Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В.
судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шейхова Мурада Эфендиевича к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании действий и решений незаконными, обязании произвести выплату единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на члена семьи - инвалида с детства, по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Дагестан на решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 19 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 08 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, выслушав участвующего в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи представителя Министерства внутренних дел по Республике Дагестан Магомедову С.М, действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения Шейхова М.Э. и Шейхова А.М, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шейхов М.Э. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании действий МВД по Республике Дагестан по факту невыплаты на сына - инвалида с детства, Шейхова Ахмеда Эфендиевича, единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, незаконным; признании решения Комиссии МВД по Республике Дагестан по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 2 марта 2023 года (протокол N5), утвержденного распоряжением МВД по Республике Дагестан от 2 марта 2023 года N N, незаконным в части исключения из состава семьи для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Шейхова А.М.; обязании произвести выплату единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на сына - инвалида с детства, Шейхова А.М.
В обоснование заявленных требований Шейхов М.Э. указал, что он является пенсионером МВД по Республике Дагестан, со стажем службы более 25 лет.
3 декабря 2012 года он обратился в Центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по Республике Дагестан с заявлением, с приложением необходимых документов, для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которое в тот же день было принято, о чем проставлена запись в сопроводительном письме на имя начальника тыла МВД по Республике Дагестан Абдулкеримова М.М.
На момент подачи заявления стаж его службы в ОВД составлял более 14 лет. Ранее единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения истцу не предоставлялась. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, он и члены его семьи не имеют.
В учетном деле истца имеется справка серии N на сына истца Шейхова Ахмеда Мурадовича, 1988 года рождения, об установлении повторно с 10 июля 2008 года второй группы инвалидности, с указанием причины инвалидности - инвалидность по зрению с детства. Данная справка является бессрочной.
Боле того, истцом на устный запрос УОТО МВД по РД направлено медицинское заключение N от ДД.ММ.ГГГГ года, на ребенка (подростка) - инвалида с детства, в возрасте до 16 лет.
6 апреля 2023 года истцу на банковскую карту зачислили денежные средства в размере 3 653 307 руб, на двух членов семьи (на него и супругу), однако, на сына инвалида с детства выплата не произведена. Истцу разъяснено, что выплата на сына не положена, поскольку не представлены подтверждающие документы о том, что его сын является инвалидом до достижения им 18-летнего возраста, то есть до совершеннолетия. Тогда как в учетном деле имеется медицинская справка, где указано, что причиной инвалидности является инвалидность по зрению с детства, то есть до достижения им 18-летнего возраста.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республике Дагестан от 8 декабря 2023 года, исковые требования Шейхова М.Э. удовлетворены.
Суд признал незаконными действия МВД по Республике Дагестан по факту невыплаты Шейхову Мураду Эфендиевичу на ребенка-инвалида с детства Шейхова Ахмеда Мурадовича единовременной социальной выплаты на приобретение жилья.
Суд признал решение Комиссии МВД по Республике Дагестан по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 02 марта 2023 года (протокол N5), утвержденного распоряжением МВД по Республике Дагестан от 02 марта 2023 года N N, незаконным в части исключения из состава семьи Шейхова Мурада Эфендиевича для получения единовременной социальной выплаты ребенка-инвалида Шейхова Ахмеда Мурадовича.
Суд обязал Министерство внутренних дел по Республике Дагестан произвести выплату единовременной социальной выплаты на приобретение жилья Шейхову Мураду Эфендиевичу на ребенка-инвалида с детства - Шейхова Ахмеда Мурадовича.
В кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Дагестан поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы имеются.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шейхов А.М, майор полиции в отставке, бывший главный эксперт ЭКЦ МВД по Республике Дагестан, является пенсионером МВД по Республике Дагестан, стаж службы в органах внутренних дел составляет более 25 лет.
03 декабря 2012 года Шейхов А.М. обратился в Центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по Республике Дагестан (далее - ЦЖБК МВД по РД) с заявлением, с приложением необходимых документов, для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Распоряжением МВД по Республике Дагестан от 24 апреля 2013 года утверждено решение ЦЖБК МВД по РД от 17 апреля 2013 года (протокол N2) он был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из трех человек (он, супруга Шейхова Э.М, ДД.ММ.ГГГГ.р, сын Шейхов Ахмед Мурадович, ДД.ММ.ГГГГр. - инвалид по зрению с детства, справка серия N от ДД.ММ.ГГГГ.) с 17 апреля 2013 года с присвоением уникального номера N.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 27 июня 2022 года, вступившим в законную силу 16 ноября 2022 года, установлена очередность Шейхова М.Э. с учетом количества членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов с 03 декабря 2012 года. Суд обязал ответчика внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по Республике Дагестан, в том числе в части даты принятия на учет, т.е. с 03 декабря 2012 года путем изменения уникального номера в базе данных.
Решением Комиссии МВД по Республике Дагестан по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 2 марта 2023 года (протокол N 5), утверждённого распоряжением МВД по Республике Дагестан от 2 марта 2023 года N N, из состава семьи Шейхова М.Э. исключен сын Шейхов Ахмед Мурадович, ДД.ММ.ГГГГ г.р, в связи с неправомерным принятием его на учет; утверждена потребность Шейхова М.Э. в жилой площади 42 кв.м. на состав семьи из двух человек (он, супруга Шейхова Э.М, ДД.ММ.ГГГГр.).
Решением Комиссии МВД по Республике Дагестан по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 10 марта 2023 года (протокол N 7), утверждённого распоряжением МВД по Республике Дагестан от 28 марта 2023 года N N, постановлено ходатайствовать о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 3 653 307, 00 руб. майору полиции в отставке Шейхову М.Э, бывшему главному эксперту ЭКЦ МВД по Республике Дагестан, на семью в составе двух человек (он, супруга Шейхова Э.М, ДД.ММ.ГГГГ.р.).
Распоряжением МВД РФ от 28 марта 2023 года N N предоставлена единовременная социальная выплата пенсионеру МВД России Шейхову М.Э. в сумме 3 653 307, 00 руб.
Платежным поручением от 05 апреля 2023 года N N на счет Шейхова М.Э. в ПАО Сбербанк перечислена единовременная социальная выплата для приобретения и строительства жилого помещения в сумме 3 653 307, 00 руб.
Решением Комиссии МВД по Республике Дагестан по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 10 апреля 2023 года (протокол N 10), утверждённого распоряжением МВД по Республике Дагестан от 11 апреля 2023 года N N Шейхов М.Э. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
11 апреля 2023 года на обращение Шейхова М.Э. по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения письмом начальника тыла МВД по Республике истцу разъяснено, что в соответствии с пунктом 7 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 года N 588, категория "ребенок-инвалид" устанавливается гражданину в возрасте до 18 лет. На момент принятия истца на учет сын Шейхов А.М. уже достиг возраста 23 лет, и ввиду достижения сыном истца 31 мая 2006 года возраста 18 лет, с указанной даты он (сын истца) не мог подпадать под категорию "ребенок-инвалид", в связи с чем оснований для включения Шейхова А.М, 31 мая 1988 года рождения, в состав семьи для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отсутствовали. Указано также, что при постановке на учет и в дальнейшем заявителем не были представлены документы, подтверждающие факт того, что сын стал инвалидом до достижения возраста 18 лет (л.д. 15-19).
Вместе с тем, согласно имеющейся в материалах учетного дела справке филиала N1 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан серия МСЭ N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Шейхову А.М, 1988 года рождения, установлена вторая группа инвалидности бессрочно; причина инвалидности - инвалид по зрению с детства.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органгах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, доводы и возражения сторон, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Установив, что на момент принятия комиссией оспариваемого истцом решения от 2 марта 2023 года (протокол N 5) об исключении из состава семьи Шейхова М.Э. его сына Шейхова А.М. в материалах учетного дела находилась справка серии МСЭ - N согласно которой Шейхову А.М. повторно, с 10 июля 2008 года, установлена вторая группа инвалидности бессрочно с причиной инвалидности - инвалидность по зрению с детства; имеется медицинское заключение от 17 июля 1992 года N N на ребенка (подростка) - инвалида с детства, в возрасте до 16 лет, на Шейхова А.М, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика не имелось законных оснований для исключения Шейхова Ахмеда Мурадовича, 1988 года рождения, из состава членов семьи истца на получение единовременной социальной выплаты и установления нуждаемости истца в улучшении жилищных условий из расчета двух членов семьи. Указанное решение ответчика не основано на нормах закона и нарушает право истца на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В связи с изложенным, суд первой инстанции признал незаконными действия ответчика и решение Комиссии МВД по Республике Дагестан по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 2 марта 2023 года (протокол N 5), утверждённое распоряжением МВД по Республике Дагестан от 2 марта 2023 года N N, в части исключения из состава семьи Шейхова М.Э. для получения ЕСВ ребенка-инвалида Шейхова А.М, и обязал ответчика произвести выплату единовременной социальной выплаты на приобретение жилья Шейхову М.Э. на ребенка-инвалида с детства - Шейхова А.М.
С указанными выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы ответчика о неправильном применении судами норм материального права, поскольку отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулирует не Федеральный закон от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым руководствовались суды, а Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что данным законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно части 1, части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Понятие члена семьи сотрудника, на которого распространяется действие Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, если иное не установлено отдельными его положениями, дано в части 2 статьи 1, определяющей предмет регулирования и применения названного Закона.
Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, считаются несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (пункт 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии установления его нуждаемости в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в пунктах 1 - 7 указанной нормы.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил установлено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. В числе документов, которые прилагаются к заявлению указана, в том числе, справка, подтверждающая факт установления инвалидности ребенку сотрудника, выдаваемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (подпункт "к" названного пункта).
В пункте 19 Правил закреплен перечень обстоятельств, при наличии которых сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты: по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа; улучшение жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона N247-ФЗ, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере; реализация сотрудником права на получение единовременной выплаты; выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет); прекращение сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 названного Федерального закона).
Приведенные федеральные нормативные правовые акты не содержат нормы, предусматривающей изменение состава семьи сотрудника, принятого на учет для получения единовременного пособия, по мотиву достижения детьми совершеннолетнего возраста.
Кроме того, включение в состав членов семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, императивно предусмотрено пунктом 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Судом установлено, что на момент принятия оспариваемого решения Комиссией МВД по Республике Дагестан по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 2 марта 2023 года (протокол N 5), утверждённого распоряжением МВД по Республике Дагестан от 2 марта 2023 года N N, об исключении из состава семьи Шейхова М.Э. его сына Шейхова Ахмеда Мурадовича, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ г.р, в связи с неправомерным принятием его на учет, в материалах учетного дела находилась справка филиала N1 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан серия МСЭ2007 N N от 10 июля 2008г, согласно которой Шейхову А.М, 1988 года рождения, повторно установлена вторая группа инвалидности бессрочно с указанием причины инвалидности - инвалид по зрению с детства, предоставленная заявителем в установленном законом порядке. Наличие указанной справки в материалах учетного дела и представленной вместе с заявлением о принятии на учет указано в выписке из протокола N5 от 2 марта 2023 года.
Учитывая изложенное, вывод комиссии в протоколе N5 от 2 марта 2023 года о том, что при постановке на учет не были представлены документы, подтверждающие факт того, что сын (Шейхов А.М.) стал инвалидом до достижения им возраста 8 лет, в связи с чем оснований для включения сына Шейхова М.Э. - Шейхова А.М, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в состав семьи при постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты не имелось и его (сына) необходимо исключить из состава семьи очередника, опровергается материалами учетного дела.
Указанный вывод сделан в нарушение положений статей 1, 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ и пунктов 5, 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
Предусмотренных законом оснований для исключения из состава семьи Шейхова М.Э. при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения его сына Шейхова Ахмеда Мурадовича у Комиссии не имелось.
Конституционный Суд Российской Федерации, раскрывая природу и назначение жилищных гарантий, в том числе закрепленных в статье 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, обращал внимание на необходимость их предоставления лишь реально нуждающимся в них лицам (в том числе в составе семьи, включая совершеннолетних детей) и отмечал, что такое правовое регулирование соотносится с требованиями статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства (определения от 27 февраля 2018 года N 473-О, от 26 ноября 2018 года N 2989-О, от 29 января 2019 года N 261-О, от 25 ноября 2020 года N2810-О, от 26 апреля 2021 года N 687-О и N 701-О, от 20 июля 2021 года N 1586-О, от 26 октября 2021 года N 2222-О).
По смыслу положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, закрепляющей случаи предоставления сотруднику единовременной выплаты, критерии нуждаемости в названной социальной поддержке в жилищной сфере определяются исходя из жилищных условий граждан и состава их семьи, существующих как на момент обращения о постановке данных граждан на соответствующий учет, так и на момент предоставления этих мер (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2021 года N 701-О, от 26 октября 2021 года N 2222О).
Что касается части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ, то содержащиеся в ней положения о предоставлении единовременной выплаты сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи направлены на реализацию прав указанных в ней категорий граждан и повышение уровня их социальной защиты (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2014 года N400-О и от 28 декабря 2021 года N 2793-О).
Таким образом, сотрудник и члены его семьи имеют право на получение единовременной выплаты, если являются нуждающимися в жилом помещении по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 упомянутого Закона.
Ответчиком не оспаривалось право Шейхова М.Э. и членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а с учетом приведенных норм материального права Шейхов Ахмед Мурадович, являющийся инвалидом с детства, несмотря на достижение 23 летнего возраста, продолжает являться членом семьи Шейхова М.Э, реально нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежит учету при определении размера единовременной социальной выплаты.
Вместе с тем, оспариваемыми решениями и действиями МВД по Республике Дагестан, исключением при определении размера выплаты из состава членов семьи истца инвалида с детства Шейхова А.М, а также невыплатой Шейхову М.Э. на сына - инвалида с детства Шейхова А.М. единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, нарушаются установленные законом гарантии на реализацию их прав, указанных в части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ и повышение уровня их социальной защиты.
Поскольку судами нижестоящих инстанций были установлены все имеющие для дела обстоятельства, но неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, без устранения указанных нарушений невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Шейхова М.Э. и Шейхова А.М, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене решения Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 июля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 8 декабря 2023 года с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Шейхова М.Э.
В связи с окончанием кассационного производства в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, примененное по настоящему делу, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 8 декабря 2023 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать решение Комиссии МВД по Республике Дагестан по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 02 марта 2023 года (протокол N5), утвержденное распоряжением Министра внутренних дел по Республике Дагестан от 02 марта 2023 года N1/1062, незаконным в части исключения из состава семьи Шейхова Мурада Эфендиевича для получения единовременной социальной выплаты сына - инвалида с детства Шейхова Ахмеда Мурадовича.
Признать незаконными действия МВД по Республике Дагестан по факту невыплаты Шейхову Мураду Эфендиевичу на сына - инвалида с детства Шейхова Ахмеда Мурадовича единовременной социальной выплаты на приобретение жилья.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан произвести выплату единовременной социальной выплаты на приобретение жилья Шейхову Мураду Эфендиевичу на сына - инвалида с детства Шейхова Ахмеда Мурадовича, 31 мая 1988 года рождения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.