Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 августа 2006 г. N Ф04-4952/2006(25095-А81-27)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица К. (далее по тексту предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы нарушением предпринимателем К. правил реализации алкогольной продукции.
Решением от 27.03.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении требований отказано.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что инспекцией превышены полномочия при привлечении предпринимателя к административной ответственности.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новое решение требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что инспекция наделена функциями по контролю за розничной торговлей алкогольной и спиртосодержащей продукции, а так же правом составлять протоколы об административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отзыва на кассационную жалобу в материалы дела не поступило.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает решение суда подлежащим отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что инспекцией по результатам проверки соблюдения предпринимателем правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции составлен протокол от 12.01.2006 N 000001 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для составления протокола послужило то обстоятельство, что в проверяемом периоде предприниматель осуществляла розничную продажу алкогольной продукции без товарно-транспортной документации, подтверждающей легальность ее производства и оборота (сертификатов соответствия, справок к товарно-транспортным накладным, справок к грузовым таможенным декларациям, документов о качестве).
Указывая на нарушение предпринимателем Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее Закон N 171 ФЗ) и правил продажи алкогольной продукции, инспекция 12.01.2006 обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Отказывая инспекции в удовлетворении заявленного требования по основанию отсутствия у налогового органа полномочий по выявлению административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, суд не учел, что исходя из части 1 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Статья 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе за соблюдением условий действия лицензий на производство и оборот алкогольной продукции, осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
В силу статьи 2 названного Закона оборотом алкогольной продукции является ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Исходя из пункта 20 Правил продажи алкогольной продукции, действовавших на момент совершения административного правонарушения, контроль за их соблюдением осуществляется в том числе федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктом 6.6 этого Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Данные меры в силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Статья 14.16. КоАП Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что вывод суда об отсутствии у органов Федеральной налоговой службы полномочий по рассмотрению дел выявлению административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, не соответствует законодательству.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене по основанию неправильного истолкования норм материального права, а дело направлению на новое рассмотрение в соответствии с требованиями статей 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 27.03.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-542/06 отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 14.16. КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Решением суда первой инстанции налоговому органу отказано в удовлетворении требования о привлечении лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в виду отсутствия у налогового органа полномочий по выявлению данных правонарушений.
Федеральный арбитражный суд округа, отменяя состоявшееся судебное решение, дал следующие разъяснения.
В соответствии с Положением о ФНС России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов. Реализуя полномочия, Федеральная служба имеет право применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства.
Данные меры в силу ч. 1 статьи 3.1 КоАП РФ являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, исходя из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что вывод об отсутствии у органов ФНС России полномочий по рассмотрению дел выявлению административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, не соответствует законодательству.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 августа 2006 г. N Ф04-4952/2006(25095-А81-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании