Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю, при секретаре Вдовиной А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-0060/2024 по административному исковому заявлению адрес об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и нежилых зданий, с кадастровыми номерами 77:08:0013013:1024, 77:08:0013013:49, 77:08:0013013:64, 77:08:0013013:1899, 77:08:0013013:2009, 77:08:0013013:2010, 77:08:0013013:2011, 77:08:0013013:2012, 77:08:0013013:2013, 77:08:0013013:2014, 77:08:0013013:2015, 77:08:0013013:2002, 77:08:0013013:2001, 77:08:0013014:1830, 77:08:0013014:2005, 77:08:0013014:1857, 77:08:0013003:96, 77:08:0013003:105, 77:08:0013014:1868, 77:08:0013014:1869, 77:08:0013014:1867, 77:08:0013014:7, 77:08:0013014:1925, 77:08:0013014:3, 77:08:0013014:41, 77:08:0013014:40, 77:08:0013003:186, 77:08:0013013:1187, 77:08:0013013:1135, 77:08:0013013:1129, 77:08:0013013:1128 (далее - объекты недвижимости), установленной по состоянию на 1 января 2021 года.
Просит установить кадастровую стоимость названных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, определённой в отчётах об оценке от 10 февраля 2022 года N123/2021-О/1, N 123/2021-О/2, подготовленных оценщиком ООО Консалтинговая группа "Праймаудит".
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежат названные выше объекты недвижимости. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных объектов недвижимости, их рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налогов, в связи с необоснованным завышением налоговой базы.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что адрес является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:08:0013013:1024, 77:08:0013013:49, 77:08:0013013:64, 77:08:0013013:1899, 77:08:0013013:2009, 77:08:0013013:2010, 77:08:0013013:2011, 77:08:0013013:2012, 77:08:0013013:2013, 77:08:0013013:2014, 77:08:0013013:2015, 77:08:0013013:2002, 77:08:0013013:2001, 77:08:0013014:1830, 77:08:0013014:2005, 77:08:0013014:1857, 77:08:0013003:96, 77:08:0013003:105, 77:08:0013014:1868, 77:08:0013014:1869, 77:08:0013014:1867, 77:08:0013014:7, 77:08:0013014:1925, 77:08:0013014:3, 77:08:0013014:41, 77:08:0013014:40, 77:08:0013003:186, 77:08:0013013:1187, 77:08:0013013:1135, 77:08:0013013:1129, 77:08:0013013:1128.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов невидимости, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года установлена в следующих размерах:
1. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:1024, расположенного по адресу г..Москва, 1-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.4, вл.4, стр.1, 2, 3, 4 в размере 695 783 113 рублей, 2. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:49, расположенного по адресу г..Москва, 1-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.19, в размере 221 400 725, 59 рублей, 3. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:64, расположенного по адресу г..Москва, 1-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.27, стр.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, в размере 2 293 344 914, 97 рублей, 4. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:1899, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 696 656 449, 44 рублей, 5. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2009, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 97 704 841, 8 рублей, 6. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2010, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 84 776 473, 6 рублей, 7. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2011, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 85 370 518, 44 рублей, 8. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2012, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 81 506 719, 77 рублей, 9. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2013, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 90 464 150, 84 рублей, 10. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2014, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 79 331 478 рублей, 11. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2015, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского
Серебряного Бора, в размере 1 237 691 580, 24 рублей, 12. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2002, расположенного по адресу г..Москва, 3-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 2 426 967 551, 6 рублей, 13. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2001, расположенного по адресу г..Москва, 3-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 53 225 650, 8 рублей, 14. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1830, расположенного по адресу г..Москва, 4-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 173 932 603, 6 рублей, 15. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:2005, расположенного по адресу г..Москва, 4-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 2 990 631 430, 08 рублей, 16. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1857, расположенного по адресу г..Москва, 4-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 36 229 939, 2 рублей, 17. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013003:96, расположенного по адресу г..Москва, 4-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.157 в размере 1 283 763 903, 48 рублей, 18. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013003:105, расположенного по адресу г..Москва, 1-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.26, 29, 30, стр 1, 30 стр 2, 30-Б, 33; Таманская ул. вл 14, 18; Центральный проезд вл 48; Хорошевского Серебрянного Бора 2-я линия вл 39, 40-Б, 41 стр 1, 42, 44, 45, 45-А, 46, 46-Б, 47 стр 1 в размере 940 645 149, 94 рублей, 19. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1868, расположенного по адресу г..Москва, ул. Таманская, в размере 415 205 458, 8 рублей, 20. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1869, расположенного по адресу г..Москва, ул. Таманская, в размере 198 330 847, 68 рублей, 21. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1867, расположенного по адресу г..Москва, ул.
Таманская, в размере 357 521 099, 3 рублей, 22. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:7, расположенного по адресу г..Москва, ул. Таманская, вл.45; вл. 45 строен. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15 в размере 1 773 539 002, 2 рублей, 23. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1925, расположенного по адресу г..Москва, Серебряный Бор, в размере 167 016 626, 28 рублей, 24. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:3, расположенного по адресу адрес, строен. 1 в размере 466 047 930, 3 рублей, 25. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:41, расположенного по адресу адрес размере 79 396 063, 15 рублей, 26. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:40, расположенного по адресу адрес размере 332 000 840, 7 рублей, 27. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013003:186, расположенного по адресу адрес, вл. 105, строен. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, в размере 1 745 400 367, 15 рублей, 28. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1187, расположенного по адресу адрес, д.14, строен.1 в размере 85 119 197, 81 рублей, 29. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1135, расположенного по адресу г..Москва, 1-я адрес, вл.7, стр.1, в размере 62 497 730, 96 рублей, 30. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1129, расположенного по адресу г..Москва, 1-я адрес, вл.7Б, стр.1, стр.1 в размере 54 523 436, 1 рублей, 31. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1128, расположенного по адресу г..Москва, 1-я адрес, вл.10, стр.1, стр.1 в размере 150 781 430, 3 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку он является плательщиком налога и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёты от 10 февраля 2022 года N123/2021-О/1, N 123/2021-О/2 подготовленные оценщиком ООО Консалтинговая группа "Праймаудит", в которых по состоянию на 1 января 2021 года, определена рыночная стоимость объектов недвижимости в следующих размерах:
1. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:1024, расположенного по адресу г..Москва, 1-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.4, вл.4, стр.1, 2, 3, 4 в размере 165 723 000 рублей, 2. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:49, расположенного по адресу г..Москва, 1-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.19, в размере 43 628 000 рублей, 3. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:64, расположенного по адресу г..Москва, 1-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.27, стр.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, в размере 672 360 000 рублей, 4. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:1899, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 169 925 000 рублей, 5. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2009, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 17 345 000 рублей, 6. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2010, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 14 656 000 рублей, 7. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2011, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 14 736 000 рублей, 8. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2012, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 14 100 000 рублей, 9. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2013, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 15 885 000 рублей, 10. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2014, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 13 599 000 рублей, 11. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2015, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 329 095 000
рублей, 12. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2002, расположенного по адресу г..Москва, 3-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 735 665 000 рублей, 13. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2001, расположенного по адресу г..Москва, 3-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 8 768 000 рублей, 14. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1830, расположенного по адресу г..Москва, 4-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 38 394 000 рублей, 15. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:2005, расположенного по адресу г..Москва, 4-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 1 053 229 000 рублей, 16. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1857, расположенного по адресу г..Москва, 4-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 6 369 000 рублей, 17. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013003:96, расположенного по адресу г..Москва, 4-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.157 в размере 742 240 000 рублей, 18. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013003:105, расположенного по адресу г..Москва, 1-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.26, 29, 30, стр 1, 30 стр 2, 30-Б, 33; Таманская ул. вл 14, 18; Центральный проезд вл 48; Хорошевского Серебрянного Бора 2-я линия вл 39, 40-Б, 41 стр 1, 42, 44, 45, 45-А, 46, 46-Б, 47 стр 1 в размере 241 049 000 рублей, 19. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1868, расположенного по адресу г..Москва, ул. Таманская, в размере 93 775 000 рублей, 20. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1869, расположенного по адресу г..Москва, ул. Таманская, в размере 39 945 000 рублей, 21. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1867, расположенного по адресу г..Москва, ул. Таманская, в размере 79 387 000 рублей, 22. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:7, расположенного по адресу г..Москва, ул.
Таманская, вл.45; вл. 45 строен. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15 в размере 513 951 000 рублей, 23. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1925, расположенного по адресу г..Москва, Серебряный Бор, в размере 33 822 000 рублей, 24. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:3, расположенного по адресу адрес, строен. 1 в размере 112 279 000 рублей, 25. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:41, расположенного по адресу адрес размере 14 529 000 рублей, 26. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:40, расположенного по адресу адрес размере 77 345 000 рублей, 27. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013003:186, расположенного по адресу адрес, вл. 105, строен. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, в размере 568 695 000 рублей, 28. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1187, расположенного по адресу адрес, строен.1 в размере 26 131 000 рублей, 29. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1135, расположенного по адресу г..Москва, 1-я адрес, в размере 27 990 168 рублей, 30. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1129, расположенного по адресу г..Москва, 1-я адрес, стр.1 в размере 24 814 897 рублей, 31. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1128, расположенного по адресу г..Москва, 1-я адрес, стр.1 в размере 100 985 592 рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёты об оценке от 10 февраля 2022 года N123/2021-О/1, N 123/2021-О/2 подготовленные оценщиком ООО Консалтинговая группа "Праймаудит", не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчётах рыночная стоимость нежилых зданий не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена в следующем размере:
1. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:1024, расположенного по адресу г..Москва, 1-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.4, вл.4, стр.1, 2, 3, 4 в размере 970 591 323 рублей, 2. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:49, расположенного по адресу г..Москва, 1-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.19, в размере 307 163 000 рублей, 3. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:64, расположенного по адресу г..Москва, 1-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.27, стр.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, в размере 2 889 039 000 рублей, 4. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:1899, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 991 769 000 рублей, 5. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2009, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 122 728 032 рублей, 6. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2010, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 119 941 774 рублей, 7. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2011, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 120 504 001 рублей, 8. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2012, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 116 006 184 рублей, 9. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2013, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 128 562 589 рублей, 10. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2014, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 112 445 413 рублей, 11. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2015, расположенного по адресу г..Москва, 2-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 1
753 399 000 рублей, 12. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2002, расположенного по адресу г..Москва, 3-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 3 125 720 000 рублей, 13. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2001, расположенного по адресу г..Москва, 3-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 77 025 108 рублей, 14. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1830, расположенного по адресу г..Москва, 4-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 275 116 444 рублей, 15. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:2005, расположенного по адресу г..Москва, 4-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 4 253 915 000 рублей, 16. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1857, расположенного по адресу г..Москва, 4-я линия Хорошевского Серебряного Бора, в размере 42 948 177 рублей, 17. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013003:96, расположенного по адресу г..Москва, 4-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.157 в размере 1 902 119 000 рублей, 18. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013003:105, расположенного по адресу г..Москва, 1-я линия Хорошевского Серебряного Бора, вл.26, 29, 30, стр 1, 30 стр 2, 30-Б, 33; Таманская ул. вл 14, 18; Центральный проезд вл 48; Хорошевского Серебрянного Бора 2-я линия вл 39, 40-Б, 41 стр 1, 42, 44, 45, 45-А, 46, 46-Б, 47 стр 1 в размере 1 340 647 000 рублей, 19. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1868, расположенного по адресу г..Москва, ул. Таманская, в размере 528 737 000 рублей, 20. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1869, расположенного по адресу г..Москва, ул. Таманская, в размере 284 674 000 рублей, 21. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1867, расположенного по адресу г..Москва, ул.
Таманская, в размере 458 016 000 рублей, 22. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:7, расположенного по адресу г..Москва, ул. Таманская, вл.45; вл. 45 строен. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15 в размере 2 291 750 000 рублей, 23. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:1925, расположенного по адресу г..Москва, Серебряный Бор, в размере 219 500 943 рублей, 24. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:3, расположенного по адресу адрес, строен. 1 в размере 617 471 000 рублей, 25. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:41, расположенного по адресу адрес размере 105 914 209 рублей, 26. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:40, расположенного по адресу адрес размере 447 842 000 рублей, 27. для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013003:186, расположенного по адресу адрес, вл. 105, строен. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, в размере 2 500 743 000 рублей, 28. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1187, расположенного по адресу адрес, строен.1 в размере 98 374 551 рублей, 29. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1135, расположенного по адресу г..Москва, 1-я адрес, в размере 48 643 048 рублей, 30. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1129, расположенного по адресу г..Москва, 1-я адрес, стр.1 в размере 42 054 940 рублей, 31. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1128, расположенного по адресу г..Москва, 1-я адрес, стр.1 в размере 104 671 352 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости нежилых зданий сторонами в суд не представлено.
Возражения представителя административного истца на заключение эксперта не подтверждают наличие ошибок в заключении эксперта и являются исключительно его субъективным мнением, не основанном на фактах, в связи с чем, не могут быть положены в основу настоящего решения суда.
При этом на представленные административным истцом возражения, эксперт дал развернутые и полные пояснения, письменный текст которых приобщен к материалам дела. Данные пояснения эксперта, которым суд доверяет, по причинам изложенным выше, полностью опровергают доводы административного истца о несоответствии заключения судебной оценочной экспертизы требованиям законодательства.
Выводы о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, содержащиеся в отчётах об оценке рыночной стоимости от 10 февраля 2022 года N123/2021-О/1, N 123/2021-О/2, подготовленных оценщиком ООО Консалтинговая группа "Праймаудит" опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названным отчётам.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2021 года для нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:08:0013013:1135, 77:08:0013013:1129, 77:08:0013013:1128 в размерах, установленных экспертами ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
Несмотря на то, что размер рыночной стоимости для объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:08:0013013:1024, 77:08:0013013:49, 77:08:0013013:64, 77:08:0013013:1899, 77:08:0013013:2009, 77:08:0013013:2010, 77:08:0013013:2011, 77:08:0013013:2012, 77:08:0013013:2013, 77:08:0013013:2014, 77:08:0013013:2015, 77:08:0013013:2002, 77:08:0013013:2001, 77:08:0013014:1830, 77:08:0013014:2005, 77:08:0013014:1857, 77:08:0013003:96, 77:08:0013003:105, 77:08:0013014:1868, 77:08:0013014:1869, 77:08:0013014:1867, 77:08:0013014:7, 77:08:0013014:1925, 77:08:0013014:3, 77:08:0013014:41, 77:08:0013014:40, 77:08:0013003:186, 77:08:0013013:1187, превышает их кадастровую стоимость, необходимо отказать в удовлетворении заявленных требований в данной части, поскольку правовое положение административного истца при рассмотрении спора, возбужденного в целях улучшения его положения как налогоплательщика, по смыслу законодательства не может быть ухудшено. При таком положении суд, отказывая в удовлетворении административного искового заявления адрес, в указанной части требований, полагает установленный размер кадастровой стоимости названных объектов недвижимости отвечающим интересам административного истца, иной размер рыночной стоимости данных объектов в пределах кадастровой стоимости не доказан.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 3 июня 2022 года.
Департаментом городского имущества города Москвы заявлено ходатайство о возмещении расходов, понесенных, в связи с проведением по настоящему делу судебной оценочной экспертизы в размере 824 394, 24 рублей.
Несение данных расходов в указанном размере подтверждается платежным поручением от 12.10.2022 года N 12767 и никем не опровергнуто.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно статье 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся:
1) суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
2) расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
3) расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд;
4) расходы на оплату услуг представителей;
5) расходы на производство осмотра на месте;
6) почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами;
7) другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случаях, когда удовлетворение требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлечённым к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" обращено внимание на то, что выявленные Конституционным Судом Российской Федерации особенности кадастровой стоимости объектов недвижимости не дают оснований для вывода о том, что ее установление в размере, равном их рыночной стоимости, свидетельствует во всех случаях об ошибочности, незаконности ранее состоявшейся кадастровой оценки и о нарушении прав лица, которому соответствующий объект недвижимости принадлежит; при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости необходимо учитывать, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Согласно заключению эксперта, положенного в основу настоящего решения, отчёт, представленный административным истцом с административным исковым заявлением, не соответствует требованиям законодательства, определена иная рыночная стоимость спорных объектов недвижимости.
Настоящим решением суда установлена кадастровая спорных объектов объекта недвижимости, равной их рыночной стоимости, в размере определённом указанным выше экспертом.
Таким образом, кадастровая стоимость названных объектов недвижимости пересмотрена, право на пересмотр кадастровой стоимости и установление рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости административным истцом реализовано. По результатам проведённой судебной экспертизы подтвердилась обоснованность возражений Департамента городского имущества города Москвы против размера рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определённого в отчёте, представленном административным истцом. В связи с этим изначально заявленные административным истцом требования (об установлении кадастровой стоимости в размере, определённом по результатам оценки, проведённой по заказу административного истца) расцениваются как необоснованные. При таких обстоятельствах, принятое судом решение по настоящему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
В данном случае ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость объектов недвижимости незначительно (не более 30 %) превышает величину рыночной стоимости объектов недвижимости, установленную судом в качестве кадастровой, что само по себе не может свидетельствовать об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или применении ее к конкретному объекту недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца как плательщика налога на имущество.
Принимая во внимание изложенное, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено каких-либо ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, которые бы повлекли нарушение прав административного истца, допущенное расхождение установленной кадастровой стоимости с рыночной стоимостью объекта недвижимости укладывается в приемлемый, с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки, диапазон отклонений, суд приходит к выводу о том, что с административного истца в пользу Департамента городского имущества города Москвы подлежит взысканию, в счет возмещения расходов по оплате судебной оценочной экспертизы, денежные средства в размере 824 394, 24 рублей.
Предусмотренных законом оснований для снижения размера указанных судебных расходов, либо для освобождения административного истца от уплаты суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление адрес об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в следующем размере:
1. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1135, расположенного по адресу г. Москва, 1-я адрес, в размере 48 643 048 рублей, 2. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1129, расположенного по адресу г. Москва, 1-я адрес, стр.1 в размере 42 054 940 рублей, 3. для нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0013013:1128, расположенного по адресу г. Москва, 1-я адрес, стр.1 в размере 104 671 352 рублей.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 3 июня 2022 года.
Взыскать с адрес в пользу Департамента городского имущества города Москвы" 824 394, 24 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 13 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.