Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Черкасовой Е.В, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республики Адыгея, Федеральной службе судебных приставов об изменении основания, формулировки расторжения контракта (увольнения) и взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 23 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Черкасовой Е.В, выслушав ФИО1 и его представителя по ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, просивших удовлетворить кассационную жалобу, представителей Управления Федеральной службы судебных приставов по Республики Адыгея по доверенностям ФИО3, ФИО4, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО14 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея об изменении основания, формулировки расторжения контракта (увольнения) и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Приказом директора Федеральной Службы Судебных Приставов России истец уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 80 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ "О ФИО5 в органах принудительного исполнения Российской Федерации" по истечении срока действия контракта.
Стаж службы при увольнении составил - 17 лет 10 месяцев, 22 дня.
Истец считает свое увольнение по указанному выше основанию незаконным и подлежащим изменению в виду следующего. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея за N-к истцом был заключен служебный контракт на неопределенный срок, на прохождение государственной гражданской службы в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Гиагинского районного отдела ФИО5 УФССП по "адрес". В связи с вступлением в силу ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и переходом Федеральной службы судебных приставов на иной вид государственной службы, приказом УФССП России по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ за N-к с ДД.ММ.ГГГГ ранее заключенный Служебный Контракт прекращен, и истец был уволен.
Однако ранее, ДД.ММ.ГГГГ, на основании Приказа ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ за N-лс, (согласно которого с ДД.ММ.ГГГГ, истец назначался в Гиагинский районный отдел ФИО5 на должность младшего ФИО5 по обеспечению установленного порядка деятельности судов, с присвоением специального звания младший лейтенант внутренней ФИО5) с ним был заключен контракт о прохождении ФИО5 в органах принудительного исполнения Российской Федерации, сроком на три года.
ДД.ММ.ГГГГ Уведомлением УФССП по Республике Адыгея истец был информирован о том, что ДД.ММ.ГГГГ он будет уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Кроме этого, из Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при наличии одновременно нескольких оснований прекращения или расторжения контракта, предусмотренных ч. 7 ст. 80 ФЗ N (основания прекращения или расторжения контракта) контракт будет прекращен или расторгнут по одному из этих оснований по выбору сотрудника.
В связи с тем, что на момент истечения контракта (ДД.ММ.ГГГГ) у истца наступил предельный возраст пребывания на службе, предусмотренный ст. 87 ФЗ N (55 лет) имелся общий трудовой стаж работы 37 календарных лет, из которых более 17 лет выслуга предусмотренная пунктом "б" части 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", согласно которой имеют право на пенсию за выслугу лет лица, уволенные c службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации, истцом было принято решение о прекращении службы (увольнении).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Руководителя Управления ФССП по Республике Адыгея почтовым отправлением истцом был подан рапорт о расторжении контракта и увольнении со службы в органах принудительного исполнения, в соответствии с п. 2 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 80 ФЗ N (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, установленного статьей 871 настоящего Федерального закона).
Между тем, ДД.ММ.ГГГГ истец был приглашен в Управление ФССП по Республике Адыгея для ознакомления с представлением к увольнению со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, из заключительной части которого следует, что "в связи с отсутствием рапорта от младшего лейтенанта внутренней службы ФИО1, представляется к увольнению по п. 1 ч. 1 ст. 80 ФЗ -328. От подписи указанного представления истец отказался, при этом свой отказ мотивировал тем, что желает уволиться со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, дающей право на получение пенсии согласно п. "б" части 1 ст. 13 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ (смешанный стаж).
Таким образом, по независящим от истца причинам, вопреки его волеизъявлению, поданный истцом рапорт, не был принят во внимание.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд изменить основание и формулировку прекращения с ФИО1, младшим судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов Гиагинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея, контракта и увольнения его со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по пункту 1 части 1 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по истечении срока действия срочного контракта, на формулировку и основания увольнения ФИО1, младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Гиагинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея, со ФИО5 в органах принудительного исполнения Российской Федерации по пункту 2 части 1 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, установленного статьей 87 настоящего Федерального закона, взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Определением суда от 1 августа 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба судебных приставов.
Решением Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 8 сентября 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд изменил основание и формулировку прекращения с ФИО1 (010133), младшим судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов Гиагинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея, контракта и увольнения его со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по пункту 1 части 1 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по истечении срока действия срочного контракта, на формулировку и основания увольнения ФИО1 (010133), младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Гиагинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея, со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по пункту 2 части 1 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, установленного статьей 87 настоящего Федерального закона.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 января 2024 года решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения исковых требований, в отмененной части по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО14 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 23 января 2023 года, оставить в силе решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 8 сентября 2023 года.
В обоснование доводов ссылается на допущенные при вынесении решений судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права, не соответствие выводов, содержащихся в судебном акте фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что судом апелляционной инстанции оставлены без внимания факты того, что в акте об отказе сотрудника с ознакомлением с представлением к увольнению ФИО14 изъявлял желание, уволится со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, что в свою очередь дает истцу право на пенсионное обеспечение гарантированное Конституции Российской Федерации.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12 марта 2024 года кассационная жалоба принята к производству и назначена к слушанию.
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
В судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции ФИО14 и его представитель по ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 просили удовлетворить кассационную жалобу, отменить судебный акт апелляционной инстанции.
Представители Управления Федеральной службы судебных приставов по Республики Адыгея по доверенностям ФИО3, ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы, полагали судебный акт апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При этом информация о движении дела размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru. Судебные извещения сторонам вручены.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, кассационный суд счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку кассатор выражает несогласие только с отказом в удовлетворении требования об изменении основания, формулировки расторжения контракта (увольнения), в иной части ранее указанный судебный акт предметом проверки судебной коллегии Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не является.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом УФССП России по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N-к ФИО14 принят ДД.ММ.ГГГГ на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Гиагинского районного отдела судебных приставов Управления.
Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ N-к с судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов Гиагинского районного отдела судебных приставов Управления ФИО1 служебный контракт прекращен, он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе на государственную службу иного вида.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, стаж службы ФИО1 (выслуга лет) для назначения пенсии составляет 17 лет 8 месяцев 25 дней.
Приказом Федеральной службы судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ N-лс ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность младшего ФИО5 по обеспечению установленного порядка деятельности судов Гиагинского районного отделения судебных приставов Управления и ему присвоено специальное звание - младший лейтенант внутренней службы. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 8 статьи 22 ФИО7 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 328-ФЗ с младшим лейтенантом внутренней службы ФИО1 заключен контракт о прохождении службы в "Органах принудительного исполнения Российской Федерации сроком на три года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ УФССП России по Республике Адыгея уведомило истца о предстоящем прекращении действия срочного контракта прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 87 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 328-ФЗ.
ФИО14 разъяснено право, в случае согласия заключить новый контракт, для чего необходимо не позднее ДД.ММ.ГГГГ представить рапорт о заключении нового контракта с заключением военно-врачебной комиссии, в противном случае контракт с истцом будет прекращен и он будет уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ, ДД.ММ.ГГГГ по истечении срока действия срочного контракта.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ УФССП России по Республике Адыгея уведомило истца о том, что ДД.ММ.ГГГГ заканчивается срок действия заключенного в соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ первого срочного контракта; в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 80 Федерального закона N 328-ФЗ контракт будет прекращен и истец будет уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации 31 мая 2023 года. В случае наличия одновременно нескольких оснований прекращения или расторжения контракта, указанных в ч. 7 ст. 80 Федерального закона N 328-ФЗ, контракт будет прекращен или расторгнут по одному из этих оснований по выбору.
В рапорте истца от 14 апреля 2023 года, адресованном ответчику, было одновременно указано три основания увольнения, а именно:
1) "по собственной инициативе до истечения срока действия контракта";
2) основание, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ - по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, установленного ст. 87 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ;
3) основание, предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения рапорта, ФИО14 УФССП Росси по Республике Адыгея разъяснено, следующее:
- оснований прекращения или расторжения контракта "по собственной инициативе до истечения срока действия контракта" в соответствии со ст. 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ - не имеется;
- оснований для увольнения "в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии - не имеется.
При этом ответчиком не дано разъяснений относительно основания, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, установленного ст. 87 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ.
Вместе с тем, УФССП России по Республике Адыгея информировало истца об оставлении без реализации рассмотрения рапорта на увольнение от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с необходимостью выбора одного из оснований прекращения или расторжения контракта, и необходимостью представить рапорт для представления и рассмотрения его в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ УФССП России по Республике Адыгея в соответствии с ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ уведомило истца о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов принудительного исполнения Российской Федерации на основании п. 1 ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ - по истечении срока действия срочного контракта.
ДД.ММ.ГГГГ УФССП России по Республике Адыгея вынесено представление к увольнению ФИО1 со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ (по истечении срока действия срочного контракта) в связи с отсутствием рапорта.
В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом истца подписать вышеуказанное предписание УФССП России по Республике Адыгея составлен акт об отказе сотрудника от ознакомления с представлением к увольнению со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ контракт с младшим лейтенантом внутренней службы ФИО1 (010133), младшим судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов Гиагинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея, прекращен и истец уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по истечении срока действия срочного контракта. Выслуга лет на должностях начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: в календарном исчислении - 3 года 0 месяцев 0 дней, в льготном исчислении - 3 года 0 месяцев 0 дней. Стаж службы для выплаты единовременного пособия при увольнении - 17 лет 10 месяцев 22 дня.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 об изменении основания, формулировки расторжения контракта (увольнения), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на увольнение по пункту 2 части 1 статьи 80 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, установленного статьей 87 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ), исходя из того, что данное основание прекращения контракта среди прочих оснований прекращения или расторжения контракта было указано истцом в поданном им рапорте и являлось единственным законным основанием из перечисленных истцом в рапорте.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея не согласилась с выводами суда первой инстанции в указанной части.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент подачи истцом рапорта от ДД.ММ.ГГГГ имелось несколько оснований прекращения с ФИО1 контракта, предусмотренных частью 1 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ, а именно: 1) по истечении срока действия срочного контракта; 2) по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения установленного статьей 87 данного Федерального закона.
Поскольку ФИО1 рапорт, содержащий одно из указанных оснований прекращения контракта и увольнения со службы в органах принудительного исполнения подан не был, контракт с истцом прекращен и он был уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по истечении срока действия срочного контракта. По смыслу статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ для прекращения контракта по указанному основанию рапорт сотрудника не требуется, достаточно наступления юридического факта - истечения срока действия срочного контракта.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с такими выводами согласиться не может в силу следующего.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются положениями Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Исходя из положений части 2 статьи 3 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах принудительного исполнения, применяются нормы трудового законодательства.
В соответствии со ст. 88 ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прекращение или расторжение контракта с сотрудником, увольнение его со службы в органах принудительного исполнения осуществляются руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем.
Порядок представления сотрудников к увольнению со службы в органах принудительного исполнения и порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
На сотрудника, увольняемого со службы в органах принудительного исполнения, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах принудительного исполнения, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
В соответствии со ст. 80 ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в органах принудительного исполнения, в том числе:
- по истечении срока действия срочного контракта (п. 1 ч. 1 ст. 80);
- по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (п. 4 ч. 2 ст. 80).
Частью 7 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что, при наличии одновременно нескольких оснований прекращения или расторжения контракта, предусмотренных частью 1, пунктами 1, 3, 4, 8, 9, 10, 11 и 13 части 2 и пунктом 3 части 3 настоящей статьи, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника.
По мнению, судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о том, что истец выразил свое намерение уволится со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии по смешанному стажу, указав об этом в акте об отказе сотрудника с ознакомлением с представлением к увольнению от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом заявленных истцом требований и подлежащих применению норм материального права по данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению являлись обстоятельства, выразил ли истец ФИО1 свое намерение расторгнуть контракт по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Однако акт об отказе сотрудника с ознакомлением с представлением к увольнению от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение положений статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не получил соответствующей правовой оценки со стороны суда апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Суд в силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 23 января 2024 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, определить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать оценку представленным доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований статей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 23 января 2024 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в Верховный суд Республики Адыгея в ином составе судей.
Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 41 (? 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Губарева
Судьи Е.В. Черкасова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.