Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 мая 2006 г. N Ф04-2398/2006(22146-А75-33)
(извлечение)
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" (далее - ОАО "Тюменьэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - налоговая инспекция) по начислению пеней на сумму несвоевременно уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в размере 1910712,42 руб.
Заявленные требования налогоплательщик мотивировал тем, что налоговой инспекцией необоснованно начислены пени на сумму просрочки исполнения обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог, поскольку срок уплаты данного налога не установлен в предусмотренном законодательном порядке.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07.11.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.01.2006 решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение, в соответствии с которым действия должностных лиц налоговой инспекции, выразившихся в начислении пеней на сумму просрочки исполнения обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемых в территориальный дорожный фонд Ханты-Мансийского автономного округа, в размере 1910712,42 руб. признаны незаконными.
Суд обязал налоговую инспекцию исключить из состава задолженности ОАО "Тюменьэнерго" указанную сумму пеней.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебной инстанцией норм материального права и процессуального права несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшееся по делу постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Податель кассационной жалобы считает, что поскольку пунктом 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, предусмотрено, что налог на пользователей автомобильных дорог вносится ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц, то следует считать, что датой, по истечении которой налоговый платеж считается произведенным с нарушением установленного срока и возникает возможность начисления пеней в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, является 15-ое число соответствующего месяца.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Тюменьэнерго" постановление апелляционной инстанции считает законным, обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что в лицевом счете ОАО "Тюменьэнерго" в налоговой инспекции числится задолженность по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 191071242 руб. В ответ на запрос ОАО "Тюменьэнерго" от 26.05.2005 налоговый орган в письме от 20.06.2005 N 10/22835 сообщил об отсутствии оснований для списания указанной суммы пени.
Налоговая инспекция также указала, что недоимка по пени образовалась на 20.05.1996. В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" с 20.05.1996 не осуществлялось взимание пеней, имевшихся на это время. Пени были восстановлены предприятию и поставлены к уплате в 2002 и 2003 годах в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Как следует из списка отсрочек, сумма пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог 1905639,17 руб. отсрочена обществу на период с 01.01.2002 по 31.01.2002. Документы, подтверждающие образование задолженности и начисление пени, не сохранились, в связи с истечением срока хранения, что подтверждается актом от 21.10.2002 N 5.
Несогласие с действиями налогового органа по отказу в списании пеней, послужило основанием налогоплательщику для обращения с настоящим заявлением в суд.
Кассационная инстанция считает, что, принимая по делу решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что статьей 2 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется федеральным законом. Порядок образования и использования средств территориальных фондов - законами субъектов Российской Федерации.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 13.03.2000 N 15-03 "О порядке формирования и использования средств территориального дорожного фонда Ханты-Мансийского автономного округа" срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, входящий как составная часть в понятие "порядок образования фонда", не установлен.
На этом основании суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод налоговой инспекции, о том, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд определен в установленном законом порядке; действия налогового органа по начислению пени в спорной сумме за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, являются незаконными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъекта Российской Федерации.
Законодатель прямо отнес к полномочиям субъектов Российской Федерации право самостоятельно устанавливать порядок и сроки уплаты региональных налогов (пункт 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Нормами статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации применительно к каждому такому действию.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации ранее был предусмотрен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации. Согласно данному Порядку налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Данные нормы права, регулирующие образование и использование средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, действовали до 2001 года.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 приостановлено на 2001 и 2002 годы.
С 01.01.2001 вступил в силу Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Статьей 4 названного Закона внесены изменения в пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", согласно которым сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды.
Следовательно, порядок и сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог должны быть установлены региональными нормами права.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 13.03.2000 N 15-03 "О порядке формирования и использования средств территориального дорожного фонда Ханта-Мансийского автономного округа", как указано выше, не установлен срок на пользователей автомобильных дорог не установлен
Проанализировав указанные выше нормы права и исходя из фактических обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что действия налоговой инспекции по начислению пеней в размере 1910712,42 руб. по налогу на пользователей автомобильных дорог, зачисляемому в территориальный дорожный фонд, не основаны на законе.
Довод налоговой инспекции о том, что налогоплательщик обратился в суд с нарушением трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции исследовался и ему дана надлежащая оценка как несостоятельному. Данный вывод суда основан на достоверно установленных фактических обстоятельствах дела и кассационная инстанция не видит оснований для его переоценки.
Установив правомерность требований заявителя и необоснованность доводов ответчика, арбитражным судом апелляционной инстанции принято правильное и надлежащим образом мотивированное постановление и у суда кассационной инстанции не имеется оснований для его отмены либо изменения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 12.01.2006 по делу N А75-8891/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 мая 2006 г. N Ф04-2398/2006(22146-А75-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании