Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 ноября 2004 г. N Ф04-8117/2004(6201-А46-33)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Сибирская нефтяная компания" (далее - ОАО "Сибнефть") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Омской таможни Сибирского таможенного управления (далее - Омская таможня), выразившихся в отказе зачесть сумму излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 101523380 руб. при экспорте сырой нефти и обязании Омской таможни зачесть сумму излишне уплаченной при экспорте сырой нефти таможенной пошлины в размере 101523380 руб. в счет предстоящих таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.06.2004, оставленным постановлением апелляционной инстанции того же суда от 13.09.2004 без изменения, заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Омская таможня, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшееся по делу решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" устанавливает порядок изменения ставок вывозных таможенных пошлин по принципу периодического мониторинга международных цен на нефть. Для целей Закона РФ "О таможенном тарифе" его статьей 5 определения "товара", "пошлины", "таможенной стоимости" даны в зависимости от срока вывоза (ввоза) товара с таможенной территории РФ.
То есть размер таможенной пошлины зависит от ставки пошлины, действующей на момент вывоза товара с таможенной территории РФ. При этих условиях, законодательство о таможенном деле, предусматривая возможность для налогоплательщика заранее производить декларирование товара до осуществления его перемещения, устанавливает ограничения в отношении порядка и сроков полной оплаты таможенной пошлины за товар, поставляемый трубопроводным транспортом, связывая его со сроком поставки и действием ставки налогового платежа.
В случае увеличения ставки вывозной таможенной пошлины в период между подачей временной грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), поставкой нефти и подачей полной ГТД производится доплата таможенных платежей одновременно с принятием таможенным органом Российской Федерации полной ГТД в соответствии с пунктом 37 Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, утвержденной приказом ГТК России от 30.04.2002 N 444.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителями в судебном заседании, ОАО "Сибнефть" считает вынесенные по делу судебные решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит принятые по делу решение и постановление подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, что ОАО "Сибнефть" 28.02.2003 и 31.03.2003 согласно временным грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) произвело оформление экспорта сырой нефти для вывоза в Китай, Польшу и Германию. При этом вывозная таможенная пошлина на товар декларантом была уплачена по действующей на момент подачи временных деклараций ставке, равной 25,9 долларов США за 1000 килограмм нефти. Транспортировка нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации по указанным декларациям производилась в апреле 2003 года.
Постановлением Правительства РФ "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, и товары, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" от 14.03.2003 N 156 ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую с 01.04.2003 увеличена до 40,3 долларов США за 1000 килограмм нефти.
До подачи полных грузовых таможенных деклараций, а именно, 05.05.2003 ОАО "Сибнефть" доплатило вывозную таможенную пошлину на экспортированную в апреле 2003 года нефть. Доплата была произведена согласно требованиям пункта 37 Инструкции "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи" утвержденного Приказом ГТК России от 30.04.2002 N 444. Сумма доплаты составила 27000000 руб.
Письмом от 06.08.2003 N НК 05/7347 ОАО "Сибнефть" на основании статьи 78 Налогового Кодекса Российской Федерации обратилось в Омскую таможню с требованием о зачете излишне уплаченной, по его мнению, вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в размере 101523380 руб.
Омская таможня отказала заявителю в зачете излишне уплаченной вывозной таможенной пошлины в указанном выше размере, о чем сообщила письмом от 22.08.2003 N 01-26/10974.
В порядке первоначального обжалования ОАО "Сибнефть" 20.10.2003 обратилось с жалобой в Сибирское таможенное управление. Сибирское таможенное управление письмом от 26.11.2003 N 01-63/1/16536 отказало ОАО "Сибнефть" в удовлетворении жалобы, признав действия Омской таможни по отказу в возмещении излишне уплаченных таможенных платежей правомерными.
Не согласившись с действиями таможенного органа, ОАО "Сибнефть" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции указали, что согласно пункту 1 статьи 110 Таможенного Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенная пошлина есть таможенный платеж, начисление, уплата и взимание которого производятся в соответствии с ТК РФ.
В соответствии со статьей 119 ТК РФ таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.
Статьей 177 ТК РФ предусмотрена возможность представления временной декларации с разрешения таможенного органа. Данным правом и воспользовался заявитель, представив в Омскую таможню в феврале-марте 2003 года временные грузовые декларации на экспортируемую нефть, которые были приняты должностными лицами Омской таможни и в соответствии с положениями статьи 175 ТК РФ с этого момента ГТД приобрели статус документов, свидетельствующих о фактах, имеющих юридическое значение.
Проанализировав правовой смысл статей 119, 175, 177 ТК РФ, суд пришел к выводу, что для целей уплаты таможенной пошлины как федерального налога представление временной грузовой таможенной декларации имеет такое же значение, что и подача полной грузовой таможенной декларации, если объект обложения вывозной таможенной пошлиной не изменился. В данном конкретном случае количество сырой нефти, заявленной ОАО "Сибнефть" не увеличилось.
Учитывая, что ОАО "Сибнефть" произвело уплату таможенной пошлины до принятия временных грузовых таможенных деклараций, доплата им таможенной пошлины в результате повышения ее ставки после ее фактической уплаты не основана на Законе Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", суд посчитал уплату таможенной пошлины в сумме 101523380 руб. излишней и в соответствии со статьей 78 НК РФ, действующей в период возникновения спорных правоотношений, подлежащей зачету в счет предстоящих платежей по этому же налогу.
Однако в соответствии с пунктом 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд в мотивировочной части решения должен указать фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Основным юридическим фактом, свидетельством которого по смыслу стати 75 ТК РФ выступает временная ГТД, является факт реализации товаров в таможенном режиме экспорта. Действующее таможенное и налоговое законодательство Российской Федерации необходимость уплаты таможенных платежей связывает с юридическим фактом пересечения товарами, заявленными к таможенному оформлению, таможенной границы Российской Федерации, а не с фактом предъявления таможенной декларации в таможенный орган# .
Поэтому довод ОАО "Сибнефть", поддержанный судебными инстанциями, о том, что размер таможенных платежей, подлежащих внесению в бюджет, определяется исходя из размера таможенных тарифов, существовавших на дату оформления временных таможенных деклараций, а не на момент пересечения товара таможенной границы, является недостаточно обоснованным.
Нормами права, предусмотренными статьей 177 ТК РФ, пунктом 1.2 Положения о применении временных, неполных и периодических таможенных деклараций, утвержденного приказом ГТК РФ от 17.04.2000 N 299, установлено, что особый порядок декларирования может применяться с разрешения таможенного органа, если на момент подачи таможенной декларации неизвестны или не могут быть точно заявлены отдельные сведения о товарах и транспортных средствах, их перевозящих (сведения о количестве товаров, таможенной стоимости и тому подобные сведения, непосредственно зависящие от количества и качества перемещаемых товаров; сведения о перевозочных документах), а также о стране назначения вывозимых товаров.
Таким образом, временная декларация не может бесспорно свидетельствовать о всех значимых юридических фактах, имеющих отношение к перемещению товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Временная грузовая таможенная декларация не исключает, а наоборот, предполагает обязательное представление полной ГТД, которая действительно по смыслу статьи 175 ТК РФ с момента ее оформления приобретает статус документа, свидетельствующего о фактах, имеющих юридическое значение. Именно основная грузовая таможенная декларация содержит в себе те сведения, которые являются определяющими для установления окончательного размера таможенных платежей, подлежащих зачислению в бюджет.
Возражения таможенного органа судом отклонены на том основании, что они основаны на приказах, письмах и инструкциях ГТК, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Однако согласно положениям статьи 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует только властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 НК РФ таможенная пошлина и таможенные сборы относятся к федеральным налогам и сборам.
Согласно статье 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Порядок установления ставок таможенной пошлины, порядок и сроки ее уплаты определяется Таможенным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Согласно статье 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (Закон Российской Федерации от 18.06.1993 N 5221-1) в случаях, предусмотренных ТК РФ, иными актами законодательства Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации и иными государственными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами. Указанные нормативные акты подлежат регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных настоящим Законом, определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 данной статьи закона установлено, что в отношении товара, классифицируемого по товарной позиции 2709 по Товарной номенклатуре (нефть сырая), ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации путем мониторинга цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в целях определения средней цены за период мониторинга.
Периодом мониторинга цен на нефть на мировых рынках нефтяного сырья являются каждые два календарных месяца начиная с 01.11.2001.
Учитывая, что налоговым законодательством порядок установления ставок таможенной пошлины, порядок и сроки ее уплаты в исследуемый период не был определен, а действующим законодательством данные области правового регулирования были возложены на Правительство и Государственный таможенный Комитет Российской Федерации, выводы суда о неприменении приказов и инструкций ГТК Российской Федерации следует признать не достаточно основанными на нормах материального права.
При таких обстоятельствах суду следовало дать оценку доводам таможенного органа о необходимости определения стоимость таможенных платежей, исчисляемых на основании таможенных тарифов, действовавших не на дату подачи временной декларации, а на момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации или на момент подачи основной ГТД, поскольку, по утверждениям таможенного органа, перечисление таможенной пошлины в бюджет происходит на основании основной, а не временной ГТД.
Кроме того, судебными инстанциями при разрешении спора не учтено то обстоятельство, что в соответствии с подпунктом "э" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1992 N 552, таможенные платежи включаются в себестоимость продукции. ОАО "Сибнефть" включало сумму таможенных платежей в цену товара (нефти), поэтому фактически эта сумма взималась не за счет его прибыли (результатов хозяйственной деятельности), а с покупателей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Правительства РФ от 05.08.1992 N 552
В силу данных обстоятельств ОАО "Сибнефть" требуя возврата таможенных платежей, расходы по оплате которых возмещены ему уже в составе продажной цены на товар покупателями, претендует по существу на их повторное возмещение, что может быть расценено только как неосновательное обогащение.
В то же время судами не исследовался вопрос о том, осуществляло ли ОАО "Сибнефть" до обращения в суд с настоящим заявлением возврат оспариваемой суммы таможенных платежей покупателям реализованной продукции и не воспользовались ли покупатели своим правом на истребование излишне оплаченной в составе стоимости товара таможенной пошлины, исчисленной, как полагает заявитель, с использованием незаконно завышенных ставок.
При таких условиях суд кассационной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда, изложенные в решении и постановлении апелляционной инстанции, сделаны на основании неполно исследованных обстоятельств дела. Суд допустил нарушение норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо, с учетом изложенного, исследовать материалы дела, предложить сторонам предоставить дополнительные доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, рассмотреть заявленные требования по существу, принять законное решение, разрешить вопрос о распределении между сторонами расходов по оплате государственной пошлины, в том числе и за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
решение от 15.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.09.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-840/03 (А-825/04) отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2004 г. N Ф04-8117/2004(6201-А46-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании