Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 января 2005 г. N Ф04-8974/2004(7200-А27-29)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Шахта имени 7 ноября" (далее - ОАО "Шахта им. 7 ноября") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (уточненным ворядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Кемеровской области (далее - Инспекция МНС РФ) от 25.06.2003 N 109 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 16 617 424 руб., платы за пользование водными объектами в размере 973 890 руб., единого социального налога (далее - ЕСН) в размере 29 153 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафных санкций.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 01.11.2004 требования ОАО "Шахта им. 7 ноября" удовлетворены частично. Решение Инспекции МНС РФ от 25.06.2003 N 109 признано недействительным в части доначисления 1 690 610 руб. НДС, 973 890 руб. платы за пользование водными объектами, а также соответствующих сумм пеней и штрафных санкций. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенные судебные акты в части удовлетворения требований ОАО "Шахта им. 7 ноября" отменить и принять новое решение об отказе заявителю в удовлетворении требований в полном объеме по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В судебном заседании представитель поддержал доводы, приведенные в жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу не соглашается с доводами кассационной жалобы, считая их несостоятельными, а решение и постановление арбитражного суда - законными и обоснованными. Просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве. В судебном заседании представитель поддержал доводы, перечисленные в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба Инспекции МНС РФ подлежит частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ проведена выездная налоговая проверка ОАО "Шахта им. 7 ноября" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.07.2000 по 01.12.2002.
По результатам проверки Инспекцией МНС РФ составлен акт и принято решение N 109 от 25.06.2003 о привлечении ОАО "Шахта им. 7 ноября" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса РФ, доначислении налогов и начислении соответствующих пеней.
Полагая, что данное решение в части доначисления 16 617 424 руб. НДС, 973 890 руб. платы за пользование водными объектами, 29 153 руб. ЕСН, а также соответствующих сумм пеней и штрафных санкций незаконно, ОАО "Шахта им. 7 ноября" обжаловало его в указанной части в арбитражный суд.
Как видно из материалов дела, основанием доначисления платы за пользование водными объектами послужила неуплата налогоплательщиком в 2002 году сумм платежей за забор попутно извлеченной подземной воды в объеме 11 247, 5 тыс. м. куб.
Удовлетворяя требования заявителя о признания недействительным решения Инспекции МНС РФ от 25.06.2003 N 109 в части доначисления платы за пользование водными объектами, начисления соответствующих пеней и штрафных санкций, Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что ОАО "Шахта им. 7 ноября" в данном случае не является плательщиком платы за пользование водными объектами, а откачиваемые им из горных выработок дренажные воды не имеют статуса водного объекта.
Кассационная инстанция считает данный вывод правильным, основанным на правильном применении положений статей 1 и 2 Закона РФ от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" и статьи 17 Водного кодекса РФ.
Признавая недействительным оспариваемое постановление Инспекции МНС РФ в части доначисления 1 690 610 руб. НДС, соответствующих сумм пеней и штрафных санкций, судебные инстанции исходил из того, что все условия применения налоговых вычетов, предусмотренные статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ, ОАО "Шахта им. 7 ноября" выполнены. Отсутствие же сведений о поставщиках в едином государственном реестре юридических лиц не является основанием для отказа в применении вычетов.
Вывод судебных инстанций о наличии у ОАО "Шахта им. 7 ноября" права на возмещение НДС из бюджета является недостаточно обоснованным, и данное обстоятельство нуждается в дополнительной проверке с позиции определения фактического поступления сумм НДС в бюджет в ходе взаиморасчетов между сторонами, добросовестности налогоплательщика и использования им схемы проведения расчетных операций для незаконного возмещения НДС из бюджета.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также перепродажи.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ установлено, что данные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 N 169-0 во взаимосвязи с Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.02.2001, праву на возмещение из бюджета сумм налога корреспондирует обязанность по уплате НДС в бюджет в денежной форме. Следовательно, для признания обоснованности применения заявленных налогоплательщиком вычетов необходимо проверить, поступил ли в ходе взаиморасчетов между сторонами по сделкам фактически в бюджет НДС.
С учетом вышеизложенного положения, приведенного в пункте 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.11.2004 N 324-0, а также отсутствия сведений о поставщиках, выставлявших заявителю счета-фактуры, и соответственно, невозможности проверить факты начисления и оплаты ими НДС в бюджет, вывод судебных инстанций о наличии у ОАО "Шахта им. 7 ноября" права на возмещение НДС из бюджета не может быть признан обоснованным, поскольку противоречит имеющимся в материалах дела документам.
Вместе с тем, по указанному основанию заявителю доначислено 1 686 348 руб.
Причиной же доначисления 4 262 руб. НДС, согласно решению Инспекции МНС РФ от 25.06.2003 N 109 явилось несоответствие счетов-фактур, выставленных ООО "Стек", требованиям статьи 169 Налогового кодекса РФ: адрес предприятия указан г. Новосибирск, а ИНН - г. Тюмени. Однако судебные инстанции, не исследовали данные обстоятельства и не дали им правовой оценки. Удовлетворив требования ОАО "Шахта им. 7 ноября" в этой части, арбитражный суд в нарушение статей 15 и 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ не изложил мотивы, по которым он пришел к данному выводу.
В связи с этим вынесенные по делу судебные акты в указанной части подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию. При новом рассмотрении суду следует устранить допущенные нарушения судебного разбирательства и рассмотреть спор в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь пунктами 1 и 3 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 14.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11946/2003-6 в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Кемеровской области от 25.06.2003 N 109 о доначислении налога на добавленную стоимость в размере 1 690 610 руб., начисления соответствующих сумм пеней и штрафных санкций отменить.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
В остальной части решение от 14.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11946/2003-6 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2005 г. N Ф04-8974/2004(7200-А27-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании