Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального учреждения "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска", поданную 26 апреля 2024 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 25 января 2024 года
по административному делу N 2а-2838/2023 по административному исковому заявлению Тарских Виктора Леонидовича к мэру г. Горно-Алтайска Сафроновой Ольге Александровне о признании решения должностного лица незаконным, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Тарских В.Л. (далее-истец) обратился в суд с административным иском (далее-иск) к мэру г. Горно-Алтайска Сафроновой О.А, с учетом уточненного иска просил признать решение от 04.07.2023 года N 142 незаконным.
Мотивируя иск тем, что 28.06.2023 года подал в администрацию г. Горно-Алтайска уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, общей площадью 654 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" 12.07.2023 года им получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее-оспариваемое уведомление).
Ранее административный истец уже подавал уведомление о планируемом строительстве, на которое также был получен отказ в согласовании. Данный отказ был обжалован в судебном порядке. Решением суда от 07.04.2023 года отказ администрации был отменен, администрацию обязали повторно рассмотреть уведомление Тарских В.Л.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 12 октября 2023 года (далее-решение суда первой инстанции) в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 25 января 2024 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым иск удовлетворен, признано незаконным уведомление от 04 июля 2023 года N 142 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Суд апелляционной инстанции возложил обязанность на администрацию г. Горно-Алтайска выдать Тарских Виктору Леонидовичу уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: "адрес".
Кассатор просит апелляционное определение отменить, со ссылкой на положения Градостроительного кодекса РФ.
В обоснование позиции кассатор указывает, что в соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) застройщик, в целях, строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные в части 1 данной статьи, и прикладывает документы, поименованные в части 3 этой же статьи.
Согласно статье 51 названного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом проектом планировки территории и проектом: межевания территории и.т.д.
По утверждению кассатора истцом не оспаривались Распоряжения Администрации о комплексном развитии территории, а также об утверждении проекта планировки.
Лица, участвующие в деле явку в судебное заседание не обеспечили, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле иных лиц, о времени и месте рассмотрения жалобы извещенных своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции допущены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административному истцу Тарских В.Л. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 654 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - для размещения и обслуживания жилого дома, вид разрешенного использования земельного участка не изменялся, ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрированы. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 22.05.2012 года.
14.02.2019 года распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска N 137-р по инициативе органа местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, площадью 4 692 кв.м, местоположение: "адрес". (далее-распоряжение о комплексном развитии).
В распоряжении указано, что названная территория, расположена в зоне перспективного развития застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).
В перечне земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах подлежащей комплексному развитию территории, поименован принадлежащий административному истцу земельный участок (Приложение N 2 к распоряжению N 137-р).
15.07.2020 года между администрацией г. Горно-Алтайска (администрация) и ООО "Строительное управление N1" (инвестор) заключен договор 1-КУРТ, в соответствии с которым инвестор обязуется осуществить в установленные договором сроки своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц, деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории в результате реализации распоряжения администрации г. Горно-Алтайска N 137-р от 14.02.2019 года. Распоряжением администрации г. Горно-Алтайска от 25.12.2022 года N 1435-р в отношении территории по договору N 1-КУРТ утвержден проект планировки и проект межевания территории в границах земельных участков: "адрес".
05.04.2023 года в целях осуществления строительства индивидуального жилого дома, площадью 72 кв.м, с учетом сноса старого строения, на принадлежащем на праве собственности земельном участке, административный истец Тарских В.Л. в установленном законом порядке обратился администрацию г. Горно-Алтайска с соответствующим уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального территории.
07.04.2023 года Главой администрации выдано уведомление N 87 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров разрешенного строительства предельным параметрам разрешенного строительства и (или) недопустимости размещения садового дома на земельном участке.
По основаниям того, что земельный участок, с кадастровым номером "данные изъяты", входит в границы территории проекта планировки и проекта межевания территории в границах земельных участков: "адрес", утвержденного распоряжением администрации г. Горно- Алтайска от 25.12.2020 годаN 1435.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 07.06.2023 года, вступившим в законную силу, признано незаконным уведомление администрации г. Горно-Алтайска от 07.04.2023 года N 87 о несоответствии указанных в уведомлении параметров планируемого строительства индивидуального жилого дома, установленным параметрам и недопустимости размещения объекта жилищного строительства на земельном участке. Возложена на администрацию г. Горно-Алтайска обязанность повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленное Тарских В.Л. в администрацию г. Горно-Алтайска 05.04.2023 года N Т-88-У. Решение суда обосновано отсутствием ограничений по использованию земельного участка тем, что земельный участок не является зарезервированным либо изъятым для муниципальных или государственных нужд.
Данное уведомление Тарских В.Л. повторно зарегистрировано административным ответчиком 28.06.2023 года.
04.07.2023 года административному истцу выдано уведомление администрации г. Горно-Алтайска N 142: 1) о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям: - спорный земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования "для размещения и обслуживания жилого дома" расположен в границах территории, в отношении которой, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "г. Горно- Алтайск", утвержденными решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15.09.2005 года N 29-3, предусмотрено осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию (далее - КУРТ- 1) и распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от 14.02.2019 годаN 137- р принято решение о комплексном развитии территории, местоположение которой: "адрес", по инициативе органа местного самоуправления. В результате реализации указанного решения 25.12.2020 года распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска N 1435, в отношении территории КУРТ 1 утвержден "Проект планировки и проект межевания территории в границах земельных участков: "адрес".
В соответствии с документацией по планировке территории предусмотрено: образование единого земельного участка с видом разрешенного использования "Среднеэтажная многоквартирная жилая застройка" путем объединения, находящихся в границах КУРТ-1 земельных участков, в состав которых входит и участок с кадастровым номером "данные изъяты"; строительство на образованном земельном участке многоквартирного жилого дома секционного типа этажностью от 5 до 7 этажей со встроенно- пристроенными объектами общественного назначения, благоустройством, озеленением придомовой территории и обустройством спортивных площадок. Строительство индивидуальных жилых домов документацией по планировке территории не предусмотрено; 2) о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: - земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", согласно Правилам, расположен в территориальной зоне Ж-4 "зона застройки многоэтажными жилыми домами", градостроительный регламент которой не предусматривает размещение объектов индивидуального жилищного строительства.
Не согласившись с принятым административным ответчиком решением, Тарских В.Л. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, установив, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", находится в границах территориальной зоны Ж-4, выделенной для обеспечения правовых условий строительства и реконструкции преимущественно многоквартирных жилых домов, предусмотренный зоной Ж-4 условно разрешенный вид использования - "индивидуальное жилищное строительство" не применяется в отношении территорий, подлежащих комплексному развитию, указав, что согласно действующим на территории муниципального образования г. ГорноАлтайска Правилам землепользования и застройки индивидуальное жилищное строительство на данном земельном участке не предусмотрено, пришел к выводу о наличии у административного ответчика оснований для вынесения оспариваемого решения, как следствие отказал в удовлетворении заявленных административных истцом требований.
Суд апелляционной инстанции отменяя решение суда первой инстанции исходил из следующих нормативных положений.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ) уполномоченный орган по результатам проверки уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома составляет уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (реконструкции).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что Земельный кодекс Российской Федерации (далее также ЗК РФ), следуя конституционным предписаниям, признает одним из принципов земельного законодательства деление земель по целевому назначению на категории и в силу этого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к конкретной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Этот принцип должен обеспечить эффективное использование и охрану земли, чему и служат положения ЗК РФ (п. 2 ст. 7 и абз. 2 ст. 42), а также п. 2 ст. ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - также ГК РФ), возлагающие на собственников земельных участков, включая расположенные в границах населенных пунктов, обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением (постановление от 30.06.2011 года N 13-П; определения от 24.12.2013 года N 2153-0, от 24.03.2015 года N 671-0, от 23.06.2015 года N 1453-0, от 28.02.2017 годаN 443-0).
Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ и пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить на нем здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Виды разрешенного использования земельных участков в силу п. 9 ст. 1 ГрК РФ устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ установлено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественноделового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Пунктом 4 ст. 85 ЗК РФ установлено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Суд апелляционной инстанции указал, что использование земельного участка его правообладателем определяется требованиями, которые предъявляются градостроительным регламентом территориальной зоны, в пределах которой находится такой земельный участок.
Положения п. 4 ст. 85 ЗК РФ и ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, предусматривающие возможность использования земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, по общему правилу относятся к случаям, когда ранее возведенные на земельном участке объекты недвижимости сохраняется в неизменном виде. В случае же строительства новых объектов недвижимости либо необходимости изменения параметров объектов капитального строительства (проведения их реконструкции) соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно.
В то же время, из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определениях от 26.03.2020 года N 631-0, от 30.06.2020 года N 1491-0, от 24.12.2020 года N 2963-0, следует, что возможность принятия органом местного самоуправления решений об изменении градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства.
Апелляционная инстанция руководствуясь положениями КАС РФ, ст. 263 ГК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 40, п. п. 3, 4 ст. 85 ЗК РФ, п. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 36 ГрК РФ, отменяя решение суда первой инстанции исходила из того, что юридически значимым обстоятельством, имеющим значение для разрешения вопроса о добросовестности действий Тарских В.Л. и возможности использования принадлежащего ему с 22.05.2012 года земельного участка в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования, является установление момента изменения в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Горно-Алтайска территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, - до или после приобретения административным истцом прав на этот участок.
В силу п. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15.09.2005 года N 29-3 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "г. Горно-Алтайск".
Суд апелляционной инстанции указал, что на момент приобретения права собственности административным истцом Тарских В.Л. правила действовали в редакции от 24.02.2011 года, в силу которых территория города Горно-Алтайска в соответствии с картой территориального зонирования разделяется на одиннадцать основных территориальных зон, в том числе Ж (жилая зона), которая, в свою очередь, в зависимости от характера застройки территории подразделялась на: Ж1 (зона многоэтажной жилой застройки); Ж2 (зона малоэтажной жилой застройки до 3-х этажей); ЖЗ (зона усадебной жилой застройки); Ж4 (зона перспективной жилой застройки, занятой садоводческими и дачными кооперативами). Градостроительным регламентом для территориальной зоны ЖЗ (зона малоэтажной жилой застройки до 3 этажей, зона усадебных и блокированных жилых домов с отдельно стоящими объектами обслуживания местного значения) предусмотрены основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в частности: отдельно стоящие жилые дома усадебного типа; блокированные жилые дома; вспомогательные виды разрешенного использования, в частности: сады, огороды; бани, сауны, надворные туалеты; сооружения, связанные с выращиванием цветов, фруктов, овощей (парники, теплицы, оранжереи и т.д.); хозяйственные постройки; отдельно стоящие гаражи, а также открытые стоянки, но не более чем на два транспортных средства на один земельный участок.
Правилами установлены предельные параметры застройки: минимальная площадь участка: для жилых домов усадебного типа - 450 кв.м (включая площадь застройки); максимальная площадь участка для домов усадебного типа и блокированных домов на одну квартиру - 1000 кв.м.
Администрацией г. Горно-Алтайска по запросу апелляционной инстанции предоставлена копия карты градостроительного зонирования территории г. Горно-Алтайска по состоянию на 22.05.2012 года, из которой усматривается, что земельный участок на момент его приобретения Тарских В.Л. располагался в территориальной зоне ЖЗ (зона усадебной жилой застройки), что также подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости, где отражен вид разрешенного использования земельного участка - для размещения и обслуживания жилого дома, размером земельного участка истца 692 кв.м, который соответствует предельным параметрам застройки территориальной зоны ЖЗ.
Решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 24.11.2017 года N 3-2 в Правила землепользования и застройки в г. ГорноАлтайске внесены изменения, в части наименований видов разрешенных использований градостроительных регламентов территориальных зон. После внесения изменений на карте градостроительного зонирования территории муниципального образования установлены следующие виды территориальных зон: жилые зоны (Ж): зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1); зона застройки малоэтажными жилыми домами (Ж- 2); зона застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3); зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4); жилая зона с объектами делового, общественного и коммерческого назначения (Ж-5).
Согласно пояснениям представителя административного ответчика в суде первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", в настоящее время находится в границах территориальной зоны (Ж-4) зона застройки многоэтажными жилыми домами, которая выделена для обеспечения правовых условий строительства и реконструкции многоквартирных жилых домов.
Правила землепользования и застройки муниципального образования "г. Горно-Алтайск" предусматривают в действующей редакции перечень участков территориальных зон жилой застройки: Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами); Ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки); Ж-3 (зона застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами); Ж-4 (зона застройки многоэтажными многоквартирными домами). Градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки МО г. Горно-Алтайск для территориальной зоны Ж-4 (зона застройки многоэтажными многоквартирными домами) предусмотрен перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков. Условно разрешенным видом использования зоны Ж-4 предусмотрено индивидуальное жилищное строительство.
Судом апелляционной инстанции у административного ответчика в целях выяснения обстоятельств, имеющих значения для дела, запрошена информация о дате изменения территориальной зоны, в границах которой расположен принадлежащий административному истцу земельный участок.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика не смогла пояснить относительно даты изменения территориальной зоны, в которой расположен принадлежащий истцу земельный участок, на территориальную зону Ж-4.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что из материалов дела однозначно следует, что на момент приобретения административным истцом Тарских В. Л. в 2012 году принадлежащий ему земельный участок располагался в территориальной зоне ЖЗ (зона усадебной жилой застройки), предусматривающей вид разрешенного использования - для размещения и обслуживания жилого дома. Изменение территориальной зоны, в которой расположен земельный участок истца, с зоны застройки индивидуальными жилыми домами на зону, предусматривающую размещение многоэтажными многоквартирными домами, связано с решением Администрации г. Горно-Алтайска о комплексном развитии территории в границах земельных участков: "адрес", и последовало не ранее 2017 года, то есть, однозначно, после приобретения административным истцом прав на этот участок в 2012 году с видом разрешенного использования - для размещения и обслуживания жилого дома, доказательств иного административный ответчик при рассмотрении дела не предоставил.
Посчитав, что оспариваемое решение, принятое административным ответчиком, не соответствует требованиям действующего земельного и градостроительного законодательства (основано на ошибочном утверждении о запрещении постройки индивидуального жилого дома на спорном земельном участке) и нарушает права и законные интересы административного истца, являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Принимая решение о возложении обязанности апелляционной инстанцией учтено, что вступившим в законную силу апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 06.03.2023 года, исковое заявление Администрации г. Горно-Алтайска об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объекта недвижимого имущества, расположенных по адресу: "адрес", принадлежащих на праве собственности Тарских В.Л, прекращении прав собственности Тарских В.Л. оставлено без удовлетворения. Встречное исковое заявление Тарских В.Л. удовлетворено, признано незаконным распоряжение Администрации г. Горно-Алтайска от 29.03.2022 года N 292-р в части изъятия для муниципальных нужд названных объектов недвижимого имущества, принадлежащих Тарских В.Л. Основанием для отказа в удовлетворении требований администрации г. Горно-Алтайска явилось то, что само по себе заключение договора о комплексном развитии территории не является основанием для изъятия земельного участка, поскольку такой договор только регламентирует порядок реализации решения о развитии территории, принятого администрацией, в то время как возможность изъятия земельного участка у собственника обусловлена наличием государственных или муниципальных нужд, администрацией не подтверждено, что на территории КУРТ-1 генеральным планом предусмотрено строительство объектов муниципального значения. Напротив, материалами дела подтверждено, что на спорном земельном участке, на территории КУРТ-1, не предусмотрено строительство объектов муниципального значения, а предполагается размещение многоквартирного дома и получения выгоды субъектами предпринимательской деятельности.
Апелляционная инстанция указала, что сам по себе факт того, что спор мог быть инициирован Тарских В.Л. в связи с несогласием с предложенной ему выкупной стоимостью земельного участка, не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований, поскольку не опровергает добросовестность владельца земельного участка, имеющего право на его использование в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования на момент приобретения, иное ставит административного истца в заведомо невыгодное положение по отношению к публично-правовому образованию.
Выводы суда апелляционной инстанции являются ошибочными.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ (далее- ГрК РФ) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства;
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения) К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. (статья 4 названного кодекса).
Регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области. При этом нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, как следует из Градостроительного кодекса Российской Федерации, должно осуществляться в соответствии с этим Кодексом и основанными на его положениях актами территориального планирования и градостроительного зонирования.
Градостроительное зонирование, согласно положениям поименованного Кодекса, - это разделение территорий городов и других муниципальных образований на зоны в целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных регламентов, а к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки, в которых определяются территориальные зоны, устанавливающие допускаемые нормативы строительной деятельности в той или иной территориальной зоне, и градостроительные регламенты для этих зон - нормативные ограничения градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 г..N 10-П "По делу о проверке конституционности части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга").
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, что следует из пункта 2 статьи 85 как в прежней так и действующей редакции Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;
Положения ЗК РФ устанавливают требования о безусловном исполнении градостроительных регламентов и возможности осуществления строительства новых объектов недвижимости только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Приведенные нормативные положения, обеспечивая обязательность соблюдения правового режима земельных участков и исполнения градостроительных регламентов, закрепляют принципы земельного и градостроительного законодательства об использовании земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ) и об осуществлении строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4 статьи 2 ГрК РФ).
Указанные принципы земельного и градостроительного законодательства об использовании земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий реализованы в статье 51.1 ГрК РФ, согласно которой уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления направляет застройщику уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2 части 10).
В соответствии с пунктом 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к
территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что на момент приобретения административным истцом Тарских В.Л. в 2012 году принадлежащий ему земельный участок располагался в территориальной зоне ЖЗ (зона усадебной жилой застройки), предусматривающей вид разрешенного использования - для размещения и обслуживания жилого дома изменение территориальной зоны, в которой расположен земельный участок истца, с зоны застройки индивидуальными жилыми домами на зону, предусматривающую размещение многоэтажными многоквартирными домами, связано с решением, которое последовало после приобретения административным истцом прав на этот участок в 2012 году с видом разрешенного использования - для размещения и обслуживания жилого дома вопреки позиции суда апелляционной инстанции не может являться основанием для удовлетворения иска, поскольку при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное (части 2 и 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а материалы дела свидетельствует о том, что истец подал уведомление о планируемом строительстве в 2023 году (том, 1, л.д, 5), что свидетельствует о том, что факт приобретения им земельного участка до изменения территориальной зоны не может служить для истца безусловным приоритетом для реализации заявленного права, поскольку обратный подход вступает в противоречие с действующими нормами градостроительного законодательства и приведет к нарушению баланса интересов.
Факт того, что имеется вступивший в законную силу судебный акты, которым отказано в изъятии у истца земельного участка и признано незаконным распоряжение об указанном изъятии не свидетельствует о незаконности оспариваемого уведомления, поскольку настоящее дело имеет иной предмет доказывания по сравнению со спором об изъятии земельного участка и суд по настоящему делу не связан правовыми выводами по иному делу, в свою очередь градостроительное законодательство не содержит положений, обязывающих соответствующий орган безусловно выдать положительное уведомление о планируемом строительстве при наличии судебного решения об отказе в изъятии земельного участка у собственника.
Как следует из уведомления о планируемом строительстве истец просил согласия на возведение нового строения взамен старой постройки (том, 1, л.д.12), анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что законодатель связывает возможность возведения индивидуального жилого дома с фактом установления в градостроительном регламенте для земельного участка видов разрешенного использования, предусматривающих индивидуальное жилищное строительство в соответствующей территориальной зоне.
В определении от 30 июня 2020 г. N 1491-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что подпункт 2 пункта 1 статьи 40, пункт 3 и абзац шестой пункта 4 статьи Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 36 и пункт 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие значение градостроительного регламента, обязательность его исполнения, а также направленные на предупреждение нарушений земельного и иного (в том числе градостроительного) законодательства, сами по себе конституционные права граждан не нарушают.
Как следует из материалов дела истцом не оспорены Распоряжения Администрации о комплексном развитии территории, а также об утверждении проекта планировки.
Решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15.09.2005 года N 29-3 утверждены землепользования и застройки муниципального образования "г. Горно-Алтайск", содержащие перечень участков территориальных зон жилой застройки: Ж-1 Зона застройки индивидуальными жилыми домами; Ж-2 Зона застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; Ж-3 Зона застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; Ж-4 Зона застройки многоэтажными многоквартирными домами.
Градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-4 (Зона застройки многоэтажными многоквартирными домами) предусмотрен перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков (статья 20).
Условно разрешенным видом использования зоны Ж-4 предусмотрено "индивидуальное жилищное строительство". Однако данный условно разрешенный вид использования не применяется в отношении территорий, подлежащих комплексному развитию.
Из договора N 1-КУРТ о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления от 15.07.2020 года, представленного представителем МУ "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений" следует, что спорный земельный участок включен в территорию, подлежащую комплексному развитию, доказательств признания недействительным указанного договора не представлено.
Как установлено судом первой инстанции согласно пояснениям представителя административного ответчика, заинтересованного лица, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", находится в границах территориальной зоны Ж-4, которая выделена для обеспечения правовых условий строительства и реконструкции преимущественно многоквартирных жилых домов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции установив, что в соответствии с действующими на территории муниципального образования г. Горно-Алтайска Правилами землепользования и застройки индивидуальное жилищное строительство на данном земельном участке не предусмотрено, пришел к правомерному выводу о наличии у административного ответчика оснований для вынесения оспариваемого решения, в форме уведомления, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены правильного по существу судебного акта суда первой инстанции, которым нормы материального права применены правильно, поскольку все юридически значимые обстоятельства для разрешения спора по существу судами установлены, суд кассационной инстанции не передавая дело на новое рассмотрение отменяет апелляционное определение, оставляет в силе решение суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 25 января 2024 года отменить, оставить в силе решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 12 октября 2023 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.