Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Бетрозовой Н.В, Сиюхова А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарутиной Е.Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячные выплаты, по кассационной жалобе Тарутиной Е.Н, поступившей с делом 26 апреля 2024 г, на решение Трусовского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 25 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 10 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарутина Е.Н. обратилась в суд с административным иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области, указав в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с ПВВ, ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ПТВ
28 февраля 2023 г. Тарутина Е.Н. обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении ей ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, предоставив соответствующие документы, на основании Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"
Решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" N. N от ДД.ММ.ГГГГ Тарутиной Е.Н, отказано в предоставлении выплаты по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи двукратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации на момент обращения.
Указав, что ответчиком неверно рассчитан среднедушевой доход, Тарутина Е.Н. просила суд признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении государственного пособия - ежемесячной выплаты ТЕП в связи с рождением ребенка и обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка со дня обращения Тарутиной Е.П. с заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Определением Трусовского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 5 июля 2023 г. в соответствии с частью 5 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 25 июля 2023 г. в удовлетворении искового заявления Тарутиной Е.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 10 января 2024 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что алименты не относятся к доходам семьи, их выплатившей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив изложенные доводы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Тарутина Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ состояла в зарегистрированном браке с ПВВ (л. д. 8).
Тарутина Е.Н. и ПВВ являются родителями ПТВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л. д. 9).
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ с ПВВ в пользу ПИВ взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего ПКВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 части заработка и иного дохода ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия ребенка (л. д. 12).
28 февраля 2023 г. Тарутина Е.Н. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, предоставив сведения о своем супруге, ребенке, а также предоставив сведения о доходах, идентификаторах и личных данных, документов о семейном положении.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области от 1 марта 2023 г. Тарутиной Е.Н. отказано в назначении меры социальной поддержки - ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка (л. д. 7).
В качестве основания для отказа в назначении указано на превышение размера среднедушевого дохода семьи над двукратной величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Астраханской области на 2022 год, в размере 30 398 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Тарутиной Е.Н. о признании незаконным решения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области, исходя из того, что при определении среднедушевого дохода семьи истца алиментные выплаты Пищухина В.В. не подлежали исключению из дохода семьи, указав, что пункт 3 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512, согласно которому из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов, утратил силу с 1 января 2023 г. на основании Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N2522.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит основанным на неправильном применении и толковании ном материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
На основании положений статьи 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства в силу подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается гражданам, проживающим на территории России (статьи 1, 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
Статьей 67.1 Конституции Российской Федерации, установлено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (часть 4).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях граждан, имеющих детей", законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
В абзаце втором статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Статьей 3 поименованного закона определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 этого же федерального закона оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).
Из приведенных норм следует, что целями государственной социальной помощи, которая может осуществляться в том числе в виде денежных выплат, является поддержание уровня жизни в том числе малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также снижение уровня социального неравенства и повышение доходов населения.
В целях социальной защиты семей в связи с рождением детей 28 декабря 2017 г. принят Федеральный закон N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"), в котором законодатель в статье 1 установилкруг лиц, имеющих право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, и определилусловия получения указанной ежемесячной денежной выплаты.
Названным федеральным законом в редакции, действующей на момент обращения Татуриной Е.Н. с заявлением о соответствующей выплате, предусматривалось, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 января 2018 г. до 1 января 2023 г, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
В статье 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" определен порядок расчета среднедушевого дохода семьи для целей предоставления данной выплаты, установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты учитываются доходы семьи, полученные в денежной форме, в частности вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации (пункт 1 части 1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона о прожиточном минимуме порядок исчисления среднедушевого дохода семьи устанавливается федеральным законом.
Статьей 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 (далее - Перечень), из дохода семьи исключается сумма уплаченных алиментов.
По смыслу приведенных норм, которые не были применены судами при разрешении заявленных Татуриной Е.Н. требований, федеральный законодатель, определяя порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания государственной социальной помощи, установил, что при расчете среднедушевого дохода семьи алименты учитываются в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.
Следовательно, выводы суда первой инстанции, что сумма алиментов, удержанная из заработной платы супруга истца на содержание ребенка от первого брака, учтена при расчете среднедушевого дохода семьи Татуриных правильно, основаны на неправильном применении норм материального права.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранил.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (абзац второй части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Между тем суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле; выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления (пункты 5 и 7 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В абзаце первом пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16) разъяснено, что, по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце первом пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16, по смыслу части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, при повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции применяются, в частности, правила о подготовке дела к судебному разбирательству (глава 14 Гражданского процессуального кодекса РФ), правила исследования и оценки доказательств (глава 6 и статьи 175 - 189 Гражданского процессуального кодекса РФ), правила о принятии решения суда (части 1, 2 статьи 194 Гражданского процессуального кодекса РФ), правила о составлении мотивированного решения суда (части 1, 2 статьи 199 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ) (пункт 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16).
Из приведенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом (главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ) для производства в суде апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм права не исправил, фактически уклонился от повторного рассмотрения дела исходя из доводов апелляционной жалобы Татуриной Е.Н.
Ввиду изложенного, а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия находит, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 10 января 2024 г. подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 10 января 2024 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Астраханский областной суд.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.