иском, уточнив требования которого, просило признать недействующими с 1 января 2023 года пункт 1 приказа от 6 декабря 2022 года N 554-п, пункт 4 таблицы Приложения и пункт 4 Примечания в части установления тарифа на перевозку пассажиров и провоз багажа в границах муниципального образования "Пикалевское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области" в размере 33 рубля за поездку.
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что в нарушение Порядка определения и установления регулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным, смежным межрегиональным и межмуниципальным маршрутам Ленинградской области, утвержденного приказом ЛенРТК от 3 апреля 2017 года N 46-п (далее - Порядок), экспертная группа Комитета при расчете вышеуказанных тарифов не учитывала фактический объем перевозок за два отчетных периода, предшествующих текущему периоду, а приняла за основу пассажиропоток на 2023 год в количестве 536550 человек, увеличив его по отношению к 2022 году на 35 процентов, что превышает фактический показатель за этот год почти в три раза. При этом экспертная группа руководствовалась Социальным стандартом транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 октября 2017 года N НА-19-р (далее - Социальный стандарт), который не содержит алгоритм для определения расчетов пассажиропотока и пассажирооборота при установлении предельных тарифов. Применяя установленные оспариваемыми положениями заниженные тарифы, ООО "Пальмира" несет убытки и не получает планируемую прибыль, определенную в 9, 6%, что противоречит Методическим рекомендациям по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, введенным в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2013 года N НА-37-р (далее - Методические рекомендации).
Решением Ленинградского областного суда от 20 февраля 2024 года административный иск удовлетворен частично: приказ от 6 декабря 2022 года N 554-п признан недействующим с даты принятия в части указанного в пункте 4 Приложения предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров по маршрутам в границах муниципального образования "Пикалевское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области", на участках маршрутов, расположенных в пределах границ города Пикалево, со значением "33, 00" рублей за поездку (вне зависимости от дальности поездки). В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ЛенРТК просит отменить указанное решение и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неисследование судом всех обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельства дела и неправильное применение норм материального права.
Представитель ООО "Пальмира" в судебное заседание не явился; учитывая надлежащее извещение административного истца о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия рассмотрела административное дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Изложенные в решении суда первой инстанции выводы о том, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме с соблюдением процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждены доказательствами и не оспариваются участниками дела.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Согласно пункту 1 части 2 этой же статьи осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29 декабря 2020 года между администрацией муниципального образования "Город Пикалево" Бокситогорского района Ленинградской области и ООО "Пальмира" заключен муниципальный контракт N 0145300006920000068, в соответствии с которым последнее обязалось выполнять работы, связанные с осуществлением перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории МО "Город Пикалево", параметры которых установлены приложением N 1 к контракту, в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года (в три этапа, определяемые входящими в этот период календарными годами).
Согласно пункту 1.4 муниципального контракта в течение срока действия контракта применяются тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа, установленные муниципальным правовым актом администрации Бокситогорского муниципального района и органом исполнительной власти Ленинградской области в сфере государственного регулирования тарифов.
В силу приведенных положений муниципального контракта ООО "Пальмира" является субъектом правоотношений, регулируемых приказом от 6 декабря 2022 года N 554-п, в части установления предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам (участкам маршрутов) регулярных перевозок в границах территории муниципального образования "Пикалевское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области".
Учитывая, что предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах территории указанного муниципального образования в размере 33 рублей за поездку (вне зависимости от дальности поездки), с чем не согласен административный истец, установлены пунктом 4 таблицы Приложения (согласно используемого в решении сокращения - пункт 4 Приложения), суд правильно исходил из того, что в рамках настоящего спора ООО "Пальмира" по существу оспаривает соответствующие положения названного пункта.
Проверяя приказ от 6 декабря 2022 года N 554-п в оспариваемой части на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд правильно руководствовался Методическими рекомендациями, введенными распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2013 года N НА-37-р, которые рекомендуются для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и перевозчиками в качестве методической базы для расчета величин экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования (пункт 1 Методических рекомендаций).
Методические рекомендации определяют основные положения по расчету величины экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях; могут применяться для определения экономически обоснованной стоимости перевозки одного пассажира, но не затрагивают вопросов, связанных с расчетом величины тарифа на проезд в пассажирском транспорте, учитывающего платежеспособный спрос населения, и стоимостью льготного проезда в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с финансовыми взаимоотношениями бюджетов различных уровней (пункты 2, 7 Методических рекомендаций).
На территории Ленинградской области также применяется Порядок, утвержденный приказом ЛенРТК от 3 апреля 2017 года N 46-п, который определяет механизм определения и установления регулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным, смежным межрегиональным и межмуниципальным маршрутам Ленинградской области (пункт 2 Порядка).
Согласно пункту 9 Порядка рассмотрение вопросов по установлению тарифов осуществляется на основании предложений организатора перевозок, перевозчиков либо по инициативе органа регулирования.
Орган регулирования проводит экспертизу предложения об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (пункт 20 Порядка).
В силу пунктов 21 и 22 Порядка тарифы устанавливаются на основании решения правления органа регулирования, принимаемого на основании экспертного заключения органа регулирования.
Как усматривается из материалов дела, администрация муниципального образования "Пикалевское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области" (далее - администрация Пикалевского городского поселения) в письме от 25 августа 2022 года N 2685, направленном в ответ на запрос ЛенРТК от 1 августа 2022 года N КТ-3-3235/2022, предложила при рассмотрении вопроса изменения действующих регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок данного муниципального образования индексировать действующие тарифы на уровень не выше прогнозируемой годовой инфляции. О принятии указанного предложения к рассмотрению ЛенРТК уведомил администрацию письмом от 13 сентября 2022 года N КТ-3-3826/2022.
ЛенРТК проведена экспертиза предложения администрации Пикалевского городского поселения, а также предложений, поступивших от администрации Бокситогорского муниципального района и ООО "Пассажиравтотранс" об установлении регулируемых тарифов по иным маршрутам регулярных перевозок, и составлено экспертное заключение по обоснованию уровня регулируемых тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, согласованное с заместителем председателя Комитета 1 ноября 2022 года.
Согласно экспертному заключению расчетный размер тарифов по маршрутам в границах города Пикалево составил 33 руб. за поездку (с ростом 6, 5% к действующему); по результатам экспертизы предложено установить предельный максимальный тариф в указанном размере (вне зависимости от дальности поездки) на перевозку пассажиров по маршрутам в границах муниципального образования "Пикалевское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области", на участках маршрутов, расположенных в пределах границ города Пикалево.
В письме от 2 декабря 2022 года администрация Пикалевского городского поселения выразила ЛенРТК согласие на установление вышеуказанного предельно максимального тарифа и просила рассматривать этот вопрос на заседании правления ЛенРТК в отсутствие ее представителей.
Решение об установлении регулируемых тарифов, послужившее основанием для издания приказа от 6 декабря 2022 года N 554-п, принято на заседании правления ЛенРТК от той же даты, оформленном протоколом N 45 от 6 декабря 2022 года.
Удовлетворяя заявленные административные требования о признании приказа от 6 декабря 2022 года N 554-п недействующим в части указанного в пункте 4 таблицы Приложения предельного максимального тарифа, суд пришел к выводу о том, что в нарушение Порядка и Методических рекомендаций расчет экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров выполнен органом регулирования без учета данных о фактически выполненных объемах перевозок пассажиров и пассажирообороте на маршрутах, по которым ведется расчет, за сопоставимый период, предыдущий расчетному (плановому) периоду, что привело к неверному определению планируемого объема перевозок пассажиров за заданный период времени и, следовательно, к установлению необоснованного предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 11 Методических рекомендаций расчет экономически обоснованной стоимости перевозки выполняется на основании следующей информации: данных о маршрутной сети на расчетный (плановый) период; расписаний движения пассажирских транспортных средств в расчетном (плановом) периоде с учетом типов транспортных средств; о пробеге транспортных средств на плановый период и плановых объемах перевозок пассажиров; данных о фактически выполненных объемах перевозок пассажиров и пассажирообороте на маршрутах, по которым ведется расчет, а также о пробегах пассажирских транспортных средств с учетом их вместимости за сопоставимый период, предыдущий расчетному (плановому) периоду, с учетом их сезонности; статистической и бухгалтерской отчетности (копии приказа об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета, заверенной в установленном порядке).
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что при расчете тарифов могут применяться следующие методы государственного регулирования тарифов: метод экономически обоснованных расходов; метод индексации; метод сравнения аналогов. Данные методы могут применяться совместно, в том числе при расчете расходов по отдельным статьям. Метод государственного регулирования тарифов определяется органом регулирования с учетом предложений организатора перевозок, перевозчиков.
Методика определения регулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом методом экономически обоснованных расходов содержится в разделе IV Порядка, методом индексации - в разделе V Порядка, методом сравнения аналогов - в разделе VI Порядка.
Из пункта 26 раздела IV Порядка следует, что при определении тарифов методом экономически обоснованных расходов в качестве исходной базы для расчета тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в расчетном периоде принимаются объем перевозок пассажиров, пассажирооборот, объем транспортной работы и объем необходимой валовой выручки для осуществления регулируемого вида деятельности.
Согласно пункту 33 раздела V Порядка при расчете тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом с использованием метода индексации осуществляется индексация уровня тарифа или отдельных статей затрат, учтенных в действующих тарифах, на индексы изменения цен (прогнозные показатели, определенные в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год).
В соответствии с пунктом 35 раздела VI Порядка при расчете тарифов на регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом методом сравнения аналогов производится сопоставление тарифов на услуги по перевозкам, а также перечня технологических операций, выполняемых при оказании этих услуг, предусмотренных правилами организации оказания услуг по перевозкам, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации, с действующими тарифами на такие услуги и перечнем аналогичных технологических операций, применяемыми на сопоставимых рынках услуг Российской Федерации.
Согласно экспертному заключению и позиции административного ответчика, выраженной в ходе судебного разбирательства, при расчете тарифов применялся метод экономически обоснованных затрат, при анализе использовались индексы-дефляторы. Поскольку организация-перевозчик ООО "Пальмира" не представила в ЛенРТК натуральные экономические показатели осуществления перевозок по маршрутам в границах города Пикалево, расчет статей затрат по данным маршрутам определен Комитетом исходя из норм и статистических данных в соответствии с Методическими рекомендациями и приказом Минтранса России от 20 октября 2021 года N 351 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом". При расчете оспариваемого тарифа ЛенРТК использовал данные о пассажиропотоке, определенном исходя из установленного количества рейсов, вместимости автобусов и коэффициента населенности в соответствии с пунктом 22 Методических рекомендаций и Социальным стандартом, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 октября 2017 года N НА-19-р.
Оценивая указанное заключение и иные представленные доказательства, суд правильно исходил из того, что в силу приведенных выше положений пункта 11 Методических рекомендаций и пункта 26 Порядка при определении регулируемых тарифов методом экономически обоснованных расходов расчет производится с учетом объема перевозок пассажиров, пассажирооборота.
В пункте 4 Порядка определено, что объем перевозок - это количество пассажиров, перевезенных транспортом общего пользования, пассажирооборот.
Согласно приказу Росстата от 29 декабря 2017 года N 887 "Об утверждении методологических положений по статистике транспорта" под пассажирооборотом транспорта понимается - объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр, т.е. перемещение пассажира на расстояние в 1 км. Определяется суммированием произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки; вычисляется раздельно по видам транспорта, сообщения и другим признакам.
Согласно пункту 27 Порядка объемные показатели пассажирских перевозок (количество рейсов, пробег по маршруту, линейный пробег, объем перевозок, пассажирооборот) определяются на регулируемый период в соответствии с маршрутной сетью исходя из: расписания движения транспортных средств на регулируемый период; объема перевозок за два отчетных периода, предшествующих текущему периоду; результатов мониторинга пассажиропотоков в случае его осуществления.
В соответствии с пунктом 32 Порядка расчет тарифов на регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом методом экономически обоснованных расходов производится путем деления величины необходимой валовой выручки (экономически обоснованных расходов перевозчика и необходимой прибыли) на плановый объем количества перевезенных пассажиров или плановый пассажирооборот.
Тариф на перевозки пассажиров и багажа в расчете на разовую поездку одного пассажира (Тр) определяется по формуле, в которой предусмотрены показатели: Зр - эксплуатационные затраты по перевозке пассажиров, руб.; Пр - прибыль, руб.; Qр - плановое количество перевезенных пассажиров, чел.
Пунктом 22 Методических рекомендаций предусмотрен расчет себестоимости 1 место-километра, перевозки одного пассажира:
Себестоимость в расчете на 1 место-километра:, руб, (4), где: - пассажировместимость транспортного средства данной марки и модели с учетом мест для сидения пассажиров и стоящих пассажиров.
Себестоимость работы парка пассажирских транспортных средств за заданный период времени определяют по формуле:, руб. (5), где: - планируемый пробег на маршруте i-го транспортного средства за заданный период времени.
Себестоимость перевозки одного пассажира за заданный период времени определяют по формуле:, руб. (6), где: Q - планируемый объем перевозок пассажиров за заданный период времени. При учете перевозок пассажиров льготных категорий используются данные из соответствующих договоров.
Согласно пункту 43 Методических рекомендаций величину экономически обоснованной стоимости перевозки 1 пассажира за заданный период времени определяют по формуле:, руб. (37), где: Q - планируемый объем перевозок пассажиров (пасс.) за заданный период времени. При учете перевозок пассажиров льготных категорий используются данные из соответствующих договоров.
Вышеуказанное экспертное заключение и протокол заседания правления ЛенРТК N 45 от 6 декабря 2022 года в нарушение пункта 27 Порядка не содержат сведений об определении органом регулирования объема перевозок за два отчетных периода, предшествующих текущему периоду, а также результат мониторинга пассажиропотоков в случае его осуществления, что не оспаривалось Комитетом в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, тариф определен ЛенРТК на основании расчета статей затрат в соответствии с Социальным стандартом, который методику расчета экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров, равно, как и понятие пассажиропотока, не содержит, в связи с чем не мог быть применен органом регулирования для определения объема перевозок, пассажирооборота.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что используемая при расчете экономически обоснованной стоимости перевозки формула определения себестоимости 1 место-километра, приведенная в пункте 22 Методических рекомендаций, учитывающая пассажировместимость транспортных средств, соответствует нормам Социального стандарта, не может быть принята во внимание, поскольку в силу пунктов 22 и 43 Методических рекомендаций себестоимость перевозки одного пассажира и величина экономически обоснованной стоимости перевозки 1 пассажира за заданный период времени подлежат определению с учетом значения Q - планируемого объема перевозок пассажиров (пасс.) за заданный период времени, которое не равнозначно как себестоимости 1 место-километра, так и значениям, используемым при его определении.
Таким образом, поскольку в формуле расчета регулируемых тарифов, приведенной в пункте 32 Порядка, используется такая переменная как плановый объем количества перевезенных пассажиров, который определен органом регулирования в нарушение законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что применение ЛенРТК необоснованной величины планового объема количества перевезенных пассажиров привело к установлению необоснованного предельного максимального тарифа.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности расчета тарифа иным предусмотренным Порядком способом ввиду непредставления ООО "Пальмира" необходимых документов по форме, приведенной в приложении N 4 к Порядку, в том числе информации о пассажиропотоке за отчетный период (факт за год), текущий период (ожид. исполнение за год) и период регулирования (план), не могут быть приняты во внимание с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 10 Порядка в случае если инициатором рассмотрения вопроса по установлению тарифов является перевозчик, предложение об установлении тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования. Предложение об установлении тарифов состоит из обращения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в объеме, предусмотренном разделом III Порядка.
Согласно пункту 24 раздела III Порядка для рассмотрения вопросов об установлении регулируемых тарифов на выполнение регулярных пассажирских перевозок перевозчик представляет в регулирующий орган документы по приведенному в этом пункте перечню, в том числе данные о количестве перевезенных пассажиров, пассажирообороте и объеме транспортной работы за отчетный, текущий и плановый период регулирования (пункт 24.3), расчетные и обосновывающие материалы (пункт 24.6).
В случае если документы, представленные перевозчиком для рассмотрения вопроса об установлении тарифов, не соответствует разделу III Порядка, орган регулирования направляет перевозчику запрос о представлении недостающих документов; если в ходе анализа представленного перевозчиком предложения об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования запрашивает иные дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные перевозчиком расходы в предшествующем периоде регулирования (пункты 12 и 16 Порядка).
Согласно пункту 17 Порядка в случае если инициатором рассмотрения вопроса по установлению тарифов является заинтересованное лицо, не являющееся перевозчиком (далее - инициатор рассмотрения вопроса об установлении тарифов), орган регулирования в течение 14 рабочих дней анализирует указанное предложение на предмет его обоснованности и письменно уведомляет инициатора рассмотрения вопроса об установлении тарифов о принятии предложения к рассмотрению либо об отказе в принятии предложения к рассмотрению.
В данном случае установление тарифа осуществлялось на основании предложения организатора перевозок - администрации Пикалевского городского поселения, направленного в ответ на письмо ЛенРТК от 1 августа 2022 года N КТ-3-3235/2022, в котором сообщалось о рассмотрении Комитетом в период с сентября по декабрь 2022 года вопросов о необходимости изменения с 1 января 2023 года действующих регулируемых тарифов и предлагалось администрации как организатору перевозок представить свою позицию, предложение по этому вопросу.
Учитывая, что перевозчик ООО "Пальмира" не являлось инициатором рассмотрения вопроса по установлению тарифов, у него не возникла обязанность представить в ЛенРТК по собственной инициативе документы по перечню, приведенному в пункте 24 раздела III Порядка.
Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы Порядок и иные нормы действующего законодательства не исключают право органа регулирования в случае, когда в ходе анализа предложения об установлении тарифов возникает необходимость уточнения соответствующего предложения, запросить дополнительные сведения по предшествующему периоду регулирования, включая сведения о пассажиропотоке, у организатора перевозок либо у перевозчика.
Кроме того, приказом Росстата от 22 сентября 2017 года N 621 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за внутренней торговлей и деятельностью в сфере транспорта" утверждены и введены в действие прилагаемые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению, в том числе форма N 1-автотранс "Сведения о работе автобусов по маршрутам регулярных перевозок" (приложение N 3 к приказу).
В соответствии с названным Приказом юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие регулярные перевозки пассажиров по автобусным маршрутам общего пользования на коммерческой основе предоставляют ежемесячно территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу сведения о работе автобусов по маршрутам регулярных перевозок с указанием количества пассажиров, сведения о пассажирообороте по форме 1-автотранс.
В государственной информационной системе "Автоматизированная система оплаты проезда Ленинградской области" также содержатся сведения о количестве перевезенных пассажиров помесячно за 2021-2023 годы по маршрутам Пикалевского городского поселения, которые были истребованы судом в ходе рассмотрения настоящего административного дела из государственного казенного учреждения Ленинградской области "Ленинградское областное управление транспортом".
Оснований полагать, что административный ответчик был лишен возможности запросить соответствующую информацию при рассмотрении вопроса об установлении регулируемых тарифов, не имеется.
При этом необходимо учитывать, что обеспечение экономической обоснованности тарифов является приоритетной задачей органа тарифного регулирования, для исполнения которой ему предоставлена совокупность полномочий для получения достоверных и отражающих экономическую обоснованность сведений, необходимых для учета в тарифах экономически обоснованных расходов.
Однако, как следует из материалов дела, Лен РТК исчерпывающие меры к обеспечению баланса экономических интересов перевозчика и потребителей услуг (пассажиров) не принял.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что приказ от 6 декабря 2022 года N 554-п в части оспариваемых положений пункта 4 Приложения является экономически необоснованным, в связи с чем подлежит признанию недействующим в этой части ввиду его противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Признание данных положений недействующими с момента принятия приказа основано на правильном применении пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в абзаце 1 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Что касается изложенного в административном исковом заявлении требования о признании недействующим пункта 4 Примечания, то оно в ходе судебного разбирательства не было поддержано представителем административного истца, не представившим доказательств нарушения его прав положениями пункта 4 Примечания, в связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении данного требования.
Доводов о несогласии с решением суда в указанной части участвующими в деле лицами не приведено.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильном разрешению дела, судом не допущено.
Таким образом, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинградского областного суда от 20 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.