Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 мая 2006 г. N Ф04-2919/2006(22726-А45-27)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Новосибирской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к дочернему открытого акционерного общества "Чулымское хлебоприемное предприятие" открытое акционерное общество "Новосибирскхлебопродукт" (далее - общество) о взыскании налоговых санкций, назначенных на основании решения от 22.04.2005 N 35 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена пунктом 1 статьи 122, частью 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 345080 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.02.2006 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Принимая решение, суд исходил из того, что требования инспекции основаны на материалах выездной налоговой проверки, проведенной по периоду, предшествующему введению процедуры конкурсного управления, являются законными и обоснованными.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции.
По мнению общества, судом, при вынесении решения не применены нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении возникших спорных правоотношений, а именно, абзац 3 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127- ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания инспекция не представила.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах инспекция пришла к заключению о занижении обществом суммы налога на прибыль за 2004 год на 224640 руб., налога на добавленную стоимость за 2003 год - 230006 руб., 2004 год - 75345 руб., а также о нарушении обществом пунктов 1, 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, в результате чего за период с 23.12.2003 по 30.03.2005 образовалась задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 1195409 руб. Акт выездной налоговой проверки от 07.04.2005 N 35
По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение от 22.04.2005 N 35 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога:
- по налогу на добавленную стоимость - 61070, 2 руб., в том числе за 2003 год - 46 001 рубль, за 2004 год - 15 069 руб.
- по налогу на прибыль - 44928 руб., в том числе в федеральный бюджет - 9360 рублей, в бюджет субъекта РФ - 31 824 руб., в местный бюджет - 3744 руб.
Кроме этого, указанным решением общество привлечено к ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы неполно перечисленного налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению. Сумма штрафа составила 239081,8 руб.
Направленное требование об уплате налоговой санкции N 35 от 26.04.2005 обществом в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения инспекции в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении кассационной жалобы, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Из материалов дела следует, что решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.05.2005 по делу N А45-9317/05-4/214 о признании общества несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства принято после вынесения инспекцией решения N 35 от 22.04.2005 о привлечении общества к налоговой ответственности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о возмещении морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 данного Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Содержащийся в статье 134 этого же закона порядок определения очередности исполнения требований не изменяет порядка предъявления этих требований, указанного в статье 126 данного Закона.
В частях 2, 5 статьи 2, части 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона указано, что под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего органа и государственные внебюджетные фонды, размер которых определяется без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Исходя из требований пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на момент введения наблюдения, могут быть предъявлены только с соблюдением установленного указанным Законом порядка предъявления требования к должнику.
По смыслу главы 8 НК Российской Федерации к таким требованиям относятся требования, непосредственно вытекающие из закрепленной в статье 57 Конституции Российской Федерации обязанности налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы, - о взыскании задолженности по налогам и сборам и пеней за их несвоевременную уплату (при условии, что они не являются текущими применительно к статье 5 Закона о банкротстве).
Между тем согласно пункту 1 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации закреплен принцип судебного привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, что означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения налогового правонарушения, вины налогоплательщика, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности, как обязательных условий привлечения к ответственности (статьи 106, 108, 109, 111 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном статьями 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.
По указанным основаниям доводы общества о неправильном применении судом норм права признаны несостоятельными.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.02.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24940/05-47/733 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2006 г. N Ф04-2919/2006(22726-А45-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании