Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лысовой Е.В, судей Ивановой Т.С, Курлаевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Пенкина В. В.ича к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, о признании решения о перерасчете пенсии за выслугу лет без применения районного коэффициента незаконным, возложении обязанности пересчитать пенсию
по кассационной жалобе истца Пенкина В. В.ича
на решение Мещанского районного суда города Москвы от 27 июня 2023 года
и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 19 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С, объяснения представителя ответчика Ч, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы истца, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пенкин В.В. обратился с исковым заявлением к ФССП России о признании решения о перерасчете пенсии за выслугу лет без применения районного коэффициента незаконным, возложении обязанности пересчитать пенсию.
В обоснование требований указал, он проходил службу в ФССП России, ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия за выслугу лет в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. в месяц с учетом ежемесячной доплаты.
После его переезда в Краснодарский край ФССП России принято решение о перерасчете и выплате пенсии без применения районного коэффициента, с чем он не согласился.
Обращаясь в суд, истец просил:
- признать незаконным решение о перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ за выслугу лет без применения районного коэффициента 20%;
- обязать произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента 20% с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 27.06.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 19.12.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные постановления, как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывается, что выводы суда первой и апелляционной инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм процессуального (ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и материального права.
В кассационной жалобе истец указывает на неправильное толкование судами первой и апелляционной инстанции нормы ст. 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", ст. 2, ст. 36, 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
В кассационной жалобе истец указывает, что по его мнению, судами первой и апелляционной инстанции не указаны конкретные нормы действующего законодательства, прямо утверждающие, что условием сохранения пенсионеру права на пенсию с применением соответствующего районного коэффициента при его переезде, является прохождение службы в течение определенного периода времени только в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Истец указывает, что является пенсионером ФССП России с ДД.ММ.ГГГГ, пенсия назначена ему ДД.ММ.ГГГГ за выслугу лет (31 год); истец проходил службу в районе, приравненном к Крайнему Северу в календарном исчислении 27 лет 10 месяцев 18 дней, что больше 20 лет, указанных в ст. 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Указывая на данные обстоятельства, истец полагает, что имеет право на сохранение исчисления пенсии с применением районного коэффициента 20%, установленного в районах, приравненных к Крайнему Северу, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства.
В заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ и после перерыва, объявленного в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ явились:
- представитель ответчика Ч, возражавшая против удовлетворения кассационной жалобы истца, полагавшая, что истец неверно толкует нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения.
О дате, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции лица, участвующие в деле, извещены письмами. Уведомления о вручении заказных почтовых отправлений с почтовыми идентификаторами имеются в материалах дела (истец - почтовый идентификатор N). Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
В соответствии со ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность решения суда первой инстанции и определения суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
К указанному выводу судебная коллегия приходит по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил(ч. 1 ст. 56, ст. ст. 57, 67, 68, ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) следующие фактические обстоятельства.
Пенкин В.В. проходил службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах внутренних дел Российской Федерации (04 г. 07 м. 06 дн.), а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах принудительного исполнения Российской Федерации (01 г. 11 мес. 16 дн.).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец замещал должности федеральной государственной гражданской службы в структурных подразделениях ФССП России, находящихся в Хабаровском крае, по которым присвоение специального звания предусмотрено не было.
ДД.ММ.ГГГГ истец уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по достижению предельного возраста пребывания на службе.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали, что отношения сторон регулируются положениями Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Суды первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального прав и обоснованно исходили из следующего.
С ДД.ММ.ГГГГ ФССП России перешла на иной вид государственной службы в связи с вступлением в силу Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 36 указанного Федерального закона стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия (ч. 1).
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; 2) период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 3) период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с ч. 1 ст. 35 настоящего Федерального закона; 4) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; 5) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; 6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; 7) период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; 8) период работы судьей; 9) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; 10) срок испытания при поступлении
гражданина на службу в органах принудительного исполнения (ч. 2).
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы: 1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; 2) во вредных условиях на должностях в органах принудительного исполнения - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 3).
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в ч.ч. 2 и 3 настоящей статьи, ч. 14 ст. 92 указанного Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении); 2) для назначения надбавки за выслугу лет - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении); 3) для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника - периоды, указанные в ч. 2 настоящей статьи, в ч. 14 ст. 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении); 4) для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения - периоды, указанные в п.п. 1 - 8 ч. 2 настоящей статьи, ч. 14 ст. 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении); 5) для предоставления иных социальных гарантий - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении); 6) для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации - периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) для представления к награждению ведомственными знаками отличия - периоды, определенные федеральным органом принудительного исполнения (в календарном исчислении) (ч. 4).
В силу положений ст. 68 Федерального закона от 01.10.2019 N 328 порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно, Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.
Статьей 96 указанного Федерального закона внесены изменения в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.
Положениями ст. 48 Закона Российской Федерации N 4468-1 определены условия применения коэффициентов к размерам пенсий, согласно которым пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные ст.ст. 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (ч.1).
За пенсионерами из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные ст.ст. 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 2).
Пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные ст.ст. 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1, 5 (ч. 3).
Аналогичные условия предусмотрены в п. 16.1 постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
По смыслу действующего законодательства условием сохранения пенсионеру права на пенсию с применением соответствующего районного коэффициента является прохождение службы в органах принудительного исполнения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет, то есть прохождение службы в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Разрешая заявленные требования, с учетом положений приведенных правовых норм и установленных по делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, учитывая период прохождения истцом службы в органах внутренних дел Российской Федерации и в органах принудительного исполнения Российской Федерации в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляет менее 20 лет, при переезде в Краснодарский край право на исчисление пенсии с применением соответствующего районного коэффициента у истца не сохраняется.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы истца в соответствии с положениями ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы истца о несогласии с выводом суда первой инстанции о недопустимости включения государственной гражданской службы в стаж службы в органах принудительного исполнения на том основании, что у истца не имелось специального звания (соответствующие доводы приведены истцом в кассационной жалобе), поскольку государственная гражданская служба не подлежит включению в срок службы в органах принудительного исполнения при решении вопроса о сохранении районного коэффициента к пенсии при выезде пенсионера из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, поскольку не засчитывается в указанный стаж как приравненная к военной службе.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций дано верное толкование нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства по делу.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на правильное рассмотрение дела, влекущих отмену принятых по настоящему делу судебных постановлений по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 27 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 19 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.