Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 марта 2006 г. N Ф04-208/2006(19505-А03-29)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Алтайскому краю (далее по тексту - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о взыскании с предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Александрова Юрия Геннадьевича (далее по тексту - предприниматель) 322 195,22 рублей, в том числе: доначисленных по результатам выездной налоговой проверки налога на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ), единого социального налога (далее по тексту - ЕСН), налога на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС), акцизов в общей сумме 179 620 рублей, пени в размере 39 166,22 рублей, начисленных за несвоевременную уплату вышеперечисленных налогов, и штрафов в размере 103 409 рублей за совершение правонарушений, ответственность за которые предусмотрена п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 НК РФ.
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 10 по Алтайскому краю, являясь в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 12.11.2004 Ма САЭ-3-15/4 правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Алтайскому краю, до рассмотрения заявленного требования по существу отказался от требования в части взыскания с предпринимателя доначисленного НДФЛ в размере 20 093 рублей, ЕСН в размере 7 180 рублей, платежей в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 147 рублей, платежей в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2 531 рубль, НДС в размере 50 767 рублей, акцизов по налогооблагаемым операциям с нефтепродуктами в размере 20 000 рублей, в связи с их уплатой.
Решением от 26,05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2005, с предпринимателя взыскан доначисленный акциз в размере 78 902 рублей, пени в размере 39 166,12 рублей, штраф в размере 250 рублей по п. 1 ст. 126 НК РФ и 2 823,76 рублей по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Арбитражным судом ввиду отказа налогового органа от заявленных требований, прекратил производство по делу в данной части.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить принятые арбитражным судом первой и апелляционной инстанций решения и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению предпринимателя, арбитражным судом не дана оценка тому обстоятельству, что поставщиками нефтепродуктов ООО "Алеран", ООО "Контракт Ойл Алтай", ЗАО "Алейский сахарник" акциз уже оплачен.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со ст.ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав предпринимателя и его представителя в судебном заседании, проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанций при принятии решений в обжалуемой части норм материального и процессуального права, не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, должностными лицами Инспекции проведена выездная налоговая проверка деятельности предпринимателя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет НДФЛ, ЕСН и НДС за 2002-2003 года, акциза по совершению операций с нефтепродуктами за 2003 год, результаты которой отражены в акте от 05.08.2004 N АП 05 117.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией 20.08.2004 принято решение N РП-05-117 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных: п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДФЛ в виде штрафа в размере 4 019 рублей, за неполную уплату ЕСН за 2002 и 2003 года в виде штрафа в размере 1 971 рубль, за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 2 467 рублей, за неполную уплату акциза в виде штрафа в размере 19 780 рублей, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок документов в виде штрафа в размере 250 рублей.
Предпринимателю также предложено перечислить в бюджет доначисленный НДФЛ в размере 20 093 рублей, ЕСН в размере 9 858 рублей, НДС в размере 50 767 рублей, акциз в сумме 98 902 рублей и пени в размере 3 359,13 рублей, начисленные за несвоевременную по НДФЛ, 1 362, 76 рублей пени, начисленных за несвоевременную уплату ЕСН, 8 175,33 рублей пени, начисленных за несвоевременную уплату НДС, 26 269 рублей, пени, начисленных за несвоевременную уплату акцизов.
Не исполнение предпринимателем в установленные сроки требований Инспекций от 20.08.2004 об уплате вышеперечисленных сумм явилось основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о их взыскании.
Признавая обоснованным доначисление предпринимателю акцизов, арбитражный суд первой и апелляционной инстанции приняли законное и обоснованное решение в данной части исходя из следующего.
Согласно ст. 179 НК РФ плательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, если они свершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл. 22 НК РФ.
В ст. 182 НК РФ приведен перечень операций, которые признаются объектом обложения акцизом, причем операции с нефтепродуктами выделены отдельно.
С 01.01.2002 вступила в силу ст. 179.1 НК РФ, в соответствии с которой организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, оптовую, оптово-розничную и розничную реализацию нефтепродуктов, выдаются свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Из содержания названной статьи следует, что свидетельство выдается только тем лицам, которые имеют в собственности мощности, необходимые для осуществления соответствующего вида деятельности.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации") в ст. 182 НК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2003.
Так, согласно п.п. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.2003) объектом налогообложения признается получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство. При этом для целей исчисления акциза получением нефтепродуктов признаются: приобретение нефтепродуктов в собственность; оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов); оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов); получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки, В соответствии с п. 3 ст. 187 НК РФ налоговая база по объекту налогообложения, указанному в п.п. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ, определяется как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении (абзац 2 п. 3 ст. 187 НК РФ).
Арбитражный суд первой инстанции принимая по делу решение обоснованно исходил из того, что законодателем не поставлено уплата акциза при приобретении нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство в зависимость от дальнейшей реализации этих нефтепродуктов, поскольку в силу п. 1 ст. 182 НК РФ для целей исчисления акциза в данном случае необходимы два иных условия, а именно: наличие свидетельства и приобретение нефтепродуктов в собственность.
Таким образом, с 01.01.2003 налогоплательщиками акциза по нефтепродуктам становятся не только производители, но и организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие операции с нефтепродуктами (оптовая, оптово-розничная или розничная реализация), имеющие свидетельство, которые после приобретения нефтепродуктов самостоятельно начисляют и уплачивают акциз в бюджет.
Арбитражным судом в ходе рассмотрения дела установлено и предпринимателем не оспаривается, что он в период с 01.01.2003 по 31.12.2003 имел свидетельство о регистрации лица, осуществляющего операции с нефтепродуктами и приобретал в январе 2003 года нефтепродукты у ООО "Алеран", ООО "КонтрактОйлАлтай", ЗАО "Алейский сахарник". Исходя из вышеизложенных норм права и установленных обстоятельств, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу положений ст. 179.1 НК РФ предприниматель является плательщиком акциза в период действия свидетельства.
Нарушений арбитражным судом первой и апелляционной инстанции при принятии решений норм процессуального права не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 26.09.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13745/04-34 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 марта 2006 г. N Ф04-208/2006(19505-А03-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании