Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 октября 2005 г. N Ф04-8117/2004(15794-А46-33)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Сибирская нефтяная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омской таможне (далее - Таможня) о признании незаконными действий Таможни, выразившихся в отказе зачесть сумму излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 101523380 руб. при экспорте сырой нефти, и обязании Омской таможни зачесть сумму излишне уплаченной при экспорте сырой нефти таможенной пошлины в размере 101523380 руб. в счет предстоящих таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 13.09.2004, заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.11.2004 принятые по настоящему делу судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Обществом было направлено заявление о пересмотре судебного акта кассационной инстанции в порядке надзора от 01.12.2004 (л.д. 37-42, том 2).
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2005 было отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований (л.д, 43, том 2).
При новом рассмотрении дела решением суда от 30.03.2005 Обществу было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что действующее налоговое и таможенное законодательство Российской Федерации необходимость уплаты таможенных платежей связывает с юридическим фактом пересечения товарами, заявленными к таможенному оформлению, таможенной границы Российской Федерации, а не с фактом предъявления таможенной декларации в таможенный орган; что к спорным правоотношениям подлежит применению пункт 37 Инструкции "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи", утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК РФ) от 30.04.2002 N 444.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.07.2005 решение суда первой инстанции от 30.03.2005 было отменено, принят новый судебный акт, - заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя требования Общества, апелляционная инстанция указала, что пункт 37 указанной Инструкции не подлежит применению, поскольку регулирует отношения, не относящиеся к таможенному делу, то есть они установлены с превышением полномочий ГТК РФ, и в этой части Инструкция не соответствует Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда от 30.03.2005 по настоящему делу.
12.10.2005 суд кассационной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 284, статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил объявить перерыв в судебном заседании до 14.10.2005 на 11-00 часов.
14.10.2005 в 11-00 часов судебное заседание было продолжено, представители сторон не явились, что согласно части 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для продолжениясудебного заседания.
Судом и материалами дела установлено следующее.
Общество 28.02.2003 и 31.03.2003 согласно временным грузовым таможенным декларациям (далее - В ГТД) произвело оформление экспорта сырой нефти для вывоза в Китай, Польшу и Германию. При этом вывозная таможенная пошлина на товар Обществом была уплачена по действующей на момент подачи временных деклараций ставке, равной 25,9 доллара США за 1 тонну нефти. Транспортировка нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации по указанным декларациям должна быть произведена в апреле 2003 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, и товары, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" от 14.03.2003 N 156 ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую с 01.04.2003 увеличена до 40,3 доллара США за 1 тонну нефти.
До подачи полных грузовых таможенных деклараций, а именно 05.05.2003, Общество доплатило вывозную таможенную пошлину на экспортированную в апреле 2003 года нефть. Доплата была произведена согласно требованиям пункта 37 Инструкции "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи".
Письмом от 06.08.2003 N НК 05/7347 Общество на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обратилось в Таможню с требованием о зачете излишне уплаченной, по его мнению, вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в размере 101523380 руб.
Таможня отказала заявителю в зачете уплаченной вывозной таможенной пошлины в указанном выше размере, о чем сообщила письмом от 22.08.2003 N 01-26/10974. При этом Таможня, ссылаясь на пункт 37 Инструкции "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи" и Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 N 156, указала на необходимость расчета таможенной пошлины при подаче полной грузовой таможенной декларации по ставкам, действующим на день фактического перемещения нефти, и, как следствие, на отсутствие излишне уплаченной таможенной пошлины.
В порядке первоначального обжалования Общество 20.10.2003 обратилось с жалобой в Сибирское таможенное управление. Сибирское таможенное управление письмом от 26.11.2003 N 01-63/1/16536 отказало Обществу в удовлетворении жалобы, признав действия Таможни по отказу в возмещении излишне уплаченных таможенных платежей правомерными.
Не согласившись с действиями таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 110, 111 ТК РФ, пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", таможенная пошлина - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Таким образом, с учетом статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 5 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", таможенная пошлина - это налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу.
На основании изложенного, кассационная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции, что действующее налоговое и таможенное законодательство Российской Федерации необходимость уплаты таможенных платежей связывает с юридическим фактом пересечения товарами, заявленными к таможенному оформлению, таможенной границы Российской Федерации, а не с фактом предъявления таможенной декларации в таможенный орган. Как следует из платежного поручения Общества от 19.03.2003 N 4902, уплата пошлины в размере 176000000 руб. была произведена за экспорт нефти в апреле 2003, а не за подачу таможенной декларации (л.д. 33, том 1).
Согласно статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.
Следовательно, ставки таможенных пошлин, установленные на определенный временной период перемещения товара через таможенную территорию Российской Федерации, являются едиными для всех лиц, если иное не предусмотрено Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В отношении товара, классифицируемого по товарной позиции 2709 по Товарной номенклатуре (нефть сырая), ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются на срок два календарных месяца, начиная с 1 февраля 2002 года, в порядке согласно положений части 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Таким образом, размер пошлины, подлежащей уплате декларантом в связи с вывозом конкретного товара с таможенной территории, в целом исчисляется исходя из размера ставки, действующей в период перемещения товара за таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии со статьей 119 ТК РФ таможенная пошлина уплачивается до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При этом, согласно части 3 статьи 175 ТК РФ, таможенный орган не вправе отказать в принятии таможенной декларации.
Статьей 177 ТК РФ предусмотрено, что если декларант в силу особых причин не может подать полную таможенную декларацию, таможенный орган Российской Федерации в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, вправе разрешить подачу временной или неполной таможенной декларации при условии, что временная или неполная таможенная декларация содержит основные сведения, необходимые для таможенных целей, и что недостающие сведения будут представлены в сроки, устанавливаемые таможенным органом Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 127, 169, 177 и 178 ТК РФ Государственный таможенный комитет Российской Федерации приказом от 30.04.2002 N 444 утвердил Инструкцию "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи" (далее - Инструкция).
Порядок таможенного оформления товаров при их декларировании путем подачи в ВГТД, установлен разделами 3, 6 Инструкции.
При этом, в соответствии с пунктами 19 и 21 Инструкции, в течение 30 дней после поставки, но не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем фактической поставки партии товара, декларант представляет в таможенный орган, производивший таможенное оформление указанного товара, полную грузовую таможенную декларацию которая подается за каждый календарный месяц.
Полная ГТД заполняется и подается декларантом, принимается и оформляется таможенным органом в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России, действующими на день принятия таможенным органом ВГТД. Таким образом, в том случае, если декларант (Общество) воспользовался правом подачи ВГТД, установленным статьей 177 ТК РФ, фактическая поставка товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом, сопровождается представлением 2-х таможенных деклараций, - временной и полной.
Как указывалось выше, таможенная пошлина уплачивается до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Поскольку в рассматриваемом случае подаются две таможенные декларации, то таможенная пошлина, представляющая из себя взнос за вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации в определенный период, в соответствии со статьей 119 ТК РФ может быть уплачена в два этапа, - при подаче временной и при подаче полной таможенных деклараций, с той целью, чтобы суммарный размер внесенного декларантом платежа не был меньше размера таможенной пошлины, подлежащей уплате за экспорт товара в заявленный период (в том числе, с соблюдением ставок пошлины, действующих в период фактического вывоза товара).
Разделом 6 Инструкции установлен следующий порядок уплаты таможенных платежей в отношении товаров, декларирование которых производилось путем подачи ВГТД (п. 37): - если в результате поставки сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и сборов увеличивается по сравнению с заявленной в ВГТД, производится их доплата, а если уменьшается - таможенный орган, производивший таможенное оформление, возвращает плательщику разницу либо по желанию плательщика засчитывает в счет будущих платежей излишне уплаченные суммы; - увеличение или уменьшение таможенных платежей возникает, в том числе, при изменении ставок вывозной таможенной пошлины и иных обязательных таможенных платежей в заявленном периоде.
Доплата таможенных платежей производится плательщиком до или одновременно с принятием грузовой таможенной декларации таможенным органом Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о наличии переплаты по таможенной пошлине, поскольку она была ранее полностью уплачена Обществом при подаче полной ГТД до или одновременно с подачей ГТД. условия использования порядка данного декларирования товаров, предусмотренного статьями 119, 177 ТК РФ, разделом 3 и пунктом 35 Инструкции, а окончательное исчисление таможенной пошлины производится при подаче полной ГТД. При этом, если исчисленная сумма таможенной пошлины увеличивается по сравнению с уплаченной, производится ее доплата, а в случае, если уменьшается - таможенный орган возвращает плательщику разницу в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации в порядке применительно к возврату излишне уплаченных таможенных платежей (пункт 37 Инструкции).
Согласно статьи 1 ТК РФ, таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Статья 11 ТК РФ наделяет ГТК РФ компетенцией по изданию нормативных актов по таможенномуделу, обязательных для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации и иными государственными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами. Указанные нормативные акты подлежат регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инструкция, утвержденная Приказом ГТК РФ от 30.04.2002 N 444, была опубликована в "Российской газете" 26.09.2002, зарегистрирована в Минюсте Российской Федерации 19.09.2002, то есть вступила в силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 763 от 23.05.1996; в установленном законом порядке не признана недействующей полностью или в части.
Поскольку составной частью таможенного дела является порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, а также порядок и условия таможенного оформления, нормативно-правое регулирование которых отнесено к ведению ГТК РФ, то кассационная инстанция считает необоснованным вывод апелляционной инстанции о том, что пункт 37 Инструкции не подлежит применению, поскольку регулирует отношения, не относящиеся к таможенному делу и ведению ГТК РФ.
Также нельзя согласиться с выводом апелляционной инстанции о том, что Инструкция не подлежит применению при разрешении вопросов, связанных с уплатой налогов (в том числе, таможенной пошлины), так как не является актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", частью 3 статьи 1, частью 2 статьи 2 НК РФ, статьей 110 ТК РФ таможенная пошлина отнесена не только к федеральным налогам, но и к таможенным платежам, в связи с чем к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенной пошлины, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных пошлин, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает, что предоставленное ТК РФ право представлять В ГТД ставки вывозных таможенных пошлин, отличающиеся от ставок, подлежащих применению при общем порядке декларирования. В противном случае декларанты ставились бы в неравное положение в зависимости от выбранного ими порядка декларирования товаров, что нарушало бы требования статьи 111 ТК РФ, части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", статьи 3 НК РФ.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции от 13.07,2005 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции по настоящему делу - оставлению в силе в части отказа в удовлетворении заявленных требований Общества, поскольку отказ Таможни в зачете в счет предстоящих платежей суммы 101523380 руб. таможенной пошлины, уплаченной за экспорт нефти в апреле при подаче полной ГТД, был правомерен, о чем указал суд первой инстанции.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы и отказом в удовлетворении заявленных требований Общества, госпошлина за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций относится на Общество.
В связи с тем, что заявление Общества о признании незаконными действий (бездействия) таможенного органа, выразившихся в отказе зачесть сумму излишне уплаченного налога, носит неимущественный характер и было подано до вступления в силу главы 25.3 НК РФ, за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежит взысканию гопошлина в размере 1000 руб. (пункт 4 части 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине"), за рассмотрение дела в суде апелляционной и кассационной инстанций - по 2000 руб. (пункты 3 и 12 части 1 статьи 333.21 НК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции выдается Арбитражным судом Омской области.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Кассационную жалобу Омской таможни удовлетворить, постановление апелляционной инстанции от 13.07.2005 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-840/03 (А-825/04) отменить.
Решение от 29.03.2005, изготовленное в полном объеме 30.03.2005, Арбитражного суда Омской области по настоящему делу в части взыскания с открытого акционерного общества "Сибирская нефтяная компания" города Омска государственной пошлины в размере 104000 руб. отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Сибирская нефтяная компания" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5000 руб.
В остальной части решение от 29.03.2005, изготовленное в полном объеме 30.03.2005, Арбитражного суда Омской области по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2005 г. N Ф04-8117/2004(15794-А46-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании