Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" на решение Партизанского районного суда Приморского края от 28 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 28 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в защиту прав свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральному казённому учреждению "Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю и Федеральной службы исполнения наказаний ФИО3, считавшей, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А. на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Приморский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в Партизанский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к Федеральному казённому учреждению "Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (далее - ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю, исправительное учреждение), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (далее - ГУФСИН России по Приморскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просил:
1. Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю по неисполнению требований представления Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края от 27 марта 2022 года N 17-2-2023/Прдп97-23-20050041.
2. Возложить на ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать установками автоматической пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией при пожаре помещения исправительного учреждения (бухгалтерия, административное здание штаба (за режимной территорией), питомник, помещение для ожидающих свидание, хозяйственно-бытовые помещения насосной N 1, корпуса NN 1, 2, 3, 4, 5, корпуса мастерских, кузня, диспетчерская промзоны, столовая для спецконтингента, пожарная часть, насосная в промзоне, хозяйственно-бытовые помещения водонапорной башни, бомбоубежище, ЦТАО, автогараж, центральный склад, учебный бокс ПУ, склад запаса ГСМ и дизельгенераторная, караульные помещения здания КПП, отряды NN 2, 3, библиотека, магазин и операторская);
- при производстве работ в цеху полимерной гранулы, помещениях гаражных боксов и деревянного навеса, расположенных в непосредственной близости от данного цеха, организовать технологические процессы в соответствии с регламентами, правилами технической эксплуатации и другой, утверждённой в установленном порядке технической и эксплуатационной документацией;
- при работе с пожароопасными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами в цеху полимерной гранулы, помещениях гаражных боксов и деревянного навеса, расположенных в непосредственной близости от данного цеха, осуществлять работы с использованием оборудования, предназначенного для этих целей и соответствующего технической документации изготовителя;
- провести профилактические осмотры технологического оборудования, используемого в цеху полимерной гранулы, помещениях гаражных боксов и деревянного навеса, расположенных в непосредственной близости от данного цеха, в случае необходимости провести плановый ремонт данного оборудования;
- обеспечить выполнение работ в помещениях гаражных боксов и деревянного навеса, расположенных в непосредственной близости от данного цеха, по очистке вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов от пожароопасных отложений с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- провести работы по очистке стен, потолков, пола, конструкций и оборудования помещений от пыли, стружек и горючих отходов.
3. Возложить на ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России обязанность обеспечить целевое финансирование в случае недостаточности у ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю бюджетных средств для выполнения возложенных решением суда обязанностей в течение 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решением Партизанского районного суда Приморского края от 28 ноября 2023 года административное исковое заявление прокурора было удовлетворено. Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю по неисполнению требований представления от 27 марта 2022 года N 17-2-2023/Прдп97-23-20050041, внесенного Приморским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края начальнику ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю. На ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу:
- оборудовать установками автоматической пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией при пожаре помещения: бухгалтерии, административного здания штаба (за режимной территорией), питомника, помещения для ожидающих свидание, хозяйственно-бытовые помещения насосной N 1, корпусов NN 1, 2, 3, 4, 5 мастерских, кухни, диспетчерской промзоны, столовой для спецконтингента, пожарной части, насосной в промзоне, хозяйственно-бытовых помещений водонапорной башни, бомбоубежища, ЦТАО, автогаража, центрального склада, учебного бокса ПУ, склада запаса ГСМ и дизельгенераторной, караульные помещения здания КПП, отрядов N 2, N 3, библиотеки, магазина и операторской;
- при производстве работ в цеху полимерной гранулы, помещениях гаражных боксов и деревянного навеса, расположенных в непосредственной близости от данного цеха, организовать технологические процессы в соответствии с регламентами, правилами технической эксплуатации и другой, утверждённой в установленном порядке технической и эксплуатационной документацией;
- при работе с пожароопасными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами в цеху полимерной гранулы, помещениях гаражных боксов и деревянного навеса, расположенных в непосредственной близости от данного цеха, осуществлять работы с использованием оборудования, предназначенного для этих целей и соответствующей технической документации изготовителя;
- провести профилактические осмотры технологического оборудования, используемого в цеху полимерной гранулы, помещениях гаражных боксов и деревянного навеса, расположенных в непосредственной близости от данного цеха, в случае необходимости провести плановый ремонт данного оборудования;
- обеспечить выполнение работ в помещениях гаражных боксов и деревянного навеса, расположенных в непосредственной близости от данного цеха, по очистке вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов от пожароопасных отложений с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- провести работы по очистке стен, потолков, пола, конструкций и оборудования помещений от пыли, стружек и горючих отходов.
На ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России возложена обязанность обеспечить целевое финансирование в случае недостаточности у ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю бюджетных средств для выполнения возложенных решением суда обязанностей в течение 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 28 февраля 2024 года решение Партизанского районного суда Приморского края от 28 ноября 2023 года отменено в части удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю по неисполнению требований представления от 27 марта 2022 года N 17-2-2023/Прдп97-23-20050041, внесенного Приморским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края начальнику ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю. В указанной части по делу принято новое решение, которым в удовлетворении соответствующих административных исковых требований специализированного прокурора отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
29 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю, поданная через Партизанский районный суд Приморского края 17 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
По существу в кассационной жалобе административный ответчик выражает несогласие с обжалуемыми судебными актами только в той части, в которой административные исковые требования Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края были удовлетворены.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 мая 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Представитель ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю, извещённого о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело отсутствие представителя данного административного ответчика.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Партизанского районного суда Приморского края от 28 ноября 2023 года (в той части, в которой оно оставлено без изменения судом апелляционной инстанции) и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 28 февраля 2024 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Исходя из содержания статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1), при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьями 9, 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1) предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, обеспечивать охрану их здоровья, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подпунктов 6, 8 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение), следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов; управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями.
ФСИН России осуществляет полномочия, в том числе по разработке и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы (подпункт 2 пункта 7 Положения).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объёме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также при выполнении требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, к числу которых отнесены национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.
Статьёй 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях установлены СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", который утверждён приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 173 (далее - СП 3.13130.2009).
Помимо этого, приказом МЧС России от 20 июля 2020 года N 539 утверждён СП 486.1311500.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 486.1311500.2020), который устанавливает требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации.
В силу положений статьи 32 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключённых под стражу, осуждённых и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона со стороны поднадзорных органов и должностных лиц вправе внести им представление об устранении нарушений закона.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, следует, что само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 органы и должностные лица устранить допущенные нарушения, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путём специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путём обращения в суд.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проверки, проведённой в марте 2023 года Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением в исправительных учреждениях Приморского края совместно с ОНД и ПР Партизанского муниципального района УНД и ПР ГУ МЧС России по Приморскому краю, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные администрацией ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю, а именно:
- в нарушение статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, пункта 4.4 СП 486.1311500.2020, пункта 45 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2023 года N 318 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Приказ Росстандарта от 13 февраля 2023 года N 318) не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации помещения: общежития личного состава, бухгалтерии, административного здания штаба, питомника, для ожидающих свидание, хозяйственно-бытовые помещения насосной N 1, корпусов NN 2, 3, 4, котельной, корпуса мастерских, корпуса N 5, кузни, диспетчерской промзоны, столовой для спецконтингента, пожарной части, насосной промзоны, хозяйственно-бытовых помещений водонапорной башни, спецсооружение (бомбоубежище), корпуса N 1, ЦТАО, автогаража, центрального склада, учебного бокса ПУ, склада запаса ГСМ и дизельгенераторной, караульные помещения здания КПП, отряд N 2, отряд N 3, библиотеки, часовни, магазина и операторской;
- в нарушение статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, таблицы раздела 7 СП 3.13130.2009, пункта 15 Приказа Росстандарта от 13 февраля 2023 года N 318 не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией помещения: общежития личного состава, бухгалтерии, административного здания штаба, питомника, для ожидающих свидание, хозяйственно-бытовые помещения насосной N 1, корпусов NN 2, 3, 4, котельной, корпуса мастерских, корпуса N 5, кузни, диспетчерской промзоны, столовой для спецконтингента, пожарной части, насосной промзоны, хозяйственно-бытовых помещений водонапорной башни, спецсооружение (бомбоубежище), корпуса N 1, ЦТАО, автогаража, центрального склада, учебного бокса ПУ, склада запаса ГСМ и дизельгенераторной, караульные помещения здания КПП, отряд N 2, отряд N 3, библиотеки, часовни, магазина и операторской;
- в нарушение пунктов 30, 42, 43, 48, 50, 52, 217 Правил противопожарного режима не ведется журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- в нарушение пункта 121 Правил противопожарного режима отсутствует эксплуатационная и техническая документация по цеху полимерной гранулы; технологические процессы проводятся не в соответствии с регламентами, правилами технической эксплуатации и другой утвержденной в установленном порядке технической и эксплуатационной документацией; оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и пожаровзрывоопасных веществ и материалов, не соответствует технической документации;
- в нарушение пункта 123 Правил противопожарного режима в цехе полимерной гранулы отсутствует плановый ремонт или профилактический осмотр технологического оборудования;
- в нарушение пункта 124 Правил противопожарного режима в цехе полимерной гранулы не обеспечено проведение работ по очистке вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов от пожароопасных отложений с внесением информации в журнал эксплуатации систем пожарной защиты;
- в нарушение пункта 132 Правил противопожарного режима в цехе полимерной гранулы не обеспечено проведение работ по очистке стен, потолков, пола, конструкций и оборудования помещений от пыли, стружек и горючих отходов.
27 марта 2023 года Приморским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в связи с выявлением нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности начальнику ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю вносилось представление N 17-2-2023/Прдп97-23-20050041, по результатам рассмотрения которого письмом начальника исправительного учреждения от 21 апреля 2023 года N 25/ИК-27/16-2322 специализированному прокурору сообщалось о принимаемых мерах по устранению указанных выше нарушений. Так, в письме указывалось, что ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю проводится работа по заключению контракта на установку автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре; что прорабатывается вопрос о выделении денежных средств для обучения ответственных лиц за пожарную безопасность на объектах, для обеспечения пожарно-технического минимума; проводится работа по обслуживанию и перезарядке огнетушителей.
Удовлетворяя требования административного искового заявления Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края, Партизанский районный суд Приморского края, проанализировав положения Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1, Положения, Правил противопожарного режима, СП 1.13130.2020, СП 3.13130.2009, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что со стороны ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю допущено незаконное бездействие по неисполнению требований представления специализированного прокурора от 27 марта 2022 года N 17-2-2023/Прдп97-23-20050041 и по неустранению выявленных в ходе проведённой прокуратурой проверки нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем возложил на административного ответчика обязанность устранить перечисленные в административном исковом заявлении нарушения. Кроме того, суд первой инстанции пришёл к выводу о необходимости возложения на ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России обязанности обеспечить целевой финансирование ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю в случае недостаточности у него собственных средств для исполнения судебного решения. Руководствуясь положениями пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, Партизанский районный суд Приморского края установилдля административных ответчиков сроки, в течение которых они должны исполнить возложенные на них обязанности (в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу).
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда отменила решение суда первой инстанции об удовлетворении административного искового заявления в части признания незаконным бездействия ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю по неисполнению представления прокурора, приняв в данной части новое решение об отказе в удовлетворении соответствующих административных исковых требований, поскольку представление Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края от 27 марта 2022 года N 17-2-2023/Прдп97-23-20050041 было рассмотрено ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю в установленный действующим законодательством месячный срок, тогда как силой принудительного исполнения представление прокурора не обладает. В остальной части суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив судебное решение без изменения.
Поскольку кассационная жалоба исправительного учреждения не содержит доводов, касающихся несогласия административного ответчика с обжалуемыми судебными актами в той части, в которой административные исковые требования прокурора были оставлены без удовлетворения, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности соответствующей части апелляционного определения у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Что касается выводов судов первой и апелляционной инстанций в части удовлетворённых административных исковых требований, то оснований не согласиться с ними у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды нижестоящих инстанций пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у судов оснований для возложения на административных ответчиков какой-либо обязанности основан на неверном толковании норм материального и процессуального права. В данном случае факт незаконного бездействия ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю, которым не обеспечено выполнение требований уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности на объектах и в помещениях исправительного учреждения, подтверждается материалами административного дела. По существу изложенный прокурором перечень нарушений административными ответчиками не оспаривался.
Как уже указывалось выше, допущенное административными ответчиками незаконное бездействие подтверждается, в том числе содержанием ответа начальника ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю от 21 апреля 2023 года N 25/ИК/27/16-2322 на представление прокурора от 27 марта 2023 года N 17-2-2023/Прдп97-23-20050041.
Подписание начальником ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю приказа от 22 ноября 2023 года N 511 о закрытии цеха исправительного учреждения по изготовлению полимерной гранулы, может являться основанием для прекращения исполнительного производства, возбужденного на основании вступившего в законную силу судебного решения, в части данного объекта в соответствии со статьёй 359 КАС РФ, пунктом 2 части 1 статьи 43 Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", тогда как основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов данное обстоятельство быть не может.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю не имеют возможности организовать финансирование указанных судом мероприятий по исполнению требований пожарной безопасности, что возложение такой обязанности решением суда является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность федерального органа государственной власти и его структурного подразделения, также не принимаются судебной коллегией суда кассационной инстанции.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведёт бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Из содержания пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что распорядитель бюджетных средств осуществляет: планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определённых Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
Следовательно, вывод судов нижестоящих инстанций о том, что ФСИН России (как главный распорядитель бюджетных средств) и ГУФСИН России по Приморскому краю (как распорядитель бюджетных средств) должны обеспечить выделение финансирования для выполнения ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю возложенных на него обязанностей при недостаточности собственных денежных средств, судебной коллегией суда кассационной инстанции признаётся верным.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают правильных выводов судов первой и апелляционной инстанций, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды верно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку, правильно применили нормы материального и процессуального права, постановив законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Партизанского районного суда Приморского края от 28 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 28 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 27 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.