Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 02RS0003-01-2023-002249-45 (2-2018/2023) по иску Безверхнего Вячеслава Олеговича к Алтайской таможне Сибирского таможенного управления о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула при незаконном увольнении, по кассационной жалобе Безверхнего Вячеслава Олеговича на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 12 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 24 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения представителя Алтайской таможни Сибирского таможенного управления - Головина А.В, возражавшего удовлетворению кассационной жалобы, прокурора Козлицкую О.С, возражавшую удовлетворению кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Безверхний В.О. обратился в суд с иском к Алтайской таможне Сибирского таможенного управления о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула при незаконном увольнении.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, с 27 января 2023 г. состоял в должности начальника поста - начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Ташантинского таможенного поста Алтайской таможни.
Приказом от 16 августа 2023 г. уволен из таможенных органов на основании ст. 29 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Считает увольнение незаконным, поскольку основания его увольнения указаны в нарушение Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", дисциплинарного Устава таможенной службы. По результатам служебной проверки, на истца наложено дисциплинарное взыскание, при этом не учтена тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, его предшествующая служба и поведение.
Нарушения, указанные в приказе об увольнении, не относятся к грубым и не могут являться основанием для увольнения, в приказе не указано какой пункт Конституции Российской Федерации и какие статьи Федеральных законов он не исполнил. В приказе от 16 августа 2023 г. имеется множество противоречий, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а именно объяснения гражданина Монголии Даваахуу Гэрэлбадрах от 13 марта 2023 г, в которых он указал, что в паспорте таможенной декларации (далее - ПТД) стоит не его подпись, не приобщены к материалам служебной проверки, при этом указано, что служебная проверка назначена 21 июля 2023 г.
Факт того, что истец отдал незаконное распоряжение инспекторам по заполнению и подписанию ПТД от имени гражданина Монголии, также не соответствует действительности, так как инспекторы самостоятельно формировали пакет документов в соответствии со своими должностными инструкциями.
На основании ст. 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее- ТК ЕАЭС), подп. 8 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС и профиля риска, разработанного Алтайской таможней в соответствии с системой управления рисками, 2 автомобиля, принадлежащие гражданам Монголии, были возвращены на территорию Монголии, поскольку провозились не для личного пользования, о чем было сообщено начальнику КПП "Ташанта" ПУ ФСБ РФ по Республике Алтай в письменном виде.
Получив отказ от инспектора К.Н.Д, он самостоятельно заполнил ПТД от имени гражданин Монголии для образца, чтобы гражданин Монголии переписал без ошибок и подписал от своего имени, с целью ускорения таможенного оформления, однако гражданин Монголии отдал образец ПТД на регистрацию.
Просил суд восстановить его на работе, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула при незаконном увольнении за период с 16 августа 2023 г. по дату восстановления на работе, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Майминского районного суда Республики Алтай от 12 октября 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 24 января 2024 г. решение Майминского районного суда Республики Алтай от 12 октября 2023 г. оставлено без изменения.
Безверхний В.О. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Алтайской таможней Сибирского таможенного управления относительно доводов кассационной жалобы представлены письменные возражения.
Заслушав представителя ответчика, прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Безверхний В.О. на основании приказа начальника Алтайской таможни N и контракта N о службе в таможенных органах Российской Федерации с 1 февраля 2021 г. занимал должность заместителя начальника поста - начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Ташантинского таможенного поста Алтайской таможни.
Приказом от 24 ноября 2022 г. N истец назначен исполняющим обязанности начальника Ташантинского таможенного поста на период с 5 декабря 2022 г. по 26 декабря 2022 г.
В период исполнения истцом служебных обязанностей, от начальника ОПК Алтайской таможни поступила докладная записка о том, что отделом противодействия коррупции Алтайской таможни в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности получена информация о том, что около 16 час. 00 мин. 10 декабря 2022 г. на территорию МАПП "Ташанта" въехали два автомобиля под управлением граждан Республики Монголии.
Указанные граждане после въезда намеревались поместить перемещаемые транспортные средства под процедуру временного ввоза, однако, исполняющий обязанности начальника таможенного поста Алтайской таможни Безверхний В.О, осуществляющий функции представителя власти, не организовав контроль проверки документов на транспортные средства; прием и анализ пассажирских таможенных деклараций; получение объяснения должностных лиц поста от граждан Республики Монголии для принятия решения о выпуске (об отказе в выпуске) транспортных средств по пассажирской таможенной декларации, 10 декабря 2022 г. около 16 час. 30 мин. предъявил в отношении указанных водителей незаконные требования покинуть территорию Российской Федерации.
В тот же день в вечернее время, после поступления жалобы на телефон доверия Сибирского таможенного управления о неправомерных действиях должностных лиц отдела таможенного контроля Ташантинского таможенного поста, Безверхний В.О. с целью сокрытия своих неправомерных действий по возврату двух автомобилей без проверок и оформления соответствующих документов, опасаясь ответственности, собственноручно, в отсутствие граждан Республики Монголия Даваахуу Гэрэлбадрах и Мунхбаатар Мунх - Эрдэнэ на МАПП "Ташанта" от их имени составил и заполнил бланки ПТД, присвоил им регистрационные номера таможенного органа.
Далее, Безверхний В.О. указал старшему инспектору отдела таможенного контроля К.Н.Д, ведущему инспектору А.З.Б. заверить своими подписями и печатями, заполненные им пассажирские таможенные декларации, а также внести их в программное средство "КПС Совершение операций", с указанием недостоверного времени.
Данный факт подтверждался объяснениями К.Н.Д, А.З.Б, объяснением гражданина Республики Монголия, полученными в рамках проведения оперативных мероприятий, о том, что ПТД от 10 декабря 2022 г. он видит впервые, декларацию не заполнял, почерк ему не принадлежит, а также информацией ПУ ФСБ РФ по Алтайскому краю о том, что гражданин Даваахуу Гэрэлбадрах пересекал границу РФ через МАПП "Ташанта" 10 декабря 2022 г. в 16:33:44, гражданин Мунхбаатар Мунх-Эрдэнэ 10 декабря 2022 г. в 16:27:02.
Вышеуказанные граждане Монголии 12 декабря 2022 г. предприняли повторную попытку въезда на территорию Российской Федерации через МАПП "Ташанта", где по указанию Безверхнего В.О, должностными лицами Ташантинского таможенного поста от указанных граждан получены ПТД, объяснения, после чего по согласованию с Безверхним В.О. принято решение об отказе в выпуске транспортных средств, в связи с признанием транспортных средств не для личного пользования, на основании ст. 264 ТК ЕАЭС, а также п. 8 с. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС.
При этом, в результате анализа пакета документов, предоставленных гражданами Республики Монголия для оформления процедуры ввоза установлено, что основания для квалификации перемещаемых транспортных средств в качестве товаров не для личного пользования, у сотрудников Ташантинского таможенного поста отсутствовали.
Приказом начальника Алтайской таможни от 20 июля 2023 г. Безверхний В.О. был отстранен от исполнения должностных обязанностей.
По фактам, изложенным в докладной в отношении сотрудников Ташантинского таможенного поста назначена и проведена служебная проверка, о чем издан приказ от 21 июля 2023 г. N.
Заключением по результатам служебной проверки установлено, что Безверхним В.О. совершено грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении подп. 1, 2, 3 и 5 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г N114-ФЗ, Общего положения о таможенном посте, заключенного контракта и должностной инструкции.
Истец располагал информацией о въезде 10 декабря 2022 г. в МАПП "Ташанта" со стороны Республики Монголия автомобилей "TOYOTA CROWN" г/н N и "TOYOTA CROWN" г/н N и их выезде в Республику Монголия в тот же день 10 декабря 2022 г. без прохождения таможенного контроля.
Несмотря на то, что 10 декабря 2022 г. Даваахуу Гэрэлбадрах ПТД на автомобиль "TOYOTA CROWN" г/н N не заполнялась, не подписывалась и не подавалась на Ташантинский таможенный пост, 10 декабря 2022 г. истец отдал заведомо незаконное распоряжение К.Н.Д. о заполнении и подписании ПТД от имени Даваахуу Гэрэлбадрах на транспортное средство "TOYOTA CROWN" г/н N.
После получения отказа К.Н.Д. от заполнения и подписания ПТД от имени Даваахуу Гэрэлбадрах, истец самостоятельно заполнил ПТД от имени указанного гражданина и при неустановленных обстоятельствах организовал подписание ПТД на транспортное средство "TOYOTA CROWN" г/н N от имени Даваахуу Гэрэлбадрах неустановленным лицом.
Располагая информацией о том, что данная ПТД была заполнена им самим и подписана неустановленным лицом, Безверхний В.О. передал ее К.Н.Д. на регистрацию. При этом Безверхний В.О. не обеспечил принятие К.Н.Д. решения об отказе в регистрации ПТД, так как она подана неуполномоченным лицом, что повлекло за собой нарушение п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС и несоблюдение Безверхним В.О. подп. 6, 46 и 66 п. 14 должностной инструкции начальника Ташантинского таможенного поста.
Также истец не обеспечил своевременное внесение А.З.Б. в программное средство "КПС Совершение операций" сведений, содержащихся в ПТД, поданной 10 декабря 2022 г. Мунхабаар Мунх-Эрдэнэ, что повлекло за собой несвоевременную регистрацию данной ПТД и нарушение п. 2 ст. 111 ТК ЕАЭС, п. 8 Порядка подачи ПТД и несоблюдение Безверхним В.О. подп. 6, 46 и 66 п. 14 должностной инструкции начальника Ташантинского таможенного поста.
Заведомо зная о том, что регистрация ПТД N и ПТД N была произведена 10 декабря 2022 г. за пределами рабочего времени Ташантинского таможенного поста (до 18 час. 00 мин.), истец не обеспечил указание К.Н.Д. и А.З.Б. достоверных сведений о времени регистрации ПТД в графе "Для служебных отметок" ПТД N и N, что повлекло за собой нарушение п. 24 Порядка и п. 8.2. Порядка подачи ПТД и несоблюдение Безверхним В.О. подп. 6, 46 и 66 п. 14 должностной инструкции начальника Ташантинского таможенного поста.
10 декабря 2022 г. истец отдал К.Н.Д. заведомо незаконное распоряжение об оформлении в отсутствие Даваахуу Гэрэлбадрах объяснений, и решения о неотнесении товаров к товарам для личного пользования от 10 декабря 2022 г. N. После этого, истец при неустановленных обстоятельствах организовал проставление в данных документах подписей неустановленным лицом от имени декларанта (Даваахуу Гэрэлбадрах) и согласовал принятие решения об отказе в выпуске товара, указанного в ПТД N.
Тем самым Безверхний В.О. фактически организовал создание видимости совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отсутствие транспортного средства "TOYOTA CROWN" г/н N и декларанта (гр-на Даваахуу Гэрэлбадрах) и придание легитимности заведомо недействительным документам с целью порождения прав и обязанностей, а также обоснования принятия решения об отказе в выпуске транспортных средств, что свидетельствует о несоблюдении им требований подп. 6, 46 и 66 п.14 должностной инструкции начальника Ташантинского таможенного поста.
С заключением от 14 августа 2023 г N Безверхний В.О. был ознакомлен 16 августа 2023 г, не согласился с результатами служебной проверки, представив объяснения по изложенным в ней фактам.
Приказом и.о. начальника Алтайской таможни от 16 августа 2023 г. N "О результатах служебной проверки" на истца наложено дисциплинарное взыскание ? увольнение из таможенных органов.
Приказом и.о. начальника Алтайской таможни от 16 августа 2023 г. N произведено увольнение начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Ташантинского таможенного поста Алтайской таможни Безверхнего О.В. с 16 августа 2023 г. со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114- ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" за грубое нарушение служебной дисциплины.
Суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, Кодексом этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, исходил из того, что совершенный Безверхним В.О. 10 декабря 2022 г. проступок, являлся грубым нарушением служебной дисциплины, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности не нарушен, служебная проверка проведена в соответствии с требованиями Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, взыскание наложено не позднее одного месяца со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке, придя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что свидетели К.Н.Д. и А.З.Б. подтвердили, что по поручению Безверхнего В.О. за пределами рабочего времени ими были оформлены объяснения за граждан Монголии, без их присутствия и участия и документы, составляемые по результатам таможенного контроля - решения об отказе в выпуске транспортных средств. После чего, в данных документах должностными лицами Ташантинского таможенного поста, в том числе Безверхним В.О. были проставлены отметки с указанием недостоверного времени проведения таможенного контроля и принятия процессуальных решений.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие факта выявления ответчиком вреда в результате невыполнения истцом своих должностных обязанностей, не может служить основанием для освобождения истца от ответственности за выявленные нарушения в работе.
При этом наличие положительной характеристики Безверхнего В.О. за период исполнения им должностных обязанностей, не является основанием для освобождения его от дисциплинарной ответственности за грубое нарушение им служебной дисциплины.
Учитывая, что факт совершения истцом дисциплинарного проступка установлен материалами дела, подтвержден представленными доказательствами, увольнение соразмерно тяжести совершенного проступка, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюдена, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания увольнения истца незаконным.
Постановление следователя Барнаульского следственного отдела на транспорте Восточного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации от 5 октября 2023 г. об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием в действиях Безверхнего В.О. признаков уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных ст. ст. 285, 286, 292 УК РФ, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеет значения, поскольку состав вменяемых Безверхнему В.О. уголовно-наказуемых деяний различен с составом совершенных Безверхним В.О. дисциплинарных проступков.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Правоотношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника таможенных органов регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).
Служба в таможенных органах в силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Как следует из ст. 3 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", сотрудниками таможенных органов являются должностные лица этих органов - граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудник таможенного органа обязан обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов (под. 1); выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (подп.3); соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции (подп. 5);
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливается Дисциплинарным уставом таможенной службы, утвержденным Президентом Российской Федерации. Такой Устав был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. N 1396.
В п. 1 Устава определяются сущность служебной дисциплины в таможенных органах, права и обязанности начальников таможенных органов, связанные с ее поддержанием, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.
Из положений п. 2 Устава следует, что служебная дисциплина состоит в строгом выполнении всеми сотрудниками таможенных органов должностных обязанностей, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета РФ, правилами внутреннего распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями сотрудников, приказами начальников таможенных органов, а также условиями контракта о службе в таможенных органах.
Пунктом 5 Устава предусмотрено, что под приказом понимается письменное или устное распоряжение начальника таможенного органа, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными сотрудниками.
Приказ должен быть выполнен точно и в срок с представлением доклада о его выполнении начальнику, отдавшему приказ. Приказ по службе сотрудник получает, как правило, от своего непосредственного начальника. Отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, либо вышестоящий начальник.
Согласно п. 18 Устава Федерации к грубым нарушениям служебной дисциплины, в том числе относятся: невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подп. 1, 2 и 5 п. 7 ст. 17 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
В соответствии с разделом 4 Дисциплинарного устава таможенной службы нарушением служебной дисциплины является виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей (п. 17).
За каждый случай нарушения служебной дисциплины применяется только одно дисциплинарное взыскание. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение. При необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с вынесением соответствующего заключения по ее результатам. Отказ сотрудника от дачи письменного объяснения по существу совершенного им дисциплинарного проступка не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В случае отказа сотрудника от дачи письменного объяснения составляется акт в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы (п. 19 Дисциплинарного устава таможенной службы).
Пунктом 20 Дисциплинарного устава таможенной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. N 1396, установлено, что основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка. Порядок организации и проведения служебной проверки определяется руководителем Федеральной таможенной службы. При наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующие служба и поведение.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" за нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов.
В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ сотрудник таможенного органа может быть уволен за однократное грубое нарушение служебной дисциплины.
Перечень грубых нарушений служебной дисциплины, а также определение понятия "систематические нарушения служебной дисциплины" даются в Дисциплинарном уставе таможенной службы.
В соответствии со ст. 18 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации к грубым нарушениям служебной дисциплины относятся невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подп. 1, 3 и 7 п. 1 ст. 17 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Согласно подп. 1, 3 и 7 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудник таможенного органа обязан обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов; выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
В силу ст. 20 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины применяется только одно дисциплинарное взыскание. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение. При необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с вынесением соответствующего заключения по ее результатам.
При наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующие служба и поведение.
Согласно ст. 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации в соответствии со ст. 29 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться в порядке, предусмотренном настоящим Дисциплинарным уставом, дисциплинарных взысканий, в том числе, увольнение из таможенных органов.
Увольнение из таможенных органов сотрудника - как вид дисциплинарного взыскания - производится начальником таможенного органа, имеющим право назначения на должность.
Дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке, не считая времени болезни сотрудника или пребывания его в отпуске (п. 29 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат: транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со ст. 263 настоящего Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации с учетом пункта 9 настоящей статьи (п. 3 ст. 260 ТК ЕАЭС).
В соответствии с п. 9 ст. 109 ТК ЕАЭС подача пассажирской таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.
Форма пассажирской таможенной декларации (далее - ПТД), а также порядок ее заполнения и подачи утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 июля 2019 г. N 124 "О таможенном декларировании товаров для личного пользования".
Согласно п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с п. 2 ст. 111 ТК ЕАЭС таможенные операции, связанные с регистрацией или отказом в регистрации таможенной декларации, совершаются таможенным органом не позднее 1 часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи таможенной декларации, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Регистрация или отказ в регистрации пассажирской таможенной декларации оформляется в порядке, установленном законодательством государств-членов о таможенном регулировании (п. 4 ст. 111 ТК ЕАЭС).
С учетом п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС, в том случае, если таможенная декларация подана неуполномоченным лицом и (или) не подписана либо не удостоверена надлежащим образом, таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации.
Согласно п. 7 ст. 111 ТК ЕАЭС таможенная декларация считается для таможенных целей неподанной, если она не зарегистрирована таможенным органом.
Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются Должностной инструкцией (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).
Должностной инструкцией начальника Ташантинского таможенного поста предусмотрено соблюдение действующего законодательства при исполнении должностных обязанностей.
В соответствии с положениями п. 14 должностной инструкции начальник Ташантинского таможенного поста обязан осуществлять личный контроль за полнотой, правильностью, своевременностью и достаточностью примененных уполномоченным должностным лицом таможенного поста мер по минимизации рисков путем согласования решения о выпуске товаров; контролировать выявление рисков, в том числе индикаторы которых содержатся в профилях рисков; осуществлять контроль применения мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, а также мер по минимизации рисков, которые могут применяться уполномоченными должностными лицами таможенного поста без профиля рисков; обязан контролировать соблюдение подчиненными должностными лицами порядка заполнения отчета о результатах применения мер по минимизации рисков (далее - Отчет), актуальность и достоверность сведений, внесенных в отчет, а также надлежащее применение и поддержку специальных программных средств, обеспечивающих выявление рисков, содержащихся в профилях рисков; обязан обеспечивать в пределах своей компетенции соблюдение, единообразное применение и исполнение актов, составляющих право ЕАЭС, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании при осуществлении таможенных операций.
Как верно учтено судом апелляционной инстанции, исходя из сферы деятельности, в рамках которой истцом осуществлялась служебная деятельность, предопределяется специальный правовой статус сотрудников таможенных органов, выполнение особых задач, направленных на защиту государственных интересов, и соответственно - особые требования к результатам осуществления служебной деятельности.
Указанный принцип закреплен в качестве основополагающего для государственных гражданских служащих в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", частью 1 ст. 18 которого установлено, что гражданский служащий в числе прочего обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа, данный принцип также закреплен Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", согласно п. 2 которого, государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих; осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа.
Установив факт ненадлежащего исполнения истцом своих должностных обязанностей в отношении вышеуказанных граждан Монголии, создание видимости совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отсутствие транспортного средства "TOYOTA CROWN" г/н N и декларанта (гр-на Даваахуу Гэрэлбадрах) и придание легитимности заведомо недействительным документам с целью порождения прав и обязанностей, а также обоснования принятия решения об отказе в выпуске транспортных средств, что свидетельствует о несоблюдении им требований подп. 6, 46 и 66 п. 14 должностной инструкции начальника Ташантинского таможенного поста, суды пришли к правильному выводу о совершении истцом грубого нарушения служебной дисциплины.
Вопреки доводам кассатора, невыполнение истцом служебных обязанностей по обеспечению реализации и исполнения правовых норм Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, Таможенного кодекса ЕАЭС, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 июля 2019 г. N 124 "О таможенном декларировании товаров для личного пользования", свидетельствует о грубом нарушении им служебной дисциплины, и является достаточным для применения предусмотренных законом мер дисциплинарной ответственности.
Установив указанные обстоятельства суды пришли к правильному выводу о том, что избранный ответчиком в отношении истца вид дисциплинарного взыскания в виде увольнения из таможенных органов является соразмерным совершенному им грубому нарушению служебной дисциплины (дисциплинарному проступку), то есть соответствует тяжести совершенного проступка, при этом факт совершения истцом дисциплинарного проступка установлен материалами дела, подтвержден представленными доказательствами.
Порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности не нарушен, служебная проверка проведена в соответствии с требованиями Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, взыскание наложено не позднее одного месяца со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке.
Вопреки доводам кассатора о том, что неправомерные действия были совершены сотрудниками, уполномоченными на оформление документов, свидетели К.Н.Д. и А.З.Б. подтвердили, что по указанию Безверхнего В.О. за пределами рабочего времени ими были оформлены объяснения за граждан Монголии, без присутствия и участия этих граждан, также были оформлен документы, составляемые по результатам таможенного контроля - решения об отказе в выпуске транспортных средств. После чего, в данных документах должностными лицами Ташантинского таможенного поста, в том числе Безверхним В.О. были проставлены отметки с указанием недостоверного времени проведения таможенного контроля и принятия процессуальных решений.
Доводы кассатора об отсутствии вреда в результате вменяемых ему действий, положительная характеристика истца за период исполнения им должностных обязанностей, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, не соглашаться с вышеприведенными выводами которого, суд кассационной инстанции не усматривает.
Постановление следователя Барнаульского следственного отдела на транспорте Восточного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации от 5 октября 2023 г. об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием в действиях Безверхнего В.О. признаков уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных ст. ст. 285, 286, 292 УК РФ, как верно учтено судом апелляционной инстанции, не имеет для суда преюдициального значения, поскольку состав вменяемых Безверхнему В.О. уголовно-наказуемых деяний различен с составом совершенных Безверхним В.О. дисциплинарных проступков.
Все доводы и доказательства, приводимые заявителем в обоснование своей позиции по делу, оценены судами двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями ст. 67, ч. 4 ст.198, п. 5 ч. 2 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Иные доводы кассационной жалобы о неправильной оценке доказательств по делу, о неправильно установленных обстоятельствах дела, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что недопустимо в суде кассационной инстанции, так как в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Часть 3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В связи с изложенным судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Майминского районного суда Республики Алтай от 12 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 24 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Безверхнего Вячеслава Олеговича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.