Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 мая 2004 г. N Ф04/2422-198/А81-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" (далее - ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало- Ненецкого автономного округа с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительными решения налогового органа N ТС-2.11.-17/6067 от 07.05.2003 в части доначисления платежей за право на добычу нефти, доначисления платежей за право на добычу песка, а так же начисления пеней на указанные суммы платежей и применения мер ответственности в виде штрафа в размере 20 процентов от указанных сумм платежей.
В обоснование заявленного требования налогоплательщик ссылается на неправильное определение налоговой инспекцией налогооблагаемой базы по платежам за право пользования недрами по нефти в 2000-2001 годах (определение объемов потерь, исключаемых из общего количества добытой нефти); включение в состав сверхнормативных потерь нефти от порыва нефтепроводов, неисправности и негерметичности промыслового оборудования; отказ инспекции в применении льготы на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 1213 от 01.11.1999; неправильное определение налогооблагаемой базы по песку.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 20.01.2004 без изменения, заявленные требования ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" удовлетворены в полно объеме. Решение налогового органа N ТС-2.11.-17/6067 от 07.05.2003 признано недействительным в части доначисления платежей за право на добычу нефти в сумме 3281523 руб., доначисления платежей за право на добычу нефти в сумме 11134 руб., доначисления платежей за право на добычу нефти в сумме 19069987 руб., доначисления платежей за право на добычу песка в сумме 9836500 руб., а так же начисления пеней на указанные суммы платежей и применения мер ответственности в виде штрафа в размере 20 процентов от указанных сумм платежей.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанцией норм материального права, просит состоявшиеся по делу решение от 27.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.01.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
По мнению подателя кассационной жалобы, судебные инстанции необоснованно определили налогооблагаемый объем добытого полезного ископаемого с учетом нормативных, а не фактических потерь, который привел к занижению Обществом налоговой базы и соответственно суммы платы за право на добычу нефти.
Кроме этого, суды обеих инстанций неправомерно указали, что из объема сверхнормативных потерь должны исключаться потери от порывов нефтепроводов, неисправности и не герметичности промыслового оборудования. Суд пришел к ошибочному выводу, что Инспекция руководствовалась не законом, а подзаконным актом - инструкцией ГНС Российской Федерации N 17 от 30.01.1993, пункт 11 которой определяет, что к сверхнормативным потерям следует относить потери нефти от порыва нефтепроводов, неисправности и не герметичности промыслового оборудования, так как указанные потери не предусмотрены в проектах разработки и обустройства месторождений, и инструкция тем самым устанавливает иные объекты налогообложения по сравнению с Законом Российской Федерации "О недрах".
Суды неправомерно согласились с доводами налогоплательщика относительно правомерности использования в 2001 году льготы по плате за пользование недрами.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации Распоряжением от 28.12.2001 N 966-р предоставило льготу на 2001 год по плате за пользование недрами.
Дополнения к лицензиям на право пользования недрами по ОАО "СибнефтьНоябрьскнефтегаз" зарегистрированы Управлением природных ресурсов МПР России по Ямало-Ненецкому автономному округу только 01.03.2002.
Следовательно, до внесения изменений и дополнений в лицензионное соглашение налогоплательщик не имел права на пользование льготой по плате за пользование недрами.
ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" в отзыве на кассационную жалобу считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, проанализировала доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим причинам.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией в период с 14.10.2002 по 13.01.2003 проведена выездная налоговая проверка ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" по вопросам правильности исчисления и своевременности перечисления платежей за право пользования недрами за период с 01.01.2000 по 31.12.2001.
По результатам проверки руководителем налоговой инспекции составлен акт от 12.03.2003 N 15 и принято решение N ТС-2.11.-17/6067 от 07.05.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно данному решению налогоплательщику доначислено платежей за право пользования недрами в общей сумме 30567156 руб.; на сумму несвоевременно уплаченного налога начислены пени в сумме 1337534 руб.; кроме того, налогоплательщику начислены налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1697412 руб.
Не согласившись с позицией налоговой инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным в части доначисления платежей за право на добычу нефти в суммах 328 152 руб., 11134 руб. и в сумме 19069987 руб., доначисления платежей за право на добычу песка в сумме 98365500 руб., а так же начисления соответствующих сумм пеней и штрафа в размере 20 процентов от размера указанных платежей.
Принимая по делу судебные акты, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа исходил из того, что налогоплательщиком при исчислении платы за пользование недрами правильно определил налогооблагаемую базу, обоснованно пользовался льготой при добыче нефти, добытой из введенных в эксплуатацию бездействовавших, контрольных скважин и скважин, находившихся в консервации по состоянию на 01.01.1999, обоснованно применил при определении размера платы за добычу песка цену реализации добытого полезного ископаемого.
У суда кассационной инстанции нет оснований для изменения принятых по делу решения и постановления.
Согласно статье 41 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в редакции, действовавшей в проверяемый период) платежи за право на добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора.
Нормативные потери нефти Общества согласованы с Управлением Тюменского округа Госгортехнадзора России на 2000-2001 годы по месторождениям.
В соответствии с пунктом 11 Инструкции Минфина Российской Федерации от 04.02.1993 N 8, Госналогслужбы Российской Федерации от 30.01.1993 N 17 и Госгортехнадзора Российской Федерации от 04.02.1993 N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" плата за право на пользование недрами производится с учетом фактически допущенных потерь. Только при прямом методе определения объемов добычи и потерь данные платежи ежемесячно должны производиться с учетом фактических потерь, а при расчетном (косвенном) методе определения добычи и потерь размер помесячной платы определяется с учетом норматива потерь, а в последующем по итогам года производится корректировка по фактическим потерям в целом за год.
Исследовав представленные заявителем доказательства, в том числе результаты контрольных работ по фактическому обмеру технологических потерь нефти и газа по месторождениям ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз", утвержденных отчетом ОАО "СибНИИНП" по договору N 134 от 14.02.2000, суд пришел к выводу что величины фактических потерь нефти и газа по месторождениям Общества не превышают нормативов и при таких обстоятельствах у налоговой инспекции не было законных оснований для доначисления платы за право пользования недрами по сверхнормативным потерям.
В кассационной жалобе налоговая инспекция ссылается на то, что судебными актами дана неверная оценка доводам о занижении сверхнормативных потерь в 2000-2001 по причине исключения из них потерь нефти от порыва нефтепроводов, неисправности и не герметичности промыслового и резервуарного оборудования.
Кассационная инстанция поддерживает выводы суда о том, что включение стоимость данных потерь нефти в налогооблагаемую базу не основано на нормах права так как отмечено обязанности уплачивать платежей с объемов потерь от порыва нефтепроводов, неисправности промыслового и резервуарного оборудования Закон "О недрах" не устанавливает.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что 25.11.2002 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-752/1323А-02 принято решение, оставленное постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.03.2003 без изменения, с участием этих же сторон - Общества и налогового органа. Принятым по делу судебным актом также было признано недействительным решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в связи с исключением из налогооблагаемой базы стоимости потерь нефти от порыва нефтепроводов, неисправности промыслового и резервуарного оборудования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.1999 N 1213 "О мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации скважин на нефтяных месторождениях" Министерству природных ресурсов Российской Федерации в соответствии со статьями 40 и 44 Закона Российской Федерации "О недрах" поручено освободить организации, осуществляющие добычу нефти, от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в отношении нефти, добытой из введенных в эксплуатацию бездействовавших, контрольных скважин и скважин, находившихся в консервации по состоянию на 01.01.1999, за исключением новых скважин, находящихся в ожидании освоения после бурения.
Судом установлено, Общество своевременно подало заявку на предоставление льготы по внесению платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.1999 N 1213. Факт и объемы добычи нефти из введенных в эксплуатацию бездействовавших, контрольных скважин и скважин, находившихся в консервации по состоянию на 01.01.1999, налоговым органом не оспаривается.
При таких условиях, установив, что добыча нефти Обществом осуществлялась из введенных в эксплуатацию бездействовавших, контрольных скважин и скважин, находившихся в консервации по состоянию на 01.01.1999, суд пришел к обоснованному выводу о правомерном применении в 2001 году действовавшей льготы, установленной Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 966-р от 28.12.2001.
Обстоятельство, в соответствии с которым Распоряжение Министерства природных ресурсов Российской Федерации вынесено в конце года, а изменения в лицензионное соглашение Общества зарегистрированы Управлениями природных ресурсов Министерства природных ресурсов по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам только 01.03.2002, не могло повлиять на обоснованность примененной льготы.
Распоряжение Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 966-р от 28.12.2001 в настоящее время не отменено, принято органом управления в рамках полномочий, им утвержден срок, начиная с которого применяется льгота. Изменения в лицензионное соглашение утверждаются внесены Управлениями природных ресурсов Министерства природных ресурсов по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, являющимися территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе и о применения налогоплательщиком в 2001 году при определении размера платы за добычу песка необоснованно применялись цены реализации добытого полезного ископаемого без применения затратного метода, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правильная оценка.
При этом суд обоснованно исходил из того, что доначисление платежей за право добычи песка произведено налоговым органом в нарушение порядка определения размера платежей за право пользование недрами. Налоговая инспекция не указала стоимость добытого сухоройного песка, определенную в установленном законом порядке и соответственно материалами проверки не доказана разница между стоимостью добытого сухоройного песка и ценой реализации гидронамывного песка. Утверждения налогового органа о наличии разницы в ценах не обосновано нормативно.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Оснований для переоценки данных выводов суда у кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется, и поэтому доводы кассационной жалобы жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа не принимаются.
Кассационная коллегия считает, что Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным сторонами, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
Решение от 27.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.01.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-2881/3896А-03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 мая 2004 г. N Ф04/2422-198/А81-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании