Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2954/2023 (УИД 38RS0030-01-2023-000022-30) по иску Панфиловой Ирины Ивановны к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области о признании незаконным и отмене заключения комиссии по результатам служебной проверки, приказа о применении дисциплинарного взыскания, по кассационной жалобе Панфиловой Ирины Ивановны на решение Калининского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 23 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 29 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Панфилова Ирина Ивановна (далее - Панфилова И.И, истец) обратилась в суд с иском к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области о признании незаконным и отмене заключения комиссии по результатам служебной проверки, приказа о применении дисциплинарного взыскания.
В обоснование своих требований указывала на то, что Панфилова И.И. с 1 августа 2005 г. работает в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области в должности главного специалиста - эксперта административного отдела.
Приказом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области от 20 июля 2022 г. N 374-к Панфилова И.И. подвергнута дисциплинарному взысканию в виде выговора за ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, возложенных на нее пунктом 2.2 служебного контракта, статьями 15, 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктами 2.4.8.5, 3.6.3, 3.18.6, 3.18.15 инструкции по делопроизводству, пунктами 9, 10 Кодекса этики и служебной поведения федеральных государственных служащих, в связи с несоблюдением норм служебной, профессиональной этики, правил делового поведения, за неисполнение и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Приказ вынесен по результатам служебной проверки от 30 июня 2022 г, которой был установлен факт нарушения Панфиловой И.И. части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктов 2.14, 2.4.8.5, 3.6.3, 3.18.6, 3.18.15 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе государственной статистики утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 10 октября 2017 г. N 668, пункта 2.2. служебного контракта, выразившиеся в подготовке проектов писем не соответствующих установленным требованиям. Также установлен факт нарушения статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктов 9, 10 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики и её территориальных органов, утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 20 октября 2016 г. N 669, выразившееся в нарушении основных принципов служебного поведения, норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения.
Панфилова И.И. находит результаты служебной проверки и приказ о наложении дисциплинарного взыскания незаконными.
Панфилова И.И. просила суд признать незаконным и отменить заключение по результатам служебной проверки от 30 июня 2022 г, признать незаконным и отменить приказ Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области от 20 июля 2022 г. N 374-к.
Определением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 28 февраля 2023 г. гражданское дело по иску Панфиловой И.И. к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области о признании незаконным и отмене заключения комиссии по результатам служебной проверки, приказа о применении дисциплинарного взыскания передано по подсудности в Калининский районный суд г. Новосибирска Новосибирской области.
Решением Калининского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 23 октября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Панфиловой И.И. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 29 февраля 2024 г. решение Калининского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 23 октября 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Панфилова И.И. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Панфилова И.И, представитель ответчика Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Панфилова И.И. с 1 августа 2005 г. работает в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области в должности главного специалиста - эксперта административного отдела.
Приказом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области от 20 июля 2022 г. N 374-к Панфилова И.И. подвергнута дисциплинарному взысканию в виде выговора за ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, возложенных на нее пунктом 2.2 служебного контракта, статьями 15, 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктами 2.4.8.5, 3.6.3, 3.18.6, 3.18.15 инструкции по делопроизводству, пунктами 9, 10 Кодекса этики и служебной поведения федеральных государственных служащих, в связи с несоблюдением норм служебной, профессиональной этики, правил делового поведения, за неисполнение и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Приказ вынесен по результатам служебной проверки от 30 июня 2022 г, которой был установлен факт нарушения Панфиловой И.И. части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктов 2.14, 2.4.8.5, 3.6.3, 3.18.6, 3.18.15 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе государственной статистики утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 10 октября 2017 г. N 668, пункта 2.2. служебного контракта, выразившиеся в подготовке проектов писем не соответствующих установленным требованиям. Также установлен факт нарушения статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктов 9, 10 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики и её территориальных органов, утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 20 октября 2016 г. N 669, выразившееся в нарушении основных принципов служебного поведения, норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения.
Из служебной записки начальника административного отдела Я. на имя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области видно, что Панфилова И.И. была вызвана к начальнику отдела для дачи поручения и ознакомлении с информацией поступившей из Росстата, так же Панфиловой И.И. было указано на неправильное оформление проектов писем, которые не соответствуют требованиям делопроизводства их необходимо исправить, после чего Панфилова И.И. сказала, что недостатки документации исправлять не будет, демонстративно разорвала переданный ей проект письма с исправлениями, предприняла попытку вырвать из рук начальника отдела документы, бросилась через стол в сторону начальника отдела через оргтехнику, начальник отдела попыталась вызвать иных сотрудников отдела, так как испугалась поведения Панфиловой И.И, в последующем передать документы в работу для Панфиловой И.И. не удалось. Продолжить работу начальник отдела не смогла по причине не работающего компьютера и перенесенного стресса. Своим поведением Панфилова И.И. нарушила установленные Кодексом этики правила этики и поведения для федеральных служащих.
В объяснении от 15 июня 2022 г. истец признала факт нарушения пунктов 2.14, 2.4, 8.5, 3.6.3, 3.18.6, 3.18.15 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе государственной статистики утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 10 октября 2017 г. N 668. Однако факт неуважительного, грубого поведения в отношении начальника административного отдела Я. Панфилова И.И. не признала, представленное письменное объяснение, которое не содержит обстоятельств произошедшего, дать повторное письменное объяснение по указанному факту Панфилова И.И. отказалась, о чем был составлен акт от 30 июня 2022 г.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из наличия у ответчика оснований для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора, поскольку действия истца правомерно квалифицированы ответчиком как ненадлежащее исполнение возложенных на неё должностных обязанностей, а порядок и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности были соблюдены работодателем.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Суды учли тяжесть совершенного проступка, приняли во внимание, что примененная к истцу мера дисциплинарного взыскания выговор, не является самой строгой, избрана с учетом тяжести допущенных Панфиловой И.И. нарушений, ее отношения к службе, предшествующего поведения работника, обстоятельств допущенных нарушений служебной дисциплины, тяжести совершенного проступка, что соответствует принципам соразмерности наказания проступку.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены статьей 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Так, пунктам 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлена обязанность гражданского служащего соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (часть 1 статьи 56 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (часть 2 статьи 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи).
Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что гражданская служба является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации. Служебная дисциплина на гражданской службе состоит в обязательном соблюдении гражданским служащим служебного распорядка государственного органа и должностного регламента. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей представитель нанимателя имеет право применить к гражданскому служащему дисциплинарные взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Руководствуясь приведенными выше нормами права, регулирующими спорные правоотношения, установив нарушение Панфиловой И.И. части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктов 2.14, 2.4.8.5, 3.6.3, 3.18.6, 3.18.15 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе государственной статистики утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 10 октября 2017 г. N 668, пункта 2.2. служебного контракта, выразившиеся в подготовке проектов писем не соответствующих установленным требованиям нарушения статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктов 9, 10 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики и её территориальных органов, утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 20 октября 2016 г. N 669, выразившееся в нарушении основных принципов служебного поведения, норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения, установив, что порядок проведения служебной проверки, установленный статьей 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ответчиком не нарушен, приказ, которым на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора, соответствует требованиям трудового законодательства и нормам Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при наложении взыскания ответчиком учтены тяжесть совершенного Панфиловой И.И. дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Приказ о применении дисциплинарного взыскания содержит указание на допущенные истцом нарушения, а также ссылку на заключение служебной проверки.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанций, при этом суды, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным приказа ответчика о привлечении заявителя к дисциплинарной ответственности. Нормы материального права, регулирующие порядок привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности, истолкованы и применены судами правильно. Судами исследовано не только заключение проверки, но и доказательства, положенные в основу заключения. Нарушений процедуры рассмотрения дела, предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе принципа состязательности сторон (статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исследования допустимых доказательств (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) допущено не было.
Суды пришли к обоснованному выводу о соблюдении ответчиком приказа Федеральной службы государственной статистики от 7 июня 2013 г. N 204 "Об организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики", а именно сделан верный вывод о подписании заключения уполномоченными лицами - председателем комиссии, членами комиссии, проводившими проверку.
При этом комиссия при проведении проверки действовала в пределах своих полномочий, в том числе, при истребовании у истца объяснений по факту совершенного проступка, обстоятельства, о которых необходимо было дать объяснения, истцу были известны.
Суды пришли к правильному выводу о том, что временно исполняющий обязанности руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области К. имел полномочия на подписание приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, поскольку при исполнении обязанностей руководителя к нему перешел временно весь объем полномочий руководителя.
Комиссия имела полномочия по допросу Я, на основании докладной которой назначено проведение проверки, поскольку она была непосредственным свидетелем произошедших обстоятельств.
Учитывая, что после проведения проверки в июне 2022 г. истец длительное время отсутствовала на рабочем месте до октября 2022 г, работодатель имел право направить заключение по почте. В данной части судами обоснованно нарушений не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами учтена тяжесть совершенного проступка, обстоятельства его совершения и предшествующее отношение истца к работе. Примененное дисциплинарное взыскание в полной мере отвечает принципам справедливости, соразмерности и соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка.
Законодатель, определяя правовой статус государственных гражданских служащих, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, а именно требования о высоких морально-нравственных качествах, и способности надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства.
Суды обоснованно приняли во внимание, что ненадлежащее исполнение должностных обязанностей с нарушением правил этики общения, неподобающего поведения в отношении руководителя, свидетельствуют о совершении дисциплинарного проступка, за совершение которого обоснованно применена мера дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в действиях истца состава дисциплинарного проступка, повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судебных инстанций и были отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалованных судебных актах.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Само по себе несогласие кассатора с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 23 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 29 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Панфиловой Ирины Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Т.В. Леонтьева
Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.