Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лукьяновой (фио) Г.О. на постановление судьи Троицкого районного суда адрес от 23 сентября 2022 года, которым
Лукьянова (фио) фио признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
05 августа 2022 года специалистом экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес в Троицком и адрес составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лукьяновой (фио) Г.О.
Дело передано на рассмотрение в Троицкий районный суд Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Лукьянова (Кондратюк Г.О.) просит отменить судебный акт, приводя доводы об его незаконности, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Лукьянова (фио) Г.О. не явилась, извещена о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом (почтовый идентификатор 80402094298480), в связи с чем, дело по жалобе рассматриваю в его отсутствие.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес в Троицком и адрес фио явилась, пояснила, что привлечение Лукьяновой (фио) Г.О. по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на дату - 23 сентября 2022 года было правомерным, поскольку ею 08 мая 2022 года не были выполнены требования подпунктов 2.1, 2.2 пункта 2 Постановления N 22 "О внесении изменений в постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 и от 30 марта 2020 года N 9" (изменения, вносимые в постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19 и от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19).
Проверив также письменные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
29 июля 2022 года Кондратюк Г.О. заключила брак с фио о чём составлена актовая запись N 120229500009501164004 в отделе ЗАГС Московского областного Дворца бракосочетания N 1 ГУ ЗАГС адрес. После заключения брака фамилия фио изменена на Лукьянова.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Административная ответственность, предусмотренная частью 2 указанной статьи наступает за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно статье 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на адрес, в соответствии со статьей 31, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации издано постановление от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019".
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении Лукьяновой (фио) Г.О. дела об административном правонарушении) гражданам Российской Федерации, прибывающим на адрес воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) необходимо обеспечить заполнение анкеты прибывающего на адрес до прибытия на адрес в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
Пункт 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" утратил силу - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 октября 2022 года N 22.
Пункт 2.4 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" утратил силу - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02 июля 2021 года N 17.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, 08 августа 2022 года в 00 час. 01 мин. гражданка Российской Федерации Лукьянова (Кондратюк Г.О.) зарегистрированная и проживающая по адресу: адрес, кв-л д. 328, с. 10 прибыв 04 мая 2022 года в Российскую Федерацию из адрес на самолёте авиарейсом марка автомобиля, в течение трех календарных дней со дня прибытия на адрес не разместила информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на адрес" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1), не прошла лабораторные исследования на COVID-19 методом ПЦР, прибыв 04 мая 2022 года на адрес из адрес.
Приведенные в указанном протоколе обстоятельства послужили основанием для привлечения Лукьяновой (фио) Г.О. к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением судьи Троицкого районного суда адрес.
Вместе с тем состоявшимся по настоящему делу судебным актом законным признать нельзя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 указанной статьи закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 4.3 постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 октября 2022 года N 22 и Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 17 пункты 2.2 и 2.4 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 признаны утратившими силу.
Таким образом, на момент вынесения судьей районного суда 11 июня 2022 года постановления о привлечении Лукьяновой (фио) Г.О. к административной ответственности обязанность прибывающих из зарубежных стран на адрес лиц о прохождении в указанный выше срок повторного лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР и предоставлении сведений о его результатах в ЕПГУ путем заполнения соответствующей формы, невыполнение которой было вменено Лукьяновой (фио) Г.О, отменена.
В силу пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц.
Исходя из положений указанных норм, при отмене закона, установившего административную ответственность, производство по делу об административном правонарушении в отношении Лукьяновой (фио) Г.О. подлежало прекращению.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое судебное постановление подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с отменой постановления судьи по указанному основанию не вхожу в обсуждение иных доводов жалобы, так как действие закона, отменяющего административную ответственность, является самостоятельным основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу Лукьяновой (фио) Г.О. удовлетворить.
Постановление судьи Троицкого районного суда адрес от 23 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лукьяновой (фио) фио, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.