Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 февраля 2006 г. N Ф04-760/2006(20054-А27-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Грот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России Мб по Кемеровской области г. Топки (далее - инспекция) о признании незаконным постановления инспекции от 22.09.2005 N 73 по делу об административном правонарушении.
Решением от 09.11.2005 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.12.2005 решение суда отменено, судом принят новый судебный акт о признании незаконным оспариваемого постановления инспекции.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению инспекции, должностные лица налоговых органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, а также рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
В обоснование своих доводов, инспекция ссылается на статью 23.50 КоАП Российской Федерации, пункт 1 Положения о Федеральной налоговой службе, Приказ ФПС России от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@.
В судебное заседание представители сторон не явились.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, сотрудниками инспекции 08.09.2005 проведена проверка реализации обществом алкогольной продукции и обнаружено, что у руководителя отсутствует лицензия на ее продажу.
О факте выявленного административного правонарушения составлен акт от 08.09.2005 N 57 и составлен протокол от 20.09.2005 N 54-05.
Постановлением инспекции от 22.09.2005 N 73 общество привлечено к административной ответственности за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по статье 14.16. КоАП Российской Федерации в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о признании незаконным постановления инспекции по делу об административном нарушении по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Пунктом 1 Положения "О Федеральной налоговой службе Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующих бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Пределы предоставленной налоговым органам компетенции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции установлены пунктами 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1 раздела второго упомянутого Положения, согласно которым Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за представлением деклараций об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья; фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также выдачей лицензий на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 23.50. КоАП Российской Федерации органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16. КоАП Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 28.3. КоАП Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП в пределах компетенции соответствующих органов.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление инспекции, поскольку у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции, а, следовательно, и по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16. КоАП Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 26.12.2005 по делу N А27-33812/2005-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 февраля 2006 г. N Ф04-760/2006(20054-А27-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании