Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора к администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи ФИО3, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А. на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Советско-Гаванский городской прокурор в интересах неопределённого круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с исковым заявлением к администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация), в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просил: признать незаконным бездействие Администрации, которая не принимается мер к постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества объектов недвижимости, расположенных в границах городского поселения "Город Советская Гавань"; обязать Администрацию в срок не позднее трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить постановку на первичный учёт следующего бесхозяйного имущества, а именно:
- водовода к жилому дому N 43 по ул. Брянская в г. Советская Гавань;
- сети водоснабжения по адресу: г. Советская Гавань, ул. Чкалова, д. 12;
- колодца на водопроводе 13 К N 121-122 к ТСЖ "пл. Победы 8" по адресу: г. Советская Гавань, пл. Победы, 8;
- колодца на водопроводе КВ N 175 по адресу: г. Советская Гавань, ул. Гончарова, 12;
- колодцев на водопроводе от ВБ (водонапорной башни) 1-го района по адресу: г. Советская Гавань, 1-ый район;
- скважины N 14, водозабора "Б-Эггенский" по адресу: г. Советская Гавань, 1-ый район;
- скважины N 16, водозабора "Б-Эггенский" по адресу: г. Советская Гавань, ул. Папанина;
- водопровода от котельной N 6 по адресу: г. Советская Гавань, мкр. Знаменка (частный сектор);
- водопровода, расположенного в г. Советская Гавань, от общезаводской котельной завода К11 Д-6 до КПД-6 до ООО "Восход";
- водозабора "Чаобокай" по адресу: г. Советская Гавань, Моргородок, ул. Восточная;
- участка водопровода в микрорайоне Знаменка, ВК N 159-164 по адресу: г. Советская Гавань, ул. Пионерская, 2;
- водопроводов к котельным АО "ДГК" N N 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11;
- водопровода к жилым домам по ул. Огородной в г. Советская Гавань (Мелькомбинат);
- водопровода к жилым домам по ул. Знаменской в г. Советская Гавань;
- водопровод к ЯБ-5 в г. Советская Гавань;
- водохранилище "Лесозавод 20" в г. Советская Гавань.
Определением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 30 октября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено краевое государственное унитарное предприятие "Региональные коммунальные системы" (далее - КГУП "РКС").
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 ноября 2023 года исковое заявление прокурора удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке указанного в решении суда недвижимого имущества на учёт в качестве бесхозяйного. На Админисрацию возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения, осуществив постановку на первичный учёт бесхозяйного имущества, расположенного в границах городского поселения "Город Советская Гавань", а именно:
1. Водовода - г. Советская Гавань, к жилому дому N 43 по ул. Брянская;
2. Колодца на водопроводе 13 К N 121-122 к ТСЖ "пл. Победы 8" - г. Советская Гавань, пл. Победы, 8;
3. Колодца на водопроводе KB N 175 - г. Советская Гавань, ул. Гончарова, 12;
4. Колодцев на водопроводе от ВБ (водонапорной башни) 1-го района - г. Советская Гавань, 1-ый район;
5. Скважины N 14, водозабор "Б-Эггенский" - г. Советская Гавань, 1-ый район;
6. Скважины N 16, водозабор "Б-Эггенский" - г. Советская Гавань, ул. Папанина;
7. Водопровода от котельной N 6 - г. Советская Гавань, мкр. Знаменка (частный сектор);
8. Водопровода - г. Советская Гавань, от общезаводской котельной завода К11 Д-6 до КПД-6 до ООО "Восход";
9. Водопроводов к котельным АО "ДГК" NN 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11;
10. Водопровода к жилым домам по ул. Огородной в г. Советская Гавань (Мелькомбинат);
11. Водопровода к жилым домам по ул. Знаменской в г. Советская Гавань;
12. Водопровода к ЯБ-5 в г. Советская Гавань;
13. Водохранилища "Лесозавод 20" в г. Советская Гавань.
Судом первой инстанции дело рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 19 января 2024 года в соответствии с частью 3 статьи 33.1 ГПК РФ апелляционная жалоба Администрации на решение суда первой инстанции вместе с делом переданы для рассмотрения по правилам административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 февраля 2024 года решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 ноября 2023 года оставлено без изменения.
15 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края 24 апреля 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 мая 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, представители иных участвующих в деле лиц, извещённых о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 ноября 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 февраля 2024 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Исходя из содержания статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения городских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ) (пункт 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ предусмотрено, что одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения; к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской).
Действовавший до 4 декабря 2023 года Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённый приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 (далее - Порядок N 931), в пунктах 2 и 3 предусматривал, что принятие на учёт бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; на учёт принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Согласно пункту 5 Порядка N 931 принятие на такой учёт объекта недвижимого имущества осуществлялось на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В настоящее время аналогичные положения содержатся в пунктах 2, 3, 5 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 марта 2023 года N П/0086 (далее - Порядок N П/0086).
Как следует из материалов административного дела, в ходе проверки, проведённой Советско-Гаванской городской прокуратурой, установлено, что на территории городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края выявлены бесхозные объекты недвижимости: водовод к жилому дому N 43 по ул. Брянская; колодец на водопроводе 13 К N 121-122 к ТСЖ "пл. Победы 8"; колодец на водопроводе KB N 175 по ул. Гончарова, 12; колодцы на водопроводе от ВБ (водонапорной башни) 1-го района; скважина N 14, водозабора "Б-Эггенский" в 1-ом районе; скважина N 16, водозабора "Б-Эггенский" по ул. Папанина; водопровод от котельной N 6 в мкр. Знаменка (частный сектор); водопровод от общезаводской котельной завода К11 Д-6 до КПД-6 до ООО "Восход"; водопроводы к котельным АО "ДГК" NN 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11; водопровод к жилым домам по ул. Огородной (Мелькомбинат); водопровод к жилым домам по ул. Знаменской; водопровод к ЯБ-5; водохранилище "Лесозавод 20".
Данные объекты недвижимости не числятся в реестре объектов муниципального и краевой собственности.
Согласно письменной информации Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области от 20 февраля 2024 года N 1498.1-08 спорные объекты в реестре федерального имущества не учтены и правообладателями федерального имущества к учёту не заявлены.
По информации Филиала Публично-правовой компании "Роскадастр" по Хабаровскому краю от 20 февраля 2024 года N ОГ/2.16-01160/24 в Едином государственном реестре недвижимости сведения о собственниках указанных выше объектов недвижимости отсутствуют.
Частично удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования, Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, Порядка N 931, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что объекты недвижимости: водовод к жилому дому N 43 по ул. Брянская; колодец на водопроводе 13 К N 121-122 к ТСЖ "пл. Победы 8"; колодец на водопроводе KB N 175 по ул. Гончарова, 12; колодцы на водопроводе от ВБ (водонапорной башни) 1-го района; скважина N 14, водозабора "Б-Эггенский" в 1-ом районе; скважина N 16, водозабора "Б-Эггенский" по ул. Папанина; водопровод от котельной N 6 в мкр. Знаменка (частный сектор); водопровод от общезаводской котельной завода К11 Д-6 до КПД-6 до ООО "Восход"; водопроводы к котельным АО "ДГК" NN 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11; водопровод к жилым домам по ул. Огородной (Мелькомбинат); водопровод к жилым домам по ул. Знаменской; водопровод к ЯБ-5; водохранилище "Лесозавод 20", - отвечают признакам бесхозяйного недвижимого имущества; данные объекты расположены на территории муниципального образования городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, однако Администрацией не принимается мер по их постановке на учёт в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, что нарушает права и охраняемые законом интересы неопределённого круга лиц.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах.
Органы местного самоуправления муниципального образования городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в силу прямого указания пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 Порядка N 931, пункта 5 Порядка N П/0086 обладают полномочиями на подачу заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей в орган регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся на территориях этого муниципального образования.
Поскольку Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского поселения, наделённым статьями 34 и 35 Устава городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 16 ноября 2005 года N 65, полномочиями по решению вопросов местного значения, суды верно возложили на административного ответчика обязанность совершить действия по постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества соответствующих объектов, расположенных в границах городского поселения.
Ссылки Администрации в кассационной жалобе на пропуск прокурором трёхмесячного срока на обращение в суд, предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ, являются необоснованными, поскольку оспариваемое в рамках настоящего административного дела бездействие административного ответчика носит длящийся характер.
Как уже указывалось выше, у исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления имелись полномочия совершить действие по подаче заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей в орган регистрации прав, между тем сведений о том, что на момент обращения Советско-Гаванского прокурора в суд с административным исковых заявлением такие заявления в отношении спорных объектов недвижимости подавались в соответствующий орган, в материалах дела не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорные объекты недвижимости не используются для осуществления водоснабжения, отключены либо не введены в эксплуатацию; что Администрация не является органом государственной регистрации прав и она не может поставить на учёт в качестве бесхозяйного имущества указанные прокурором объекты; что с заявлением о принятии на учёт бесхозяйных линейных объектов может обратиться гарантирующая организация, осуществляющая водоснабжение и водоотведение в городском поселении (КГУП "РКС"); что в апелляционном определении имеется ссылка на недействующее Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей", - не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, положенных в основу решения и апелляционного определения, эти доводы не могут являться предусмотренными частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Настоящее дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства, хотя с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Вместе с тем неверный выбор судом первой инстанции вида судопроизводства не привёл к принятию по результатам рассмотрения дела незаконного и необоснованного решения.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды нижестоящих инстанций верно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку, правильно применили нормы материального и процессуального права, постановив законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.