Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 февраля 2006 г. N Ф04-285/2006(19539-А03-15)
(извлечение)
Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к предпринимателю Третьякову Виктору Анатольевичу о взыскании 10 000 рублей штрафа, наложенного на основании пункта 1 статьи 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Решением от 05.10.2005 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на их неправомерность.
Законность и обоснованность решения суда в апелляционной инстанции не проверялась.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права. Считает, что Третьякова В.А, к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ, является законным. Просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу от предпринимателя Третьякова В.А. в суд не поступил.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает ее подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Третьяков В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 03.09.2002, что подтверзвдаетея выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 14.01.2005 N 6140, В связи с нарушением предпринимателем Третьяковым В.А. установленного статьей 11 Федерального Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" 30-дневного срока регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда начальником Пенсионного фонда 13.04.2005 вынесено постановление N 95 о привлечении Третьякова В.А, к ответственности по пункту 1 статьи 27 названного Федерального закона в виде взыскания штрафа в размере 10 000 рублей.
На основании указанного постановления предпринимателю направлено требование от 13.04.2005 N 95 об уплате штрафной санкции за нарушение сроков регистрации страхователей в органах пенсионного фонда Российской Федерации.
Неуплата штрафа в добровольном порядке в срок, указанный в требовании до 29.05.2005, послужила основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций в принудительном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании с предпринимателя штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", арбитражный суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
Не ставя под сомнение факт нарушения пенсионного законодательства, суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что ответственность к Третьякову В.А. не может быть применена, поскольку с 01.01.2004 Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ) обязанность индивидуальных предпринимателей непосредственно самим обращаться в Пенсионный фонд с заявлением о регистрации в качестве страхователей отменена.
Данный вывод суда является ошибочным.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с платой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", действовавшей на момент регистрации Третьякова В.А. в качестве индивидуального предпринимателя, регистрация страхователей по обязательному пенсионному страхованию в территориальных органах Пенсионного фонда осуществляется в 30-дневный срок со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства или по месту осуществления деятельности.
За нарушение страхователем указанного срока регистрации пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей, а за нарушение срока более чем на 90 дней - 10 000 рублей.
Вывод арбитражного суда о том, что в связи с отменой с 01.01.2004 обязанности индивидуальных предпринимателей непосредственно самим обращаться в Пенсионный фонд с заявлением о регистрации в качестве страхователя к ним не могут применяться меры ответственности, предусмотренные статьей 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", основан на неправильном толковании норм материального права.
Изменение срока представления документов (сведений) для регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя Пенсионного фонда Российской Федерации (с 30-дневного на 5-дневный) произошло вследствие изменения с 01.01.2004 процедуры государственной регистрации и постановки на учет.
При этом с указанной даты обязанность по предоставлению необходимой информации для проведения регистрации в пятидневный срок возложена на налоговые органы лишь в отношении индивидуальных предпринимателей, внесенных в Государственный реестр после 01.01.2004, Следовательно, на Третьякова В. А., зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 03.09.2002, то есть до вступления в действие Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ, установленные этим Законом порядок и сроки регистрации не распространяются.
Такой вывод содержится также в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79, согласно пункту 1 которого юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей до 01.01.2004, после этой даты сохраняют обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
С учетом изложенного, в действиях Третьякова В.А. усматривается состав правонарушения, за которое пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрена ответственность, и постановление от 13.04.2005 N 95 вынесено Пенсионным фондом правомерно.
Ссылка суда на пункт 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованна в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ устранена обязанность индивидуальных предпринимателей по регистрации в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотренная статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ. Однако указанным Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ не предусмотрено придание его положениям обратной силы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Однако учитывая, что с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ ответственность за нарушение страхователем срока регистрации в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, установленная статьей 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, не была отменена, придание судом указанной норме права обратной силы неправомерно.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция считает, что состоявшийся судебный акт подлежит отмене, а требования Пенсионного фонда следует удовлетворить.
Исполнительные листы в соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдаются соответствующим судом, рассматривающим дело в первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 05.10.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14049/05-23 отменить.
Принять новое решение.
Взыскать с индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, Третьякова Виктора Анатольевича, 26.12.1977 года рождения, уроженца с.Тосток Солтонского района Алтайского края, адрес: 659324, г.Бийск, ул.Чапаева, 24 - в пользу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края - штраф в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей и в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанции 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2006 г. N Ф04-285/2006(19539-А03-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании