Второй кассационный суд общей юрисдикции
в составе судьи Шамрай М.С, рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к ГБУ "Управление Пенсионного фонда ДНР в г. Торезе" о включении периодов в стаж работы, назначении пенсии, по кассационной жалобе ОСФР по Донецкой Народной Республике на апелляционное определение Верховного суда Донецкой Народной Республики от 4 апреля 2024 г, которым произведена замена должника в исполнительном производстве.
УСТАНОВИЛА:
29 января 2024 г. Государственное бюджетное учреждение "Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в г. Торезе" (далее - ГБУ "УПФ ДНР в г. Торезе") обратилось в суд с заявлением, в котором просило произвести замену стороны в исполнительном производстве от 23 января 2024 г. N-ИП - должника ГБУ "УПФ ДНР в г. Торезе" на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике, указав, что на исполнении ОСП по г. Торезу ГУ ФССП России по Донецкой области находится исполнительный лист, выданный Харцызским межрайонным судом ДНР по делу N о возложении на ГБУ "УПФ ДНР в г. Торезе" обязанности включить в страховой стаж ФИО1 спорные периоды работы и назначить истцу пенсию по возрасту с 3 января 2023 г.
При этом Указом Главы ДНР от 26 октября 2023 г. полномочия по установлению и осуществлению выплаты пенсий с 1 ноября 2023 г. переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Во исполнение, этого Указа пенсионные дела переданы в клиентскую службу (на правах отдела) в г. Торезе, которая является подразделением отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ДНР. ГБУ "УПФ ДНР в г. Торезе" не имеет доступа к электронным базам пенсионеров и средств для осуществления выплат, в связи с чем, отсутствует реальная возможность исполнения вышеуказанного судебного решения.
Определением Харцызского межрайонного суда ДНР от 13 февраля 2024 г. в удовлетворении заявления ГБУ "УПФ ДНР в г. Торезе" о замене стороны в исполнительном производстве отказано.
Апелляционным определением Верховного суда ДНР от 4 апреля 2024г. определение Харцызского межрайонного суда ДНР от 13 февраля 2024 г. отменено. Заявление ГБУ "Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в г. Торезе" удовлетворено. Суд заменил сторону - должника в исполнительном производстве от 23 января 2024 г. N-ИП с Государственного бюджетного учреждения "Управление Пенсионного фонда ДНР в г. Торезе" на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ДНР.
В кассационной жалобе ОСФР по ДНР просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм процессуального права. Кассатор указывает на то, что в настоящее время Пенсионный фонд ДНР не ликвидирован, оба учреждения являются самостоятельными юридическими лицами с различной подчиненностью. Принимая во внимание, что спор о праве возник до дня передачи полномочий по установлению и осуществлению выплаты пенсий, назначаемых в соответствии с законодательством ДНР, а также тот факт, что на отделение в связи с передачей полномочий не возложены обязанности Пенсионного фонда ДНР, его территориальных подразделений в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве, оснований для замены стороны исполнительного производства не имеется.
В силу положений части 10 статьи 379.5 ГПК РФ кассационная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив по правилам ст. 379.6 ГГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность принятого судебного постановления суда апелляционной инстанции, кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленными судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ДНР от 20 декабря 2023 г. в страховой стаж ФИО1 включены периоды работы с 1 января 2010 г. по 28 апреля 2011 г. в ООО "Колумб", с 1 мая 2011 г. по 12 декабря 2012 г. в ООО "Колумб-2010", со 2 августа 2017 г. по 21 августа 2018 г. у ФЛП ФИО4; на ГБУ "УПФ ДНР в г. Торезе" возложена обязанность назначить ФИО1 пенсию по возрасту с 3 января 2023 г.
23 января 2024 г. ОСП по г. Торезу ГУФССП России по ДНР возбуждено исполнительное производство N-ИП по исполнению вышеуказанного решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления ГБУ "УПФ ДНР в г. Торезе" о замене должника в исполнительном производстве, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 44 ГПК РФ исходил из того, что правоотношения между ГБУ "УПФ ДНР в г. Торезе", которое не исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, и ФИО1, возникли до 1 ноября 2023 г, при этом полномочия по установлению и осуществлению выплаты пенсий переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации с 1 ноября 2023 г.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что при разрешении вопроса о замене стороны в исполнительном производстве суд первой инстанции не учел, что в связи с принятием Указа Главы ДНР N 506 от 26 октября 2023 г. полномочия по установлению и осуществлению выплаты пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, от Правительства Донецкой Народной Республики переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и с 1 ноября 2023 г. у Пенсионного Фонда ДНР, структурным подразделением которого является ГБУ "УПФ ДНР в г. Торезе", отсутствуют полномочия на исполнение решения суда вне зависимости от наличия в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о данном Учреждении.
Также суд апелляционной инстанции отметил, что в Российской Федерации единственным органом, являющимся страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (его территориальные органы), который отвечает по обязательствам в сфере пенсионного законодательства, в том числе установленных судебным решением, у ГБУ "УПФ ДНР в г. Торезе" с 1 ноября 2023 г. отсутствуют полномочия на исполнение соответствующего решения, в связи с чем, у суда первой инстанции не имелось предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении заявления о замене стороны в исполнительном производстве.
С учетом приведенных обстоятельств суд апелляционной инстанции счел определение суда первой инстанции постановленным с нарушением норм процессуального и материального права, что выразилось в неприменении закона, подлежащего применению. Определение межрайонного суда отменено, вопрос разрешен по существу, заявление ГБУ "УПФ ДНР в г. Торезе" о замене стороны в исполнительном производстве удовлетворено.
Суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Частями 1, 2 статьи 44 ГПК РФ предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 4 ст. 52 Федерального Закона N 229 "Об исполнительном производстве", в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК Российской Федерации, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).
Согласно Федеральному конституционному закону от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта -Донецкой Народной Республики", Договору между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, Донецкая Народная Республика считается принятой в Российскую Федерацию 30 сентября 2022 г.
В соответствии со статьей 4 вышеназванного Федерального конституционного закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Донецкой Народной Республики со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Донецкой Народной Республики.
В соответствии со статьей 14 указанного Федерального конституционного закона граждане Донецкой Народной Республики, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Федерального конституционного закона или в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме и на охрану здоровья. До 1 марта 2023 г. на территории Донецкой Народной Республики создаются территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 31 вышеуказанного закона, регламентирующей особенности регулирования отдельных отношений на территории Донецкой Народной Республики, в течение переходного периода особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме гражданам и лицам, указанным в части 1 статьи 14 настоящего Федерального конституционного закона, а также особенности правового регулирования отношений в сферах образования и науки на территории Донецкой Народной Республики устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 36 Закона установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта и до 1 января 2026 г. действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Указом Главы ДНР от 26 октября 2023 г. N 506 полномочия по установлению и осуществлению выплаты пенсий с 1 ноября 2023 г. переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
На основании совместного приказа Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики и отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике от 3 марта 2023 г. N 36/45 "О передаче пенсионных дел" находящиеся в ГБУ "УПФ ДНР в г. Торезе" действующие и архивные пенсионные дела на бумажных носителях переданы в клиентскую службу (на правах отдела) в г. Торезе отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 17 февраля 2023 г. N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (вступил в силу с 1 марта 2023 г.) установление и выплата пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случае, если полномочия соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по установлению и выплате пенсий, ежемесячных пенсионных выплат переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании соглашений, заключаемых между высшим исполнительным органом указанных субъектов Российской Федерации и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона между Правительством ДНР и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации заключено соглашение о предоставлении субвенции из бюджета Донецкой Народной Республики бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и издан Указ Главы ДНР от 26 октября 2023 г. N 506 "О передаче полномочий Донецкой Народной Республики по установлению и осуществлению выплаты пенсий Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1.1 данного Указа полномочия по установлению и осуществлению выплаты пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации с 1 ноября 2023 г.
Частями 5 и 22 статьи 2 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" установлено, что Фонд является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки), осуществляя свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
В соответствии с положениями статей 57 и 58 ГК РФ при реорганизации юридического лица его права и обязанности переходят к другому юридическому лицу в зависимости от формы реорганизации.
В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Правильно применив приведенные нормы права, разъяснения по их применению, приняв во внимание, что перераспределение публичных полномочий между государственными органами не должно являться препятствием к исполнению вступившего в законную силу судебного акта, а также приняв во внимание, что в Российской Федерации единственным органом, являющимся страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (его территориальные органы), который отвечает по обязательствам в сфере пенсионного законодательства, в том числе установленных судебным решением, при том, что у ГБУ "УПФ ДНР в г. Торезе" с 1 ноября 2023 г. отсутствуют полномочия на исполнение решений, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления о замене стороны в исполнительном производстве.
Выводы суда апелляционной инстанции заявителем по существу не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для замены стороны исполнительного производства направлены на иную оценку обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в нарушение своей компетенции, предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, суд
определил:
апелляционное определение Верховного суда Донецкой Народной Республики от 4 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ОСФР по Донецкой Народной Республике - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.