Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО2 на решение Хабаровского краевого суда от 1 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 о признании не действующим в части постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2012 года N 406-пр "Об определении единых специально отведённых или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также мест массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в муниципальных образованиях Хабаровского края".
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы представителя Правительства Хабаровского края ФИО5, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей, что оснований для отмены или изменения решения и апелляционного определения не имеется, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
20 ноября 2012 года Правительством Хабаровского края принято постановление N 406-пр "Об определении единых специально отведённых или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также мест массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в муниципальных образованиях Хабаровского края" (далее - постановление Правительством Хабаровского края от 20 ноября 2012 года N 406-пр).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2012 года N 406-пр "Об определении единых специально отведённых или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также мест массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в муниципальных образованиях Хабаровского края" (далее - постановление Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр), в приложении к постановлению Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2012 года N 406-пр пункты 1, 2 раздела "Городской округ "Город Хабаровск" изложены в следующей редакции: Площадка для проведения культурно-массовых мероприятий парка Дома офицеров флота, Краснофлотский район, Площадка перед краевым государственным бюджетным учреждением культуры "Краевой Дворец Дружбы "Русь", Индустриальный район, ул. Герцена, д. 2 (подпункт "а" пункта 1 постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр); пункт 3 раздела "Городской округ "Город Хабаровск" признан утратившим силу (подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N-пр).
ФИО1 и ФИО2 обратились в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующими со дня принятия подпункты "а", "б" пункта 1 постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр, указав в обоснование своих требований, что оспариваемые положения указанного нормативного правового акта противоречат статье 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ), поскольку необоснованно и произвольно сокращают количество специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий на территории города Хабаровска Хабаровского края, что нарушает их права и охраняемые законом интересы.
Решением Хабаровского краевого суда от 1 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 года, административные исковые требования Скажутина А.А. и Подкорытовой О.В. удовлетворены частично. Постановление Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N-пр в части подпункта "а" пункта 1 в части слов "Площадка перед краевым государственным бюджетным учреждением культуры "Краевой Дворец Дружбы "Русь", "адрес"" признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2024 года, принятым по результатам рассмотрения кассационной жалобы Правительства Хабаровского края, решение Хабаровского краевого суда от 1 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 года оставлены без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 марта 2024 года кассационная жалоба ФИО1 на решение суда первой инстанции и апелляционное определение была оставлена без удовлетворения.
6 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО2, поданная через Хабаровский краевой суд 17 апреля 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в той части, в которой в удовлетворении заявленных административных исковых требований было отказано, в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо представителя Правительства Хабаровского края и прокурора, иные участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Хабаровского краевого суда от 1 июня 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В целях обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации указанного права граждан Российской Федерации принят Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, часть 1 статьи 1 которого предусматривает, что законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных поименованным Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 3 Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия федеральным конституционным законам, федеральным законам положений указанных актов действуют положения федерального конституционного закона, федерального закона.
Аналогичные положения ранее содержались в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведённые или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведённые места). Порядок использования специально отведённых мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
При определении специально отведённых мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц (часть 1.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, постановлением Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2012 года N 406-пр, официально опубликованным 27 ноября 2012 года в печатном издании "Тихоокеанская звезда" (N 224) и 30 ноября 2012 года - в "Собрании законодательства Хабаровского края" (N 11(124)), определялись единые специально отведённые или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также места массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в муниципальных образованиях Хабаровского края согласно приложению к указанному постановлению.
Так, в приложении к постановлению Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2012 года N 406-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 2 марта 2018 года N 59-пр) к таким местам в городском округе "Город Хабаровск" были отнесены: Комсомольская площадь (Центральный округ), Площадка перед центральным входом на стадион "Динамо" (Центральный округ), Пешеходная площадка на Амурском бульваре напротив кинотеатра "Дружба" (Железнодорожный округ).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр, размещённым 28 апреля 2022 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://law.khv.gov.ru и 29 апреля 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, в приложение к постановлению Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2012 года N 406-пр внесены изменения, согласно которым в разделе "Городской округ "Город Хабаровск" пункты 1, 2 изложены в следующей редакции: Площадка для проведения культурно-массовых мероприятий парка Дома офицеров, Краснофлотский район; Площадка перед краевым государственным бюджетным учреждением культуры "Краевой Дворец Дружбы "Русь", "адрес"; пункт 3 (Пешеходная площадка на Амурском бульваре напротив кинотеатра "Дружба" (Железнодорожный округ)) признан утратившим силу (подпункты "а", "б" пункта 1 постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр).
Частично удовлетворяя заявленные административные исковые требования и признавая подпункт "а" пункта 1 постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр не действующим в части слов "Площадка перед краевым государственным бюджетным учреждением культуры "Краевой Дворец Дружбы "Русь", "адрес"" со дня вступления решения суда в законную силу, Хабаровский краевой суд, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, исходил из того, что Федеральным законом от 5 декабря 2022 года N 498-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 5 декабря 2022 года, согласно которым статья 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ дополнена частью 2.1-1, определяющей места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий, к числу которых отнесены, в том числе детские и спортивные площадки. Установив на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, что на всей территории площадки перед краевым государственным бюджетным учреждением культуры "Краевой Дворец Дружбы "Русь" размещено оборудование для игр и занятия спортом детей различного возраста, обустроена территория для катания на скейтбордах, что с учётом положений Технического регламента ЕАЭС "ТР ЕАЭС 042/2017.
Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок", принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 года N 21, позволяет отнести данную территорию к детским игровым площадкам и детской спортивной площадке, суды указали в решении и апелляционном определении, что с 5 декабря 2022 года положения постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр в указанной выше части вошли в противоречие с положениями части 2.1-1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, что является основанием для признания их недействующими.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций также пришли к выводу, что в остальной части подпункты "а" и "б" пункта 1 постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, прав и охраняемых законом интересов административных истцов не нарушают.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведёнными выводами судов первой и апелляционной инстанции, которые являются мотивированными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, согласуются с содержанием норм материального права и сомнений в их правильности, учитывая доводы кассационной жалобы, не вызывают.
Определение в качестве места проведения публичных мероприятий парка Дома офицеров флота в Краснофлотском районе города Хабаровска верно признано судами нижестоящих инстанций не противоречащим положениям действующего законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, поскольку такое место Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ не отнесено к местам, где проведение публичных мероприятий запрещено, оно находится в черте города Хабаровска, к нему имеется транспортная доступность, его месторасположение позволяет организаторам и участникам публичных мероприятий пользоваться объектами инфраструктуры, соблюдать санитарные нормы и правила, обеспечивать безопасность организаторов и участников публичных мероприятий и других лиц.
Кроме того, суды применительно к подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр обоснованно указали, что Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ не определено минимально возможное количество мест для проведения публичных мероприятий в каждом муниципальном образовании, то есть положения данного Федерального закона не ограничивают в этом вопросе усмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе ФИО2 доводы не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, изложенных в решении и апелляционном определении; по существу они основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Из разъяснений, приведённых в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", следует, что поскольку предметом рассмотрения кассационных жалоб, представления, поступивших от других лиц после вынесения кассационного определения, выступает судебный акт суда первой инстанции и (или) апелляционное определение, а не ранее вынесенное кассационное определение, в случае если суд кассационной инстанции при повторной проверке судебных актов судов первой и (или) апелляционной инстанций придет к выводу, что кассационные жалоба, представление не подлежат удовлетворению, в резолютивной части кассационного определения указывается на оставление кассационных жалобы, представления без удовлетворения; указания на оставление без изменения ранее вынесенных судебных актов по административному делу в резолютивной части не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу ФИО2 на решение Хабаровского краевого суда от 1 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 года оставить без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.