Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Репиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владимира на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 26 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 13 февраля 2024 года по административному делу N 2а-2269/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Владимира в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации города Владимира об обязании предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, обеспеченный инженерной и транспортной инфраструктурой.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Владимира, действуя в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, обратился в суд с административным исковым заявлением об обязании администрации города Владимира в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, обеспеченный инженерной (электро-, водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги) инфраструктурой.
В обоснование заявленных требований указал, что многодетная семья ФИО1 постановлением администрации города Владимира от 3 марта 2022 года N 516 признана нуждающейся в жилых помещениях. ФИО1 обратилась в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно под индивидуальное жилищное строительство, однако до настоящего времени ее право не реализовано. По информации администрации города Владимира, в перечне свободных земельных участков для предоставления многодетным семьям в целях индивидуального жилищного строительства имеется только три земельных участка. Однако отсутствие достаточного количества земельных участков не предполагает, что обязанность предоставить земельный участок многодетной семье может исполняться за пределами установленного законом срока. Непринятие мер по формированию достаточного количества земельных участков для целей улучшения жилищных условий многодетных семей, привело к нарушению прав указанной многодетной семьи.
В 2020-2023 годы прокуратурой города Владимира в адрес администрации города Владимира неоднократно вносились представления по фактам нарушения прав многодетных семей на обеспечение земельными участками, однако действенных мер по устранению нарушений не принято.
Решением Октябрьского районного суда города Владимира от 26 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 13 февраля 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 17 апреля 2024 года, администрация города Владимира ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, неверное применение норм материального и процессуального права.
Считает, что судами не исследованы вопросы о порядке совершения действий для исполнения решения суда, является ли установленный судом срок с учетом процесса бюджетного финансирования реальным, а решение исполнимым. Полагает, что резолютивная часть решения суда содержит альтернативную обязанность его исполнения со стороны администрации города Владимира, что свидетельствует о не разрешении спора по существу. Судами не обосновано, по какой причине шестимесячный срок является достаточным для устранения нарушения прав административных истцов.
Возражений относительно доводов кассационной жалобы в суд не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).
Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 указанного Кодекса, которая к таковым в подпункте 6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в статье 39.19 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Владимирской области N 10-ОЗ от 25 февраля 2015 года "О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области" предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно осуществляется однократно в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними, и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.
В силу статьи 3 указанного Закона Владимирской области предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в случаях, установленных статьей 2 данного Закона, в собственность бесплатно однократно осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Таким образом, органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена на органы местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках реализации Закона Владимирской области N 10-03 от 25 февраля 2015 года постановлением администрации города Владимира N 516 от 3 марта 2022 года ФИО1, являющаяся многодетной матерью, признана нуждающейся в жилых помещениях составом семьи 4 человека.
15 марта 2022 года ФИО1 обратилась в администрацию города Владимира с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
18 марта 2022 года Управление земельными ресурсами администрации города Владимира уведомило ФИО1 о постановке ее многодетной семьи на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства под номером 168.
С момента подачи заявления о предоставлении земельного участка до момента обращения прокурора с настоящим административным исковым заявлением в суд, обязанность органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обеспеченного необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, не выполнена.
Длительное неисполнение возложенных на администрацию города Владимира обязанностей свидетельствует о бездействии административного ответчика, не позволяющем достигнуть целей государственной поддержки многодетных семей и реализовать право на улучшение жилищных условий.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600, положениями пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Владимирской области N 10-03 от 25 февраля 2015 года, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, что со стороны органа местного самоуправления имело место незаконное бездействие, нарушающее права лиц, в защиту которых прокурором предъявлен административный иск.
Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает.
Вопреки доводам кассационной жалобы, установленные судом первой инстанции сроки инфраструктурного оснащения земельного участка не являются неразумными, не нарушают баланс интересов многодетной семьи и публичных интересов, решение суда в данной части направлено на скорейшее восстановление нарушенных прав, а доводы о большом количестве находящихся на исполнении решений суда по предоставлению земельных участков многодетным семьям, не опровергают правильность выводов судов о незаконном неисполнении административным ответчиком требований по инфраструктурному оснащению земельных участков, предоставляемых многодетным семьям.
Обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Владимира от 26 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 13 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Владимира - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.