Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 марта 2006 г. N Ф04-692/2006(20058-А27-7)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Ясногорский торговый центр" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Кемеровской области, город Березовский, о признании незаконным и отмене постановления от 28.09.2005 N 342-опер о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 17.11.2005 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены. Постановление 28.09.2005 N 342-опер по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и отменено.
В апелляционном порядке законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Кемеровской области просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права. Полагает, что выводы арбитражного суда о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а, следовательно, и по составлению протоколов об административных правонарушениях, противоречат подпункту 5.1.4 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 506 (с последующими изменениями), согласно которому Федеральная налоговая служба наделена полномочиями по контролю за фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом, и, исходя из доводов жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки общества с ограниченной ответственностью "Ясногорский торговый центр" налоговым органом вынесено постановление 28.09.2005 N 342-опер о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб. Основанием для составления протокола и привлечения к административной ответственности послужил тот факт, что при предъявлении проверяющему налоговому инспектору документов, подтверждающих легальность происхождения алкогольной продукции, находящейся в реализации, в разделе "Б" копии справки к товаротранспортной накладной отсутствовал оттиск печати собственника товара - ООО "Ясногорский торговый центр", как это предусмотрено пунктом 3 Перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1019.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество с ограниченной ответственностью "Ясногорский торговый центр" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а, следовательно, и по составлению протоколов об административном правонарушении и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение данных правил, у налогового органа отсутствуют.
Данный вывод арбитражного суда является правильным, соответствующим действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии со статьей 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 Ле 506, установлено, что Федеральная налоговая служба (ФНС) является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующийбюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктами 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1 Положения Федеральной налоговой службы определена компетенция налогового органа, в соответствии с которой он осуществляет контроль за представлением деклараций об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья; фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также выдачей лицензий на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции.
Часть 3 статьи 14.16 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, проверка соблюдения которых, как усматривается из указанных выше пунктов Положения, не входит в полномочия налогового органа.
Арбитражным судом установлено, что в соответствии со статьей 23.3, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право рассматривать дела об административных правонарушениях входит в компетенцию органов внутренних дел. Функциями контроля и надзора за розничной продажей алкогольной продукции обладают органы Роспотребназора.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно признал незаконным и отменил постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Кемеровской области, поскольку у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи этилового спирта" алкогольной спиртосодержащей продукции, а, следовательно,и по составлению протоколов об административных правонарушениях предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кассационная инстанция не принимает довод налогового органа, что пункт 5.1.4 Положения о ФНС, согласно которому Федеральная налоговая служба России осуществляет полномочия по контролю за фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляет право налоговым органам осуществлять контроль за розничной продажей алкогольной продукции, поскольку об этом прямо не указано в данном пункте, не вытекает из системного толкования иных указанных в Положении полномочий. По мнению кассационной инстанции расширительное толкование полномочий, указанных в пункте 5.1.4 Положения, недопустимо.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17 11.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-36149/05-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 марта 2006 г. N Ф04-692/2006(20058-А27-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании